Самолет с цинковым гробом приземлился в Барнаульском аэропорту 8 декабря в 17.20.
Отец Михаил был митрофорным протоиереем (самое высокое звание для женатого священника), то есть при жизни носил такой же головной убор, что и епископ, только без креста на верху митры (куполообразная шапка). В Алтайском крае митры были у четырех священнослужителей: у троих в Барнауле и у одного в Бийске. Когда гроб с телом отца Михаила прибыл в Барнаул, протоиерея переложили из цинкового в обычный, который не подошел из-за митры (священника полагается класть в гроб вместе с головным убором).
Все, кто в это время находился рядом с телом отца Михаила, заметили улыбку на его лице.
Около 20.00 в Никольском храме прошла лития, которую служил епископ Барнаульский и Алтайский Максим. Лицо отца Михаила было накрыто специальной тончайшей тканью, так называемой "воздухи". Ее открыли только родственникам после службы.
Вечером 8 декабря на панихиду с Михаилом Капрановым в храме собралось около 400 человек. Утром 9 декабря Никольский храм был заполнен до отказа. Владыка, епископ Барнаульский и Алтайский Максим прибыл на отпевание спустя 20 минут после окончания воскресной службы в Покровском соборе. После прощания родственников гроб закрыли в храме.
Попрощаться с Михаилом Капрановым приехали священники из Иркутска и Москвы, пришла большая часть творческойэлиты Барнаула. Среди них были писатель Александр Родионов, художник Сергей Боженко, архитектор Петр Анисифоров.
И в Никольском храме, и на Черницком кладбище, где отца Михаила похоронили рядом с родителями и дочерью, все только и говорили: "Небеса салютуют отцу Михаилу. Это чудо". Даже старожилы не припомнят, когда последний раз на Алтае был такой куржак. Изморозь на деревьях на фоне огненного заката выглядела настоящим чудом. К сожалению, это чудо было прощальным…
Из жизни опального священника
Отец Михаил Капранов родился в 1944 году в Нижнем Новгороде в простой семье. Его отец работал на автозаводе, мать была домохозяйкой, как говорили, у них была обычная советская семья. Уже в юности отец Михаил узнал, что его дед служил царю и Отечеству, был награжден Георгиевским крестом и золотым именным оружием, он геройски погиб во время Брусиловского прорыва. А мама оказалась из семьи раскулаченных, ее отца, мать, сестер и братьев советская власть сослала на Урал, где вскоре все они умерли. Ее спасло то, что в момент раскулачивания она жила и училась в другом городе.
Сразу после окончания школы, в 1961 году, Михаил поступил в Нижегородский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, окончить который ему удалось только спустя тридцать с лишним лет, в 1993 году, заочно. В том же году он окончил духовную академию.
В 1968 году Михаил с друзьями распространили в центре города листовки. Студенты, представившись группой "Обновление", называли суд СССР фальшивым и лицемерным, оказывающим неприкрытое насилие и отличающимся несостоятельностью обвинения. Они требовали свободы политических союзов и организаций, амнистии политическим заключенным и отмены преследований за политические убеждения, отмены цензуры, опубликования архивных документов 30-50-х годов. Михаила Капранова приговорили к семи годам лишения свободы в политическом лагере строгого режима в Мордовии по бывшей "сталинской статье" за антисоветскую агитацию. Он освободился в 1976 году. Но служить на родине ему не позволили, пришлось уехать в Сибирь. В Барнаул он приехал в 1989 году.
"Он говорил, что вернется…"
Протоиерей Александр Новопашин, настоятель новосибирского собора Александра Невского:
- Нас связывала с отцом Михаилом давняя дружба. Мы много говорили о его прошлом. Отец Михаил часто вспоминал, что в молодости на первом досмотре с него сняли нательный крест. Однако мысль о том, что того креста, который дает сам Господь, никто лишить его не сможет, успокаивала, и укрепляла молитва. В тюрьме он не оставлял ее ни на минуту. И только молитвы продлевали ему жизнь, давали новые силы в последние, не самые тяжелые, но и нелегкие для него годы.
Петр Анисифоров, архитектор Барнаула:
- Последний раз мы встречались с отцом Михаилом накануне его отъезда в Гурзуф. Как всегда, говорили о жизни, он говорил, что едет в Крым эмоционально восстановиться. Планировал вернуться на Алтай в конце декабря. Наше знакомство началось еще в 1989 году, когда он был вынужден уехать из Красноярска из-за "пагубного влияния на Астафьева". Для меня отец Михаил был столпом интеллектуальной жизни, который любил и знал русскую культуру, искусство, историю. Это человек и священник такой недосягаемой для многих людей глубины.
Самое важное - в нашем Telegram-канале