Об этом 30 мая в Белокурихе сообщил спикер краевого Заксобрания Иван Лоор. Здесь прошло выездное заседание аграрного комитета Совета Федерации.
Впервые инициатива создания в стране особо значимых аграрных территорий была озвучена губернатором на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года. С чем было связано это предложение? Выделю два момента.
Первое. Наверное, никто не будет спорить с необходимостью увеличения государственной поддержки крестьян. Да, в прошлом году в Алтайском крае на поддержку селян была направлена рекордная, я бы сказал, беспрецедентная после 1990 года, сумма – около 6 млрд. рублей. И мы за это очень признательны. Но можно привести и другие цифры: в последние годы объем импорта продовольствия и сельхозсырья в России находится на уровне 1 трлн. рублей. Много это или мало? Например, в 2013 году он, по предварительным оценкам, составил 37,5 млрд. долларов. Это примерно в шесть раз больше, чем объем господдержки из федерального бюджета.
Но нужно повысить не просто объемы господдержки, но и эффективность их использования. В том числе за счет концентрации средств на прорывных направлениях и в тех регионах, которые фактически обеспечивают продовольственную безопасность страны. Вы прекрасно понимаете, что нет смысла выделять финансовые ресурсы предприятиям, которые находятся ближе к Заполярному кругу. Они в любом случае не дадут ту эффективность, какую могут дать фермеры края. Подчеркну, что речь идет не об Алтайском крае, а о целом ряде крупных аграрных территорий.
Второе. В распределении средств господдержки сегодня наблюдается определенная несправедливость. В зависимости от бюджетной обеспеченности регионы имеют различные финансовые возможности по поддержке своих сельхозпроизводителей. И аграрные регионы, как правило, не входят в число наиболее финансово обеспеченных территорий. Но механизм федеральной господдержки никак не выделяет регионы, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны. В итоге некоторые промышленные регионы имеют возможность направлять на поддержку АПК дополнительные ресурсы. А аграрные регионы, такие как Алтайский край, не могут обеспечить финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне.
И еще не надо забывать, что на аграрные регионы ложится дополнительный груз ответственности заразвитие социальной сферы села. А мы все понимаем, что по каждому направлению соцсферы расходы в сельской местности всегда будут больше, чем в городах.
Содержание инициативы было раскрыто в двух разработанных документах. Законодательная основа представлена в проекте федерального закона "Об особо значимых аграрных территориях РФ" (это первоначальное название законопроекта). Конкретные проекты и программные мероприятия обобщены в проекте "Комплексное развитие Алтайского Приобья".
Надо признать, что, несмотря на в целом положительную оценку инициативы, было высказано и немало замечаний. Кроме того, в связи со вступлением России в ВТО были серьезно изменены меры господдержки экономики. Они нашли отражение в новой Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы. Безусловно, мы вынуждены были серьезно переработать инициативу в связи с этими изменениями.
Уверен, что шансы на прохождение закона есть. Во-первых, проделана огромная подготовительная работа и нам удалось найти союзников на высоком уровне. Во-вторых, актуальность наших предложений сегодня очевидна. В той напряженной международной ситуации, которую мы все видим, каждый должен понимать, что продовольственная безопасность — это такая же гарантия суверенитета страны, как крепкая армия.


