Автоновости

Спуск без тормозов. Продажи грузовиков в Алтайском крае продолжают падать

Рынок грузовых автомобилей массой свыше 3,5 тонны переживает ощутимый спад. Так, в 2013 году продажи в Алтайском крае упали более чем на 22%, в I квартале 2014 года — на 15%. При этом за последние годы рынок стал более насыщен предложением — в регион зашли дилеры почти всех крупных марок. Однако почти никто из них пока не видит предпосылок для остановки рецессии и роста продаж.

Конкурс молодых водителей грузовиков в Барнауле.
Конкурс молодых водителей грузовиков в Барнауле.
sibscan.ru

По данным аналитического агентства "Автостат", за 2013 год на территории края купили 882 новых грузовика. Годом ранее — 1 135. Разница составляет 22,3%. Это более глубокое падение, чем в Сибирском федеральном округе (СФО) в целом (-17,1%) и по России (-14,3%).

Существенно ситуация не изменилась и по итогам января – апреля 2014 года. Так, в Алтайском крае за I квартал продали 244 машины (в I квартале 2013 года — 287, падение составило 15%). За это же время рынок СФО упал на 9,6%, по стране в целом — на 14,8%.

В числе лидеров продаж — отечественные марки (см. таблицы). В крае они заняли весь "пьедестал": на первом месте КамАЗ, за ним ГАЗ и МАЗ. Попал в десятку и "Нефтекамский автозавод", "дочка" КамАЗа. На падающем рынке именно эти производители показали более-менее стабильные показатели продаж. А вот "Скания", "Хендай", "Ман", "ДАФ" и "Мицубиси" потеряли более 20% каждый.

Кстати, доля отечественных грузовиков увеличилась за 2013 год с 39,4% до 48,9%. Участники рынка объясняют это тем, что с осени 2012 года иностранные производители должны при ввозе платить утилизационный сбор. Это заставило дилеров переписать ценники иномаркам на 150–500 тыс. рублей. Естественно, в сторону повышения.

В целом структура продаж в Алтайском крае не так сильно отличается от картины по СФО и России. Но определенные особенности все же есть. Скажем, у нас на седьмой строчке по итогам 2013 года находится японская марка Hino, которая в целом по стране даже не вошла в первую десятку. В алтайский топ-10 попали еще "ДАФ" и "Мицубиси", которые не входят в первую десятку ни в СФО, ни по стране в целом. Зато у нас не имеют таких сильных позиций "Урал", "Вольво", "Мерседес" и китайский "Шэньси".

Борьба с "китайцами"

Если всего 10 лет назад в Алтайском крае были дилеры лишь отечественных КамАЗа, ЗИЛа и МАЗа, то за последние годы на рынок пришло немало продавцов импортных грузовиков. Теперь у нас представлена вся "европейская семерка", а также азиатские марки — "Тата", "Дунфэн", "Хино", "Хово" и другие. Большинство участников рынка признают: конкуренция в регионе значительно усилилась.

Вместе с тем уходит в прошлое эпоха самостоятельного пригона грузовиков из-за границы. "Раньше их таскали из Америки и Европы. Практически все они были подержанные, с бешеным расходом топлива. Теперь же стало проще и выгоднее купить авто у местного дилера, а не возить старье из-за границы", — говорит Наталья Рондова, представитель компании "Алт Авто" (дилер "Ман" в Барнауле).

По ее словам, причину столь высокой доли автомобилей отечественных производителей нужно видеть в том числе в гос­поддержке: органы власти при обновлении автопарка объявляют тендеры именно на отечественные машины. "Многие бы и хотели купить иностранный грузовик, но они не могут это сделать", — подтверждает ее слова Дмитрий Вершинин, руководитель отдела продаж компании "Алтайскан", официального дилера "Скании".

Брать отечественную технику людей заставляет еще и привычка, уверены некоторые игроки рынка. Считается, что наш грузовик намного легче починить в пути. При этом на такой показатель, как стоимость эксплуатации, мало кто смотрит, больше обращают внимание на первоначальную цену покупки. А здесь у МАЗов и КаМАЗов явное преимущество.

Хотя в сегменте недорогой грузовой техники отечественных производителей начинают теснить китайцы. Они все активнее развивают дилерскую сеть, улучшают сервис. Становятся более доступными запчасти. "Китайцы — наш самый опасный конкурент. С их появлением наши продажи сократились, — признает Александр Находкин, менеджер по продажам компании "АлтайМАЗСервис". — До кризиса 2008 года у них было две-три фирмы на мировом рынке, сейчас — намного больше. Потихоньку они забирают нашу долю. Когда доллар стоил 32 рубля, их цены были на уровне наших. Сейчас ситуация для нас получше".

Пока "китайцев" берут с опаской, признается Аркадий Иванов, директор компании "Кама-Сервис", торгующей грузовиками "Дунфэн", "Шэньси", "Тата" и "Хендай". "Тягачи — под вопросом, а вот в сегменте самосвалов у китайцев есть неплохие перспективы. КамАЗу будет тяжело", — говорит он. По словам других участников рынка, пока "китайцев" покупают под недолгосрочные проекты, когда нет необходимости эксплуатировать технику долгие годы.

А цены растут

Опрос участников рынка показал, что цены на грузовые автомобили растут стабильно. "Например, седельный тягач, который стоил в прошлом году 3,6 млн. рублей, теперь продается за четыре. Но этот рост не больше, чем в прошлом году и ранее", — говорит Наталья Рондова.

Основной причиной роста цен дилеры называют ослабление курса рубля. Это влияет даже на отечественные марки, ведь они используют импортные комплектующие. Однако в качестве главного фактора падения продаж рост цен никто не называет. В основном продавцы пеняют на экономическую ситуацию в стране и крае — в частности, ведь этот рынок — важный индикатор развития деловой сферы. Нет активности — нет и потребности в технике.

Опрос также показал, что большая часть продаж (50–70%) идет в лизинг. Много техники продают в кредит (30–50%), а доля продаж за наличные редко где превышает 20%.

Перспективы

Все дилеры единодушны в том, что обновление грузового автопарка в Алтайском крае проходит с низкой интенсивностью. И предпосылок к тому, чтобы продажи прекратили падать и начали расти, мало. "Спрос возрастает при возникновении сложных ситуаций, таких как наводнение этого года. Сейчас будут тендеры по восстановлению дорог, будет спрос на самосвальные сцепки", — предполагает Наталья Рондова. Дмитрий Вершинин считает, что рассчитывать на это не стоит, и напоминает, что, например, миллиардный тендер на ремонт 16 км Чуйского тракта выиграл новосибирский "Сибмост", поэтому велика вероятность того, что и в дальнейшем деньги будут уходить в соседние регионы, в том числе — средства на покупку техники.

Среди основных сдерживающих факторов он называет также ограничения в сфере грузоперевозок. "Сейчас усилили контроль на дорогах, штрафуют за перевес. Мы могли бы пускать автопоезда как в Европе, но наши дороги не позволяют этого сделать. Бизнес готов во­зить больше, но государство не даст ему сделать это, иначе “РЖД” потеряет прибыль", — говорит Вершинин.

По данным все того же агентства "Автостат", сейчас около 68% грузовиков и 36% легких коммерческих автомобилей в России старше 15 лет. "Вы посмотрите, на каких машинах многие работают. Они уже сами себя съедают, у них расход уже более 40 литров на 100 км. Это нонсенс, но сегодня некоторые коммерческие грузовики ходят с бензиновым двигателем, — говорит Геннадий Кормильцев, гендиректор холдинга "АлтайГАЗавтоцентр". — Правительство вынашивает идею ограничить срок эксплуатации автобусов и грузовиков. Я считаю, что это правильно, — кроме экологии, безопасности и стимулирования отрасли это еще и снижение затрат на содержание автопарка. Деньги-то надо считать".

Однако пока такие меры не приняты, предприниматели зачастую берут подержанные автомобили. "Новые покупают в основном те, кто имеет крупный устойчивый бизнес. И берут комплексно, как “Мария-Ра”, закупившая сразу много “Мерседесов”", — говорит Аркадий Иванов. По его мнению, если бы газопровод в Китай вели все-таки через наш край, это внесло бы оживление на рынок.

Пока же таких крупных проектов нет, и падение продаж грузовиков продолжается.

Факт

По данным сайта Avito, самым востребованным грузовиком на вторичном рынке является КамАЗ (более 37 тыс. запросов в месяц). Следом идут МАЗ (16 тыс.) и ЗИЛ (12 тыс.). Из иномарок лидирует "Мерседес" (8,5 тыс.).

Продажи грузовиков в Алтайском крае в 2013 году

Марка

Коли­чество

Дина­­ми­ка, %

Всего

882

-22,3

КамАЗ

174

-9,8

ГАЗ

128

0,8

МАЗ

91

-7,1

"Скания"

66

-20,5

"Хендай"

66

-20,5

"Ман"

42

-74,5

"Хино"

41

-16,3

НефАЗ

39

30

"ДАФ"

32

-30,4

"Мицубиси"

27

-35,7

Рынок грузовиков в СФО за 2013 год

Марка

Коли­чество

Динами­ка, %

Всего

11?250

-17,1

КамАЗ

2990

-1,2

ГАЗ

1200

0,9

"Скания"

880

16

МАЗ

780

-21,7

"Хендай"

760

-35,3

"Шэньси"

540

-43,2

"Урал"

490

-37,9

"Вольво"

490

-22,5

"Ман"

420

-40,3

"Хино"

400

32,6

Рынок новых грузовиков по РФ за 2013 год

Марка

Коли­чество

Динами­ка, %

Всего

109?300

-14,3

КамАЗ

31?640

0,3

ГАЗ

11?360

-2,2

МАЗ

9840

-29,5

"Ман"

6490

-15,7

"Скания"

6410

4,7

"Вольво"

6050

-21,1

"Хендай"

5820

-21,5

"Мерседес"

4180

-12,2

"Урал"

4040

-17,5

"Шэньси"

3670

-46,2

Источник: аналитическое агентство "Автостат".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость