Экономика

Альберт Лунев рассказал о том, как он стал успешным стартапером

Альберт Лунев — пожалуй, самый многогранный предприниматель в Алтайском крае. У него есть и текстильное производство, и пищевое, и металлообработка, ресторан с пивоварней и многое другое. 24 сентября он приходил в ИД "Алтапресс" на встречу с молодыми предпринимателями, которые проходят в рамках проекта "Школа успеха", и удивил собравшихся своей открытостью и даже искренностью.

Альберт Лунев.
Альберт Лунев.
Олег Богданов

— У меня в жизни все происходило не благодаря, а скорее вопреки. Я никогда не понимал, что значит купить дешево и продать дорого. Мне претило это. Я всегда понимал, что я должен стать директором завода, как отец (Анатолий Лунев долгое время руководил АЗА. — Прим. ред.). Я никогда не думал, что придется жить при развитом капитализме. После института пошел на другой завод, на БАМЗ. Не планировал занимать место отца, шел своим путем. Отдал я заводу три года. Работал по-честному, верил в коммунизм. И не зря верил: в 1996 году я увидел коммунизм... в Германии. Там реально работал принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям".

Чтобы что-то сделать в жизни, нужно себя загнать в систему. Человек — существо ленивое. Сейчас очень мало системных людей, а я прошел эту школу — работал минимум по 12 часов в сутки. Я был руководителем цеха, пек резину, производил пластмассы, обрабатывал металл, делал цинковые белила, карбид кальция, сварочные электроды, организовывал мини-пекарню, колбасный цех — стал мастером на все руки. Для меня начать производство очень легко. Я умею просчитывать масштабно и могу за 30 минут набросать схему почти любого производства, рассчитать, чего сколько потребуется.

Я хороший стартапер. Мне нравится что-то со­здавать, это здорово! Но что мне тяжело дается — это борьба с самим собой, это работать системно, стабильно. Это то, что меньше всего умеют люди и чему очень важно в жизни научиться.

Сегодня у меня есть стойкое ощущение, что бизнес нельзя начинать сразу после института. Это неправильно. Нужно пройти школу жизни, вырасти до определенного уровня, нужно поработать на серьезных предприятиях, в больших компаниях. Научиться, как я говорю, "вагоны гонять по стране", мыслить масштабно. Иначе вы не достигнете высокого уровня. Я научился мыслить масштабно, работая на большом предприятии.

Путь в бизнес

— В 1990 году я занялся нехарактерной для себя деятельностью — научился считать строительные сметы. Дело в том, что разработчикам давали 5% от сметы, и мы с товарищами организовали малое гос­предприятие и считали их. Я это делал по ночам — другого времени не было. Приходил с работы, ставил будильник на 2 ночи, просыпался, час считал сметы, ложился, вставал в 6 утра и шел на работу. В частном бизнесе я получил 800 рублей первую "зарплату", а на заводе начальником цеха — всего 240. Потом мы потихоньку создали строительную организацию, затем сами себя выкупили.

Мой первый крупный бизнес, который я от начала до конца затеял сам, — продажа маргарина. В 1997 году я приехал на Пермский маргариновый завод к коммерческому директору и говорю, если упростить: "Дядь, дай вагон маргарина, у меня денег нет. Но я честно отдам, как продам". Вагон приехал, но с условием, что после того как я отдам 70% стоимости, пермяки вышлют второй. У нас никаких холодильников не было, много пришлось списать. Еле-еле деньги наскребли, рассчитались. Второй вагон мы уже практически с колес продали, ликвидировав финансовый разрыв. Это был риск. И таких случаев было достаточно много, когда какой-то этап жизни мог пойти совсем по-иному. Можно назвать это везением, но всегда помогали твердолобость и понимание, что все равно выберемся, прорвемся.

Дело для души

Самый любимый бизнес — небольшое предприятие "Европейские транспортные системы". Это высокоинтеллектуальный бизнес. Его пытаются повторить — не могут. Мы сейчас в России самые большие специалисты по проектированию спиралей транспортных систем. Я учился этому в Австрии и добился у них эксклюзива на комплектующие. Предложил австрийцу договор, он такое написал, что ни один переводчик понять не смог. Я ему: "Ты чего надо мной глумишься?" А они мне: "Ты русский или где? Давай руки пожмем, вмажем литр шнапса и будем работать". Тогда я понял, насколько похожи немцы и русские, — практически один народ.

А когда начинали облепиховый бизнес, я познакомился с одним из лучших пивоваров Германии. Это Эрнст Фукс, потешный дед, который выпивает до 27 литров пива за день. Но пиво варит чудесное. И я поставил цель — сварить самое классное пиво на Алтае. До осуществления мечты шел лет 7 или 8, но мы все-таки это сделали. Сейчас пиво я почти не пью, но оно мне нравится.

Про иностранцев

Я часто общаюсь с иностранцами в возрасте за 60–70 лет. Тут знание языков помогает. Вернее, не очень хорошее знание. Вы видели иностранца, который не очень хорошо говорит по-русски? Он такой потешный, его сразу хочется прижать к себе, чем-то ему помочь. Вот и я для них такой потешный иностранец, и они относятся ко мне по-отцовски.

Я всегда долго готовлюсь к переговорам с немцами, когда надо купить у них оборудование: они лучше тебя просчитывают весь твой бизнес, твою себестоимость и сроки окупаемости. Лет 10 назад я бы сказал, что подвинуть их в цене вообще нереально, но сегодня я могу сбивать у них цену так же, как и у китайцев. Надо уметь торговаться и с немцами.

Правила бизнеса

У меня всегда был принцип — в первую очередь доверять людям, особенно тем, с кем работаешь. Я пронес его через всю жизнь. Хотя первый мой компаньон-немец Эрих Доннер оказался мошенником. Слава богу, меня он не надул. Он говорил, что доверять людям никогда нельзя. Я возразил: а как работать? Да, присматриваться нужно, — это вопрос формирования команды, поиска партнеров, но без доверия ничего не выйдет.

Давайте забудем про демократию в бизнесе. Всегда нужен лидер. Если его нет — ни черта не получится. Допускаю, что на какой-то стадии (например, формирования бизнеса) может быть какая-то демократия, но потом — нет. Всегда чье-то последнее слово должно быть. Это однозначно.

Начиная новый бизнес, никогда не знаешь до конца, с чем придется столкнуться, с какими подводными камнями. Сейчас однозначно сложнее открыть бизнес. Нужна идея, которую никто не мог бы повторить. Уникальная идея, основанная на знаниях. Чтобы хотя бы какое-то время быть одним на рынке, успеть уйти вперед.

Вопросы участников встречи

— Что вам дает депутатство в АКЗС?

— Это дополнительный институт повышения квалификации. Нормальный предприниматель всегда помогает людям, коллективам и т. д. Я обнаружил, что деньгами нужно помогать в 10–15% случаев, в остальном есть механизмы более качественной помощи через административный ресурс. Если ты в теме, то очень часто можно помочь, не доставая деньги из кармана. Плюс ты получаешь больше информации и лучше управляешь ситуацией.

— С чего вы начинаете продвижение своей продукции?

— С сетями сложно работать, поэтому я стараюсь выбирать бизнес в формате b2b. Например, делаем полотенца подарочные с логотипами компаний. Это менее проблематичный вариант. Хотя в сетях ведь тоже разумные люди сидят, и если ты приходишь с четкой и продуманной программой продвижения, они идут навстречу. И надо делать уникальный продукт, что-то отличное от других, благодаря чему он будет уходить с полок, — тогда особых проблем не будет.

— Как вам удается во всех сферах добиваться успеха?

— А не всегда удается. Во всяком случае, не сразу. Все зависит от команды, от того, насколько люди загораются идеей. Нельзя начинать бизнес, не имея руководителей. Например, готовил директора для "Лакаса-Тэкс", во­зил его по заграничным фабрикам. Мы вместе с ним учились текстилю. Но начались нецелевые растраты, что стало шоком для меня. Это катастрофа, когда ты теряешь лидера. Сам встать не можешь — надо заниматься другими вопросами. Пришлось с ним грубо расставаться. Морально это был очень тяжелый момент. Ошибки всегда есть, это всегда горько.

— Это ваше кредо — работать в команде?

— Человек — существо стадное. Коллективно двигать что-то, подбадривая друг друга, всегда легче. Переживать же все это наедине с собой очень сложно. Кстати, я категорически против принципа "Хочешь потерять друга — заведи с ним бизнес". Это нормально. У меня была только одна подобная промашка. А вообще, начинать бизнес легче толпой, а иметь — лучше одному (смеется).

— Что вами движет и каковы ваши конечные цели?

— Знаете, я в середине нулевых пережил момент, когда... скажем так, когда пятницы плавно перетекали в субботы. И было чувство, что я перевыполнил все планы на жизнь. Было ощущение вседозволенности, восхищения собой. Такой провал длился 2 года, но я с собой справился. И понял: если ты почувствовал себя сильно комфортно и ничего не делаешь, скоро будет очень плохо. Сегодня у меня, как в шахматной партии, очень много вариантов развития.

— Как вы выстраиваете отношения с директорами своих предприятий?

— Я никогда не считал директоров наемными людьми. Это партнеры. Я всегда стараюсь, чтобы человека три на предприятии получали доход от прямых результатов их работы.

Бывает, приходится повышать голос на подчиненных или партнеров. Это происходит в двух случаях: когда человек обещает и не выполняет, или если он врет. Тогда меня сложно удержать. Но даже при этом очень важно не оскорблять.

Инженеры у меня, включая родственников, по 3–4 месяца работают в цехе простыми работягами. Это нужно для того, чтобы они понимали, сколько времени занимает тот или иной процесс, чтобы они, сидя в кабинете, не обещали нереальных сроков клиентам и не требовали невозможного с работников.

— Есть ли у вас фобии?

— У меня нет ощущения, что я собственник. Я чувствую себя лишь гендиректором. Не знаю, может, страна такая, может, мы такие, воспитанные при социализме. Но мы это сделали, создали, в этом — мы. Мы одолели тех, кто не хотел этого.

О чем еще спрашивали спикера

  • Есть ли у вас хобби и сколько времени вы этому уделяете?
  • Насколько рентабельна легкая промышленность и как вы конкурируете с Китаем?
  • Не было ли у вас желания покинуть Алтай?
  • Пользуетесь ли вы кредитами для бизнеса?
  • Какой вы видите Россию через 10 лет?
  • Можно ли попасть на экскурсию на "Лакаса-Тэкс"?

Мнение участницы встречи

Вера Кузнецова,
представитель Барнаульского филиала компании "ВымпелКом":

Альберт Анатольевич рассказал, почему друзья называют его "человек-оркестр", как ему удается совмещать такие разные направления бизнеса, поделился своими планами и целями, а также объяснил, что достижение успеха зависит не столько от удачного стартапа, сколько от внутреннего стрежня и лидерских качеств человека. Приятно понимать, что наша компания сотрудничает с такими выдающимися людьми и вносит свой вклад в развитие их бизнеса, ведь компания "Лакаса-Тэкс" является нашим корпоративным клиентом.

Досье

Альберт Лунев родился 16 мая 1965 года в Барнауле. В 1987 году окончил Алтайский политехнический институт им. И. И. Ползунова (факультет "Технология и машиностроение"). По распределению пошел работать на БАМЗ. За три года работы прошел путь от мастера до начальника участка. В 1991 году стал главным инженером в объединении "Алтайкоммунмаш".

В 1993 году начал заниматься становлением собственного бизнеса, будучи учредителем и заместителем генерального директора в объединении "Сибком". 25 июня 1996 года вместе с отцом организовал "Сибирскую производственно-торговую компанию" ("СПТК") и с тех пор является ее генеральным директором.

"СПТК" как управляющая компания разработала и реализовала следующие проекты: "Алтай-Сдобри", "СПТК-Кондитер", "Барнаульский авторемонтный завод", "Европейские транспортные системы", "Алтайский трикотаж", "Лакаса-Тэкс", "Алтай-Занддорн", ресторан-пивоварня Bladbacher.

Факт

В 2011 году Альберт Лунев покорил вершину горы Килиманджаро (5895 м). Следующая его цель — Гималаи.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость