Участники съезда предпринимателей Алтайского края отмечают, что динамичное развитие региона невозможно без качественных изменений в отношениях бизнеса и власти, без роста доли малого и среднего предпринимательства в экономике края, особенно производственного направления.
За последнее время наметились позитивные тенденции развития малого бизнеса на Алтае. Сегодня в этой сфере действует более 16 тыс. малых предприятий, на которых занято 133 тыс. человек. Индивидуальную предпринимательскую деятельность осуществляют 88,8 тыс. человек, обеспечивая занятость 171,9 тыс. человек. В крае порядка 5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, в которых трудится почти 20,5 тыс. человек. В малом бизнесе задействованы более 400 тыс. человек, или свыше 31% экономически активного населения края. По сравнению с 2006 годом доля занятых в данном секторе экономики увеличилась на 5%.
Формируются политические, экономические и правовые основы для улучшения предпринимательского климата. Принята ведомственная целевая программа «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008–2010 годы», определены меры государственной поддержки предпринимательства, направленные на увеличение в структуре малого бизнеса доли компаний, работающих в реальном секторе экономики. С целью создания в крае вертикально-интегрированной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса идет реализация проекта краевого Центра поддержки предпринимательства, создана сеть информационно-консультационных центров. Для обеспечения обязательств субъектов малого предпринимательства перед кредитными организациями сформирован «Алтайский гарантийный фонд». Предприниматели отмечают определенные усилия власти и банковского сообщества, направленные на внедрение схем, которые позволяют облегчить малому и среднему бизнесу доступ к кредитным ресурсам, активную работу администрации края по привлечению средств федерального бюджета для поддержки малого бизнеса.
Однако для коренного перелома в этой сфере необходимо существенно обновить законодательную базу, создать условия для улучшения инвестиционного климата в регионе, последовательно и системно вести борьбу с административными барьерами, изменить подходы к малому и среднему бизнесу со стороны контролирующих органов, краевых структур и органов местного самоуправления.
Основными причинами медленного роста малого бизнеса продолжают оставаться чрезмерный административный прессинг, который сегодня существует на всех стадиях развития малого предпринимательства, а также отсутствие системного подхода и низкая эффективность мер поддержки бизнеса, которые осуществляются на местах.
Участники съезда считают необходимым внести в итоговую резолюцию следующие предложения.
I. В целях формирования и развития законодательных основ и информационного обеспечения малого и среднего бизнеса
Предложить органам законодательной власти края:
1. Провести депутатские слушания по вопросу практического применения в районах края Закона Алтайского края от 10.04.2007 г. № 32-ЗС «Об организации деятельности розничных рынков в Алтайском крае» для более полного учета мнений и предложений сельских предпринимателей.
2. Внести изменения в Закон Алтайского края от 29.12.2005 г. № 131-ЗС «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Алтайского края» в части снижения стоимости лицензии на продажу винно-водочной продукции на одну торговую точку для районных центров и сельских поселений.
Рекомендовать органам исполнительной и законодательной власти края:
1. Доработать проект краевого Закона «О развитии малого и среднего бизнеса» с учетом предложений предпринимательского сообщества и принять его не позднее III квартала 2008 года.
2. Разработать мероприятия для обеспечения максимальной занятости и повышения доходов сельского населения Алтайского края через развитие предпринимательской инициативы и поддержки малого бизнеса на селе.
3. Принять меры для упрощения, открытости и равного доступа к госзаказу, финансовым, земельным и имущественным ресурсам всех субъектов предпринимательства в Алтайском крае.
4. Совместно с органами власти муниципальных образований принять программы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе обеспечения нежилыми помещениями).
5. Для создания условий, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса и устраняющих формальные требования избыточного характера, выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень:
- по вопросам упрощения системы учета и отчетности для малого бизнеса;
- по проблемам применения ККТ;
- по совершенствованию законодательства в части земельно-имущественных отношений, связанных с капитализацией и развитием сферы малого и среднего предпринимательства;
- по изменению налогового законодательства в сфере налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, включая введение дополнительных механизмов стимулирования производственной и инновационной деятельности;
- по административной и материальной ответственности должностных лиц за неправомерные действия или бездействие, признанные таковыми решением суда, в отношении субъектов предпринимательства.
Предложить органам исполнительной власти края:
1. Рассмотреть возможность грантовой поддержки обучения предпринимателей и сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса с проведением соответствующих конкурсов в муниципальных образованиях края.
Предложить главам муниципальных районов, городских округов края:
1. При оформлении земель фонда перераспределения в аренду увеличивать сроки минимум на 10 лет и отдавать предпочтение тем предприятиям и предпринимателям, в пользовании которых эти земли находились ранее.
2. Ввести мораторий на приватизацию объектов недвижимости, распространяемый на помещения, арендуемые предприятиями малого и среднего бизнеса, до момента принятия соответствующего федерального закона, регулирующего правоотношения в данной сфере.
3. Совместно с ассоциациями и союзами крестьянских (фермерских) хозяйств проводить разъяснительную работу с населением (собственниками земельных паев) о приоритетности сдачи в долгосрочную аренду (продажи) долей предприятиям, работающим на территории муниципалитета.
4. Усилить работу информационно-консультационных центров по созданию доступной информационной площадки для предпринимателей и потенциальных инвесторов. Доводить через ИКЦ до сведения предпринимателей информацию о порядке и процедурах оформления земли в ипотеку, получения государственной финансовой поддержки.
5. Способствовать развитию дополнительных механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
6. Для создания конкурентной среды принять комплекс мер по финансовой, земельно-имущественной, информационной поддержке малых компаний, готовых реализовать эффективные проекты в сфере производства электрической и тепловой энергии, реконструкции и модернизации объектов ЖКХ, формирующих оптимальную ценовую политику с учетом интересов органов местного самоуправления и населения территорий.
7. Создать комиссии по контролю за формированием тарифной политики местных монополий и эффективному использованию муниципального имущества с включением в состав представителей общественных объединений предпринимателей.
Предпринимательскому сообществу, общественным объединениям малого и среднего бизнеса:
1. Проработать вопросы создания некоммерческих организаций, мобилизующих предпринимательское сообщество на ведение цивилизованного бизнеса и активное участие в деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
II. В целях повышения инвестиционной привлекательности региона предложить
1. Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края:
- создать единый координирующий орган, задачами которого должны стать рассмотрение и решение земельных вопросов;
- разработать совместно с главами муниципальных образований модель создания и функционирования земельных залоговых фондов.
2. Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края совместно с Общественным советом по развитию предпринимательства при губернаторе Алтайского края разработать на примере конкретных территорий комплексную модель привлечения инвестиций в муниципальные образования края.
3. Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края, управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры:
- активнее участвовать в позиционировании Алтайского края на межрегиональном и международном уровнях как региона с устойчивой экономикой и реализующего новые перспективные проекты;
- принять участие в проведении регионального экономического форума осенью 2008 года;
- разработать и утвердить модель функционирования экономических советов на уровне края и муниципалитетов;
- в рамках существующей структуры создать подразделение, осуществляющее комплексный анализ налоговой и другой нагрузки на малый бизнес для определения экономически обоснованных условий развития.
4. Предпринимательскому сообществу и органам местного самоуправления активизировать работу по вопросам перспективного развития территорий. До 1 октября 2008 г . подготовить пакет предложений (бизнес-проектов) для включения в комплексные программы социально-экономического развития муниципального района (городского округа) при их корректировке.
5. Предпринимательскому сообществу, общественным объединениям малого и среднего бизнеса:
- выйти с инициативой в органы исполнительной власти Алтайского края о создании дополнительных механизмов финансовой поддержки и развития предпринимательства (фонд прямых инвестиций, венчурный фонд и др.);
- выступить организаторами регионального экономического форума осенью 2008 года;
- подготовить предложения губернатору Алтайского края о создании в структуре администрации края специального межведомственного подразделения по сопровождению инвестиционных проектов;
- обратиться в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю с просьбой о приостановлении наложения штрафных санкций за применение контрольно-кассовых машин с истекшим сроком действия до принятия соответствующего решения Государственной Думой Российской Федерации.
III. С целью устранения административных барьеров и исполнения Указа президента РФ от 14 мая 2008 г . «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» предложить:
1. Администрации Алтайского края продолжить работу краевой межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства. Создать условия для повышения эффективности ее работы.
2. Администрации Алтайского края для более эффективного исполнения госзаказов, обеспечения законности и пресечения коррупции:
- провести конкурс на разработку регионального классификатора для модернизации краевого сайта по госзаказам;
- решить вопрос о передаче на конкурсной основе подрядов, в ряде случаев отраслевым специализированным организациям (строительные подряды), с целью обеспечения возможности проведения экспертиз и контроля выполнения работ;
- создать контролирующий орган по исполнению контрактов с участием членов Общественного совета при губернаторе Алтайского края, Общественной палаты Алтайского края, Алтайского союза предпринимателей.
3. Представителям объединений предпринимателей совместно с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края создать рабочую группу по усовершенствованию системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
4. Общественным объединениям предпринимателей и органам государственного контроля и надзора:
- совместными усилиями вести работу по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы для оптимизации применения норм и правил действующего законодательства;
- распространить практику заключения двусторонних рамочных соглашений с приложением планов конкретных мероприятий совместной работы;
- осуществлять оперативный обмен актуальной информацией по вопросам, связанным с проведением контрольных мероприятий, анализировать правоприменительную практику, выделяя проблемные моменты;
- создать постоянную рабочую группу для проведения экспертизы ценовой политики предприятий, работающих при ведомствах и оказывающих в соответствии с нормативными актами РФ обязательные платные услуги хозяйствующим субъектам;
- содействовать исполнению субъектами малого и среднего предпринимательства действующего законодательства, пропагандировать цивилизованные формы работы.
5. Органам государственного контроля и надзора:
- при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий руководствоваться нормативными актами, прошедшими государственную регистрацию и опубликованными в установленном законом порядке;
- в отношении малых и средних предприятий отдавать приоритет мерам предупредительного и профилактического характера, направленным на предотвращение нарушений обязательных требований действующего законодательства;
- повышать информационную открытость своей деятельности через работу собственных информационных ресурсов и интернет-сайта некоммерческого партнерства «Алтайский союз предпринимателей»;
- оказывать методическую, консультационную и организационную помощь по вопросам применения утвержденных норм и правил в сфере хозяйственной деятельности;
- разработать инструкции о порядке проведения проверок с четким описанием прав и обязанностей участников проверки, распространить их через имеющиеся информационные ресурсы и довести их содержание до своих работников;
- в документе на проверку указывать мотивированную причину и прямой телефон руководителя отдела для неотложных консультаций предпринимателя;
- прекратить практику проведения проверок по анонимным обращениям граждан;
- обеспечить участие представителей предпринимательских объединений в работе комиссий, экспертных и рабочих групп при подготовке и обсуждении нормативных правовых актов, методических и иных документов, имеющих отношение к вопросам контроля предпринимательской деятельности;
- образовать совещательные (координационные) органы по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства с привлечением к их работе представителей малого и среднего предпринимательства;
- при получении сигнала от предпринимателей или представителей общественных объединений предпринимателей о неправомерных действиях сотрудников контролирующих служб незамедлительно проводить служебное расследование, применяя к ним меры строгого дисциплинарного взыскания.
Документ принят делегатами XII съезда предпринимателей Алтайского края 24 июня 2008 года.
Самое важное - в нашем Telegram-канале