По данным аналитического агентства "Автостат", за 2013 год на территории края купили 882 новых грузовика. Годом ранее — 1 135. Разница составляет 22,3%. Это более глубокое падение, чем в Сибирском федеральном округе (СФО) в целом (-17,1%) и по России (-14,3%).
Существенно ситуация не изменилась и по итогам января – апреля 2014 года. Так, в Алтайском крае за I квартал продали 244 машины (в I квартале 2013 года — 287, падение составило 15%). За это же время рынок СФО упал на 9,6%, по стране в целом — на 14,8%.
В числе лидеров продаж — отечественные марки (см. таблицы). В крае они заняли весь "пьедестал": на первом месте КамАЗ, за ним ГАЗ и МАЗ. Попал в десятку и "Нефтекамский автозавод", "дочка" КамАЗа. На падающем рынке именно эти производители показали более-менее стабильные показатели продаж. А вот "Скания", "Хендай", "Ман", "ДАФ" и "Мицубиси" потеряли более 20% каждый.
Кстати, доля отечественных грузовиков увеличилась за 2013 год с 39,4% до 48,9%. Участники рынка объясняют это тем, что с осени 2012 года иностранные производители должны при ввозе платить утилизационный сбор. Это заставило дилеров переписать ценники иномаркам на 150–500 тыс. рублей. Естественно, в сторону повышения.
В целом структура продаж в Алтайском крае не так сильно отличается от картины по СФО и России. Но определенные особенности все же есть. Скажем, у нас на седьмой строчке по итогам 2013 года находится японская марка Hino, которая в целом по стране даже не вошла в первую десятку. В алтайский топ-10 попали еще "ДАФ" и "Мицубиси", которые не входят в первую десятку ни в СФО, ни по стране в целом. Зато у нас не имеют таких сильных позиций "Урал", "Вольво", "Мерседес" и китайский "Шэньси".
Борьба с "китайцами"
Если всего 10 лет назад в Алтайском крае были дилеры лишь отечественных КамАЗа, ЗИЛа и МАЗа, то за последние годы на рынок пришло немало продавцов импортных грузовиков. Теперь у нас представлена вся "европейская семерка", а также азиатские марки — "Тата", "Дунфэн", "Хино", "Хово" и другие. Большинство участников рынка признают: конкуренция в регионе значительно усилилась.
Вместе с тем уходит в прошлое эпоха самостоятельного пригона грузовиков из-за границы. "Раньше их таскали из Америки и Европы. Практически все они были подержанные, с бешеным расходом топлива. Теперь же стало проще и выгоднее купить авто у местного дилера, а не возить старье из-за границы", — говорит Наталья Рондова, представитель компании "Алт Авто" (дилер "Ман" в Барнауле).
По ее словам, причину столь высокой доли автомобилей отечественных производителей нужно видеть в том числе в господдержке: органы власти при обновлении автопарка объявляют тендеры именно на отечественные машины. "Многие бы и хотели купить иностранный грузовик, но они не могут это сделать", — подтверждает ее слова Дмитрий Вершинин, руководитель отдела продаж компании "Алтайскан", официального дилера "Скании".
Брать отечественную технику людей заставляет еще и привычка, уверены некоторые игроки рынка. Считается, что наш грузовик намного легче починить в пути. При этом на такой показатель, как стоимость эксплуатации, мало кто смотрит, больше обращают внимание на первоначальную цену покупки. А здесь у МАЗов и КаМАЗов явное преимущество.
Хотя в сегменте недорогой грузовой техники отечественных производителей начинают теснить китайцы. Они все активнее развивают дилерскую сеть, улучшают сервис. Становятся более доступными запчасти. "Китайцы — наш самый опасный конкурент. С их появлением наши продажи сократились, — признает Александр Находкин, менеджер по продажам компании "АлтайМАЗСервис". — До кризиса 2008 года у них было две-три фирмы на мировом рынке, сейчас — намного больше. Потихоньку они забирают нашу долю. Когда доллар стоил 32 рубля, их цены были на уровне наших. Сейчас ситуация для нас получше".
Пока "китайцев" берут с опаской, признается Аркадий Иванов, директор компании "Кама-Сервис", торгующей грузовиками "Дунфэн", "Шэньси", "Тата" и "Хендай". "Тягачи — под вопросом, а вот в сегменте самосвалов у китайцев есть неплохие перспективы. КамАЗу будет тяжело", — говорит он. По словам других участников рынка, пока "китайцев" покупают под недолгосрочные проекты, когда нет необходимости эксплуатировать технику долгие годы.
А цены растут
Опрос участников рынка показал, что цены на грузовые автомобили растут стабильно. "Например, седельный тягач, который стоил в прошлом году 3,6 млн. рублей, теперь продается за четыре. Но этот рост не больше, чем в прошлом году и ранее", — говорит Наталья Рондова.
Основной причиной роста цен дилеры называют ослабление курса рубля. Это влияет даже на отечественные марки, ведь они используют импортные комплектующие. Однако в качестве главного фактора падения продаж рост цен никто не называет. В основном продавцы пеняют на экономическую ситуацию в стране и крае — в частности, ведь этот рынок — важный индикатор развития деловой сферы. Нет активности — нет и потребности в технике.
Опрос также показал, что большая часть продаж (50–70%) идет в лизинг. Много техники продают в кредит (30–50%), а доля продаж за наличные редко где превышает 20%.
Перспективы
Все дилеры единодушны в том, что обновление грузового автопарка в Алтайском крае проходит с низкой интенсивностью. И предпосылок к тому, чтобы продажи прекратили падать и начали расти, мало. "Спрос возрастает при возникновении сложных ситуаций, таких как наводнение этого года. Сейчас будут тендеры по восстановлению дорог, будет спрос на самосвальные сцепки", — предполагает Наталья Рондова. Дмитрий Вершинин считает, что рассчитывать на это не стоит, и напоминает, что, например, миллиардный тендер на ремонт 16 км Чуйского тракта выиграл новосибирский "Сибмост", поэтому велика вероятность того, что и в дальнейшем деньги будут уходить в соседние регионы, в том числе — средства на покупку техники.
Среди основных сдерживающих факторов он называет также ограничения в сфере грузоперевозок. "Сейчас усилили контроль на дорогах, штрафуют за перевес. Мы могли бы пускать автопоезда как в Европе, но наши дороги не позволяют этого сделать. Бизнес готов возить больше, но государство не даст ему сделать это, иначе “РЖД” потеряет прибыль", — говорит Вершинин.
По данным все того же агентства "Автостат", сейчас около 68% грузовиков и 36% легких коммерческих автомобилей в России старше 15 лет. "Вы посмотрите, на каких машинах многие работают. Они уже сами себя съедают, у них расход уже более 40 литров на 100 км. Это нонсенс, но сегодня некоторые коммерческие грузовики ходят с бензиновым двигателем, — говорит Геннадий Кормильцев, гендиректор холдинга "АлтайГАЗавтоцентр". — Правительство вынашивает идею ограничить срок эксплуатации автобусов и грузовиков. Я считаю, что это правильно, — кроме экологии, безопасности и стимулирования отрасли это еще и снижение затрат на содержание автопарка. Деньги-то надо считать".
Однако пока такие меры не приняты, предприниматели зачастую берут подержанные автомобили. "Новые покупают в основном те, кто имеет крупный устойчивый бизнес. И берут комплексно, как “Мария-Ра”, закупившая сразу много “Мерседесов”", — говорит Аркадий Иванов. По его мнению, если бы газопровод в Китай вели все-таки через наш край, это внесло бы оживление на рынок.
Пока же таких крупных проектов нет, и падение продаж грузовиков продолжается.
Факт
По данным сайта Avito, самым востребованным грузовиком на вторичном рынке является КамАЗ (более 37 тыс. запросов в месяц). Следом идут МАЗ (16 тыс.) и ЗИЛ (12 тыс.). Из иномарок лидирует "Мерседес" (8,5 тыс.).
Продажи грузовиков в Алтайском крае в 2013 году
Марка |
Количество |
Динамика, % |
Всего |
882 |
-22,3 |
КамАЗ |
174 |
-9,8 |
ГАЗ |
128 |
0,8 |
МАЗ |
91 |
-7,1 |
"Скания" |
66 |
-20,5 |
"Хендай" |
66 |
-20,5 |
"Ман" |
42 |
-74,5 |
"Хино" |
41 |
-16,3 |
НефАЗ |
39 |
30 |
"ДАФ" |
32 |
-30,4 |
"Мицубиси" |
27 |
-35,7 |
Рынок грузовиков в СФО за 2013 год
Марка |
Количество |
Динамика, % |
Всего |
11?250 |
-17,1 |
КамАЗ |
2990 |
-1,2 |
ГАЗ |
1200 |
0,9 |
"Скания" |
880 |
16 |
МАЗ |
780 |
-21,7 |
"Хендай" |
760 |
-35,3 |
"Шэньси" |
540 |
-43,2 |
"Урал" |
490 |
-37,9 |
"Вольво" |
490 |
-22,5 |
"Ман" |
420 |
-40,3 |
"Хино" |
400 |
32,6 |
Рынок новых грузовиков по РФ за 2013 год
Марка |
Количество |
Динамика, % |
Всего |
109?300 |
-14,3 |
КамАЗ |
31?640 |
0,3 |
ГАЗ |
11?360 |
-2,2 |
МАЗ |
9840 |
-29,5 |
"Ман" |
6490 |
-15,7 |
"Скания" |
6410 |
4,7 |
"Вольво" |
6050 |
-21,1 |
"Хендай" |
5820 |
-21,5 |
"Мерседес" |
4180 |
-12,2 |
"Урал" |
4040 |
-17,5 |
"Шэньси" |
3670 |
-46,2 |
Источник: аналитическое агентство "Автостат".
Самое важное - в нашем Telegram-канале