В Алтайском крае заметно растет такой сегмент рынка туристических услуг, как бизнес-туризм. В среднем, по оценкам туркомпаний Барнаула, только за последний год спрос на корпоративные туры возрос вдвое. Такая тенденция характерна и в целом для России, где ежегодный рост объема этого рынка, по данным Российской ассоциации делового туризма, составляет порядка 25–30%. Причем 70% от общего объема приходится на Москву и Санкт-Петербург и только 30% – на регионы. Вместе с тем, как заявил вице-президент ассоциации Юрий Сарапкин, наибольшие перспективы развития сегодня именно в регионах. Хотя Алтайскому краю, по оценкам экспертов, пока не хватает системности в подходах к развитию этого направления.
Где возможности – там и спрос
Сегмент деловых путешествий в России принято называть бизнес-туризмом. Многие эксперты не совсем согласны с таким наименованием, предпочитая международный вариант названия – MICE-индустрия или индустрия встреч. MICE расшифровывается как Meetings ("встречи") Incentives ("поощрения") Conferences ("конференции") Exibitions/Events ("выставки, события"). Емкость этого рынка в мире достаточно высока: по данным Юрия Сарапкина, около 60% всего мирового туризма приходится именно на индустрию встреч, от 55% до 60% мест в отелях по всему миру заполняется за счет деловых поездок. Этот рынок прибылен и перспективен: там, где обычный турист оставляет $ 100, деловой человек - в два, а то и в три раза больше.
В российских регионах потенциал делового туризма долгое время не использовался. Однако последние тенденции развития рынка сделали эту тему очень актуальной. Рост межрегионального и международного сотрудничества, активное освоение крупными компаниями регионов, повышение благосостояния как предприятий, так и населения привели к увеличению спроса на подобного рода услуги.
"Число деловых, в том числе корпоративных заказов, у нас возросло, – подтверждает Александр Смирнов, директор компании "Плот". – Повышение спроса в этом сегменте, на мой взгляд, является следствием выравнивания экономической ситуации в стране". Такого же мнения придерживается и Евгения Сутягина, директор турагентства "Роза ветров". По ее словам, заметный рост в секторе бизнес-туризма в крае наблюдается последние два года и также вызван появившимися финансовыми возможностями у алтайских компаний. "Нас, к сожалению, нельзя сравнивать с регионами Центральной России или, скажем, Тюменской областью. Они обладают куда большими средствами. Однако и у нас уже появились предприятия, преимущественно производственного сектора, которые позволяют себе корпоративные выезды высокого уровня".
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в Алтайском крае представлены все четыре сегмента MICE-индустрии. Индивидуальные бизнес-туры заказывают в агентствах регулярно. Они включают в себя стандартный набор услуг: проживание в гостинице, перелет и трансферт до отеля. Дополнительные услуги, например, экскурсионную программу, заказывают довольно редко. Поощрительные туры для сотрудников компаний за отличные результаты работы также приобретаются, но несравнимо реже, в основном филиалами крупных всероссийских или международных компаний. Конференций и разного рода форумов в крае также проводится довольно много, большей частью – в Барнауле, Белокурихе и летом в Горном Алтае. Достаточно широко развита, в основном усилиями "Алтайской ярмарки", выставочная деятельность, предприниматели также часто выезжают на выставки в другие регионы или страны.
Однако стоит отметить, что направления эти довольно условны, так как зачастую индивидуальный или корпоративный выезд может преследовать сразу несколько целей: например, проведение форума с элементами тим-билдинга. "Зачастую компании, организующие такие мероприятия, пользуются услугами сразу двух фирм: туристического агентства и обучающего центра. Первые обеспечивают техническую сторону вопроса: размещение, питание, обслуживание. Вторые – проводят семинары или тренинги", – рассказывает Александр Смирнов.
Потребность – есть, системы – нет
Вместе с тем, несмотря на довольно хороший спрос, Алтайскому краю, как признают эксперты, явно не хватает системности в использовании собственного потенциала для развития бизнес-туризма. "К сожалению, в перечне предложений крупнейших российских компаний, специализирующихся на деловом туризме, Алтай даже не значится, – сожалеет Андрей Краснер, руководитель проекта "Алтай - золотые горы", созданного при поддержке компании "Беловодье". – Задача состоит в том, чтобы создать брэнд "Алтай" и обеспечить его продвижение на российском, а впоследствии и международном уровне. Сегодня к этому предпринимаются определенные шаги".
Не бывал в Алтайском крае и Юрий Сарапкин, признанный эксперт в области MICE-индустрии. "Мне сложно оценивать потенциал вашего региона. Я предпочитаю прибыть на место, чтобы оценить его с точки зрения делового туриста, посмотреть уровень подготовки специалистов, – рассказывает он. – Но, конечно, я слышал об Алтае и считаю, что это интересный регион, возможности которого не нужно сводить только к развитию экстремального туризма. Например, Иркутскую область, которая долгое время рассматривалась с таких же позиций, мы увели от этого представления. Я доказал и показал преимущества разных направлений бизнес-туризма в этом регионе. И сейчас индустрия встреч там активно развивается".
Иркутск действительно сегодня является городом, опыт которого мог бы послужить примером того, как можно подходить к развитию отрасли деловых путешествий. Здесь существует несколько бизнес-центров, включающих гостиницы, конференц-залы, рестораны. Кроме того, созданы компании, которые специализируются на проведении бизнес-форумов, организации так называемого пост-конгрессного обслуживания: экскурсий, праздников, фольклорных программ и пр.
О еще более близком примере рассказал Андрей Олишевский, генеральный директор "Алтайской ярмарки", недавно вернувшийся из Красноярска. "В этом городе уже год работает деловой центр "Сибирь". Он включает в себя выставочные залы, гостиницу, конференц-залы, ресторан и большое число парковочных мест. По большому счету это прототип нашего выставочно-конгрессного комплекса "Атлас", проект которого мы разработали и пытаемся реализовать. Я увидел, как это может быть воплощено в жизнь. Ощущения положительные. Я поговорил с персоналом, посмотрел статистику. Когда выставочный комплекс не работал, загрузка гостиницы составляла 20%, сейчас – 60%. В объеме доходов комплекса 30% составляют поступления от проведения дополнительных мероприятий. Например, в этом году там будут проходить выпускные балы. Это пример, который показывает, как может комплексный подход к осуществлению выставочной деятельности приносить ощутимые плоды".
Универсальность может быть применима в целом к индустрии делового туризма. Андрей Краснер рассказал "ВД" о возможном пути развития этой отрасли в крае. По его мнению, для этого должно быть создано конгрессно-туристическое бюро – некоммерческая организация, официально представляющая регион на рынке деловых и международных встреч, объединяющая и представляющая интересы компаний, которые заняты в этой отрасли. Одним из учредителей бюро должна стать администрация региона. Она, с одной стороны, обеспечит статусность организации, а с другой – сможет с помощью бизнес-сообщества решить ряд стратегических задач: улучшит позиционирование края, увеличит число рабочих мест и наполняемость бюджетов. "Некоммерческий характер деятельности и долевое участие администрации и бизнеса обеспечивают нейтралитет и беспристрастность. Такое партнерство также дает возможность конструктивного диалога по поводу развития конгрессной и туристической деятельности в регионе", – говорит Андрей Краснер. В состав бюро могут войти профессиональные организаторы деловых встреч, логистические компании, туроператоры, конгресс-центры, конференц-залы, гостиницы, рестораны, транспортные предприятия, выставочные компании и пр.
Самое интересное, что алтайские туркомпании уже готовы к подобным изменениям рынка. По словам Александра Смирнова, ряд туристических баз в Горном Алтае модернизируется, создавая условия для проведения конференций. "Когда мы строили комплекс, включающий конференц-зал, то учитывали, что сектор корпоративного туризма будет расти", – говорит Виталий Брегадзе, директор комплекса "Стик-трэвел". Нельзя забывать и о городе-курорте Белокуриха, который и так имея достаточно большой опыт в проведении форумов и деловых встреч, продолжает обновляться и все больше ориентируется именно на делового туриста.
Таким образом, в Алтайском крае сегодня существует ряд объективных предпосылок к системному развитию бизнес-туризма. Однако пока нет организатора, который бы взял на себя заботу сплотить участников рынка.
Справка
Что мешает краю и Барнаулу стать центром бизнес-туризма?
1. Высокая стоимость авиаперелетов.
2. Несоответствие цены размещения и качества обслуживания.
- Ненадлежащее оснащение аэропорта в Барнауле: отсутствие хороших кафе, санузлов, комнаты выдачи багажа.
- Дефицит больших, хорошо оснащенных конференц-залов, где могли бы разместиться 200–300 человек. Сегодня такие форумы приходится проводить или в театре драмы, или в филармонии, или в другом, имеющем иное предназначение месте.
- Отсутствие больших ресторанов. Например, 600 гостей, которые приезжают на выставку "Алтайская нива", компания "Алтайская ярмарка" потчует в "Колизее".
- Отсутствие качественных экскурсионных программ в городах (исключением может служить, пожалуй, Белокуриха), дефицит современных интерактивных музеев, исторических мест, оформленных как возможные объекты интереса туристов.
Источник: по оценкам Андрея Олишевского ("Алтайская ярмарка"), Евгении Сутягиной ("Роза ветров").
Самое важное - в нашем Telegram-канале