В 2014 году автомобильные дилеры переживают серьезное сокращение рынка: в августе продажи упали более чем на четверть, с начала года падение составило 12%. При этом масс-маркет просел более всего, а вот премиальный сегмент пока продолжает расти. Так, по данным аналитического агентства "Автостат", объем продаж автомобилей стоимостью свыше 1,6 млн. рублей в текущем году вырос на 16%. По мнению директора агентства, это объясняется тем, что богатые люди меньше зависят от текущей финансовой ситуации в стране и чаще меняют свои автомобили.
Он объясняет и другие тенденции авторынка:
На плаву сейчас уверенно держится только сегмент премиальных брендов. По объему продаж у "Мерседеса" +16%, "Ауди" -3%, БМВ -5%, "Лексуса" +17%, "Ленд Ровера" +5%, "Вольво" +7%. В сумме премиум-сегмент в небольшом плюсе и, соответственно, существенно лучше рынка.
Хорошая динамика "Ниссан" (+18%, +14,5 тыс.) обеспечена дешевым седаном "Альмера" тольяттинского производства. Плюс фанаты "Кашкая" дождались накнец-то обновления. В остальном все так же плохо.
Китайские бренды, росшие "против рынка" в прошлом году, повалились теперь быстрее остальных. Почти у всех двузначная отрицательная динамика. Запас прочности у "китайцев" пока маловат. Видимо, мало вкладываются в маркетинг и развитие своих сетей. Дилеров и дистрибьюторов я бы в массовом порядке не винил. Есть те, у кого очень хорошие показатели, есть очень плохие. Они "внутри рынка", на общую емкость продаж по РФ они не влияют, лишь борются за долю и маржу. В целом весь бюджетный сегмент валится сейчас быстрее рынка. Уже не удивляет стабильное падение в 20% "Лады" и "Дэу". В прошлом году у них было то же самое. Причина — в стратегии. Модельный ряд "Лада" планомерно замещается моделями "Рено", "Ниссан" и "Датсун". Это стратегия Карлоса Гона (президент и генеральный директор компаний Renault и Nissan. — Прим. ред.), которую сейчас более активно начал проводить Бу Андерссон (президент "АвтоВАЗа"). "Дэу" же имеет очень слабый, неконкурентный, устаревший модельный ряд.
"Шевроле" (-27%) запоздал с обновлением модельной линейки, потом не попал в рынок с "Кобальтом". По "Шевроле-Ниве" произошел провал из-за цен, а те высокие опять же из-за "Рено", которому "Нива" мешает продавать "Дастер".
Объяснимы и проблемы "Пежо" (-37%) с "Ситроеном" (-29%). У французов все плохо в головных компаниях — отсюда неконкурентная ценовая политика и отсутствие хитов в масс-маркете.
После "олимпийской гонки за лидерами" выдохся "Фольксваген" (-18%). А вот "Шкода" за счет новых моделей пока держится (-2%).
При этом очень достойно в этом году выглядит "Тойота" (+1%). Видимо, японцам помогает хорошая и широкая модельная линейка. Плюс абсолютные лидеры в двух классах — больших внедорожников ("Ленд Крузер") и седанов D-класса ("Камри") — очень хорошо идут в корпоративные парки. К тому же низкая йена позволяет им держать цены против евро и доллара.
"Мазда" в плюсе на 15%. Думаю, для этого достойного японского бренда, кроме удачного "попадания в рынок" двух моделей ("тройки" и СХ-5), продолжает играть роль эффект низкой базы. Ведь они когда-то продавали больше 70 тыс. авто за год, но во время кризиса упали до 25 тыс. и в течение нескольких лет не вышли даже на уровень 50 тыс. Хотя многие их конкуренты уже давно превысили показатели докризисного 2008 года.
Корейцы ("Киа" и "Хендай") держатся лучше рынка. Продолжают отнимать чью-то долю?
Продолжается быстрое падение "Форда" (-43%). Доколе? Есть ли предел их падению? Скоро узнаем.
Самое важное - в нашем Telegram-канале