Политика

«Хотел попасть в Госдуму, а буду работать здесь». Владелец «КРИСМАРа» Армен Шагинян - о своем бизнесе и политических амбициях

Изначально московскому бизнесмену Армену ШАГИНЯНУ прочили на Алтае славу "парашютиста". В том смысле, что он пройдет в Госдуму через партийный список, как это делают сегодня с успехом многие столичные банкиры и нефтемагнаты, а затем забудет про Алтайский край. Но получилось все наоборот. Шагинян на четыре года "завис" в Сибири, став депутатом краевого Законодательного собрания. О том, зачем ему это нужно, а также о политических амбициях и масштабах собственного бизнеса он рассказал в эксклюзивном интервью "ВД".

"Меня сняли по формальному признаку"

– Армен Мартинович, ваше попадание в Законодательное собрание (АКЗС) и, следовательно, политический бомонд Алтайского края получилось довольно-таки неожиданным. Раскройте секрет, кто подсказал вам такой гениальный ход?

– В сентябре прошлого года накануне думской кампании меня пригласил к себе Владимир Вольфович Жириновский и предложил возглавить список ЛДПР по Алтайскому краю. Почему был выбран именно Алтайский край, для меня сначала тоже было загадкой. Но Жириновский объяснил, что много раз бывал на Алтае и обратил внимание, что, кроме как в Барнауле и на федеральной трассе, других нормальных дорог в регионе нет. "И поэтому я предлагаю тебе, профессиональному дорожнику, быть полезным и Алтайскому краю, и нашей партии", – сказал Жириновский.

– Для вас это был первый опыт политической борьбы?

– Именно как борьбы, да. Но до этого я успел поработать в аппарате Совета Федерации. Поэтому кое-какой опыт у меня имелся.

– Что вы знали об Алтайском крае на момент предложения?

– Почти ничего. Поэтому первым делом начал изучать информацию, которая была размещена на сайте администрации края. Затем прилетел сюда, поездил по районам. Мне действительно было интересно посмотреть на дороги в Алтайском крае, узнать, как живут люди, побеседовать с ними. Считаю, что думскую предвыборную кампанию мы провели неплохо.

– Но в Госдуму вы так и не попали.

– Избрание, конечно же, было моей целью. И в ходе выборной кампании мною просчитывались различные варианты возможного поражения. В том числе и вариант снятия с выборов. Но тот мотив, по которому в итоге меня исключили из партийного списка, невозможно было предусмотреть.

– Извините, но это же элементарная вещь. Ведь Верховный суд лишил вас права избираться из-за двойного гражданства.

– Это только кажется, что элементарная. На самом деле меня сняли по формальному признаку – из-за непогашенного гражданства Армении. А неформально это было политическое решение. Ведь наличие иностранного гражданства проверялось в моей биографии трижды. Первый раз – когда я работал в Совете Федерации. Второй раз – когда в том же СФ мне предоставили допуск к документам, составляющим государственную тайну. И третий раз – когда мне присуждали квалификационный разряд государственного советника РФ второго класса. Меня проверяли трижды – и все было гладко!

– В чем тогда загвоздка?

– А это определенный юридический казус. Меня сняли из-за того, что в определенный период жизни я был гражданином и России, и Армении. Чтобы получить гражданство России, нужно документально подтвердить факт обращения об отрешении от гражданства Армении. Фактом считается подача соответствующего заявления либо в Армении, либо в Посольстве Республики Армения в России. Но когда состоится рассмотрение этого заявления, никто в России не знает, потому что это прерогатива другого государства. И поэтому возникла парадоксальная ситуация, когда я заявление написал еще в 1997 году, но оно рассмотрено не было.

– Обидно было проиграть?

– Конечно, обидно. Тем более в шаге от поставленной цели. Ведь после того как Верховный суд РФ принял решение исключить меня из списков, наша партия и я подали соответствующую апелляцию. Но рассмотрение партийной жалобы было назначено на 1 декабря, а моей – на 29 января, то есть уже после выборов. Таким образом мне сразу дали понять, что шансов нет.

– Много потеряли денег на этом поражении?

– Если можно – без комментариев.

– В Интернете пишут, что "бизнесмен Шагинян является спонсором ЛДПР"?

– Про меня много чего писали. Например, что я пройду в Госдуму от Алтайского края и четыре года здесь показываться не буду. А на деле все получилось наоборот – я четыре года буду работать в АКЗС. Поэтому не всегда стоит верить тому, что пишут на компромат-сайтах. Что касается спонсорства, то вот вам вопрос – как я могу финансировать ЛДПР, если не являюсь членом этой партии?

– Так вы беспартийный?

– Да, я единственный беспартийный депутат в нашей фракции. И пока не стремлюсь вступать в партию. К этому шагу нужно прийти осознанно.

– Тем не менее вы уже возглавили фракцию ЛДПР. Какие задачи ставите перед собой?

– Мы должны стать влиятельной фракцией. Неслучайно из шести членов фракции трое уже стали заместителями председателей комитетов. Я, как руководитель фракции, уже успел познакомиться и пообщаться со всеми первыми лицами края, кроме губернатора Александра Карлина. Добрые отношения налаживаются, ЛДПР готова сотрудничать на благо развития края с другими партиями.

Оборот – полтора миллиарда

– Вы являетесь председателем совета директоров Группы компаний "КРИСМАР". Что означает название вашей компании?

– Это аббревиатура имен моих детей. На момент создания собственной компании у меня их было трое: двойняшки-сыновья Кристиан и Мартин, а также старшая дочь Сюзанна. Недавно у меня родились еще две девочки-двойняшки – Мартина и Мария. После рождения дочерей я зарегистрировал дочернюю компанию под названием "КРИСМАР-ММ".

– Как вы оцениваете свой бизнес? Он большой?

– Скажем так, немаленький. Большой бизнес в России – это, как правило, нефть, газ, алюминий. А у меня – средний бизнес. Годовой оборот по компании составляет примерно 1,5 млрд. рублей. Это немало по меркам Алтайского края?

– Думаю, в первую тридцатку компаний вы бы вошли.

– Ну вот! А в Москве это средний бизнес. Хотя и очень хороший.

– Это правда, что "КРИСМАР" поднялся и закрепился на столичном рынке благодаря муниципальным заказам московского правительства?

– Частично да. Потому что все дороги, хочу я этого или нет, строятся и ремонтируются на федеральные и муниципальные средства. Поэтому наша компания участвовала в конкурсах и побеждала. Правда, в том же Интернете была заметка, что мы в основном побеждаем на закрытых конкурсах. И это могло навести читателей на определенные мысли.

– Уже наводит.

– Так вот, я поясню, что под закрытый конкурс попадают участки дорог, по которым передвигаются первые лица государства. И проведение конкурсов по этим участкам было требованием ФСО. Поэтому к тендерам получали допуск только те компании, которые проходили необходимую проверку в ФСБ и ФСО. В конкурсах участвовали три-четыре компании. Как правило, все они побеждали. Каждой доставался большой объем работ.

– То есть "КРИСМАР" строила и ремонтировала дороги, по которым передвигается президентский кортеж?

– Да. Это Садовое кольцо, МКАД, Рублевское шоссе, другие автомагистрали. Многим покажется это невероятным, но я пришел в дорожный бизнес 10 лет назад. Компания "КРИСМАР" была зарегистрирована в 1997 году. Сначала у меня был очень маленький бизнес. Мы выполняли только подрядные работы. Но постепенно начали наращивать объемы, приобретать технику, увеличивать штат предприятия и пр. Затем построили в Москве асфальтобетонный завод и бетонно-смесительную установку, потому что в серьезных конкурсах могут участвовать только те компании, которые помимо высокой квалификации и технической оснащенности имеют в собственности такие заводы. В прошлом году "КРИСМАР" ввел в эксплуатацию асфальтобетонный завод немецкой фирмы TELTOMAT в Нижнем Новгороде. Его производительность – 160 тонн продукции в час.

Но пошел уже третий год, как я не работаю по госзаказам. Дело в том, что в Москве стало слишком много надзорных органов. А дороги в столице можно строить и ремонтировать только ночью – пять-шесть часов в сутки. И у меня возникла дилемма – либо заниматься делом, либо постоянно проходить проверки. Я понял, что не могу спокойно работать, потому что так просто невозможно работать.

– И чем сейчас занимается "КРИСМАР"?

– Работаем на крупных объектах. Таких как торговые центры Auchan и IKEA, "Крокус Интернешнл" и "Нью-Йорк Моторс Москва". Наша компания проводит работы по благоустройству территории и строительству подъездных дорог к ресторанам быстрого питания McDonald’s, "Ростикс" и "Патио-Пицца". Так что, поверьте, – заказов хватает.

– У вас есть какие-нибудь бизнес-интересы в Алтайском крае?

– Нет.

– А хотелось бы иметь?

– По-правде говоря, нет. Потому что у меня столько дел в центральной части России, а теперь еще и по партийной линии, что не хотелось бы отвлекаться. Я доволен тем, что имею.

– Но на Алтае будут активно строиться особые экономические зоны. Там нужны дороги. Не хотели бы поучаствовать в их обустройстве?

– Мне уже задавал подобный вопрос один из руководителей края. Я ответил, что если администрация края сочтет необходимым обратиться ко мне за советом или помощью, то я обязательно постараюсь помочь. Сколько надо сил и техники, столько привезу.

– А если объявят федеральный конкурс на строительство дорог в игорной зоне, вы над этим задумаетесь?

– Нет. Я же сказал, что не участвую в конкурсах! К тому же, как мне рассказывали, в Алтайском крае есть подрядчики, которые могут собственными силами освоить любые объемы и средства. Пусть работают.

Кстати, у меня уже имеется опыт выхода компании в регионы. "КРИСМАР" успешно развивается в Нижнем Новгороде. Мы тоже сначала строили и ремонтировали там дороги. Но местной дорожной элите это не понравилось. Нам начали вставлять палки в колеса. В итоге всю работу по тендерам я свернул, а местным властям сказал, что буду заниматься только производством асфальта. Хотя сегодня в структуре доходов нашей компании преобладают доходы от строительства и ремонта дорог. Они составляют примерно 65–70%.

Специальный вопрос

– Вы, армянин по национальности, возглавляете крупное дорожно-строительное предприятие в России. Не ощущаете ли по этому поводу административное давление на свой бизнес со стороны контролирующих органов?

– Если помните, в советские годы каждый народ нашего многонационального государства чем-то славился. Армяне славились многим, в том числе строительством дорог, зданий, сооружений. Поэтому еще в то время многие из них ехали в Россию на заработки.

Видимо, именно тогда складывалось традиционное восприятие, что армяне – это дорожники и строители. Сегодня в одной только Москве есть несколько тысяч строительных и дорожных компаний, которые принадлежат армянам. И это никого не удивляет. Поэтому никакого отторжения или давления со стороны контролирующих органов я не испытываю.

О чем еще рассказал Армен Шагинян
О роли личности в истории партии

- Я общался с Владимиром Вольфовичем несколько раз. Скажу сразу, что это мудрейший человек, что бы там про него ни говорили. Многие считают, что Жириновский – это сплошной самопиар. Я с этим не согласен. На самом деле его экстравагантность, резкость в суждениях, решительность – это стиль ведения политической борьбы. Однажды я был в кабинете Жириновского на совещании, и приехали телевизионщики, которым срочно потребовалось записать интервью. Пресс-секретарь принес Владимиру Вольфовичу текст выступления – пять или шесть листов. Он за 15 секунд пробежал их глазами и сказал: "Включайте камеру!" И затем без запинки выдал все шесть листов. Это уже талант оратора и мыслителя. Второго такого человека, на мой взгляд, в ЛДПР нет и не будет.

О любви к самолетам

- Это моя слабость, мечта с детства. Я мечтал стать летчиком, но, поскольку мой папа был серьезным партийным функционером и обладал непререкаемым авторитетом в семье, я пошел по его стопам – поступил в сельхозинститут, затем продвинулся по комсомольской линии. Но детская мечта осталась, и мне удалось ее реализовать. Я освоил пилотирование трех типов самолетов – Як-18Т, CESNA и Л-410. Первый самостоятельный полет состоялся 23 января 2000 года. До этого я примерно полгода летал с инструктором. А тут полетел сам. И самые страшные ощущения были, когда взлетел и увидел, что рядом никого нет.

О состоянии дорог в Барнауле

- Ничего плохого сказать о них не могу. На центральных магистралях города все сделано очень качественно. По сравнению с некоторыми другими городами Барнаул в плане дорог выглядит просто замечательно. Я недавно побывал в Астрахани. Казалось бы, областной центр. Но дорог там совсем нет – одни направления.

Кто такой Армен Шагинян

Армен Мартинович Шагинян родился 6 апреля 1971 года в Ереване. В 1993 году окончил Армянский сельхозинститут. В 2002 году – с отличием Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности "Государственное и муниципальное управление". С 2003 по 2005 год работал в Совете Федерации заместителем руководителя аппарата комитета по вопросам местного самоуправления. Кандидат политических наук.

В апреле 1997 года Армен Шагинян основал и возглавил дорожно-строительную компанию ЗАО "КРИСМАР". В настоящее время является председателем совета директоров Группы компаний "КРИСМАР". Почетный дорожник России I степени. Государственный советник РФ 2 класса. Награжден орденом Петра Великого II степени "За заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление государства Российского".

В марте 2008 года Армен Шагинян избран депутатом Алтайского краевого Законодательного собрания по списку ЛДПР. Является руководителем фракции ЛДПР в АКЗС. Работает в комитете по экономической политике и собственности.

Армен Шагинян женат, воспитывает пятерых детей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость