Туризм

Санатории Алтайского края не боятся кризиса и готовятся к росту летнего спроса

Экономический кризис ударил по многим туристическим предприятиям страны. Но алтайский город-курорт Белокуриха — уникальный островок стабильного успеха отрасли в России. Его ниша — оздоровительный туризм — уже не первый год избавлена от сезонных перепадов спроса. Даже в нынешних условиях участники рынка продолжают улучшать свою инфраструктуру, ожидая роста потока клиентов летом. Эксперты уверены, что его не остановит даже инфляционный рост цен на услуги.

Белокуриха.
Белокуриха.
Олег Богданов

В Алтайском крае работает несколько десятков санаториев (см. инфографику  "Развитие туризма на Алтае в цифрах"). Но главной здравницей из-за природных факторов всегда была Белокуриха. В крупнейших санаториях города-курорта говорят, что неизменность этих факторов (радоновая вода, привозная лечебная грязь, свежий воздух) стала предпосылкой к тому, чтобы отдых там стал круглогодичным.

Развитие туризма на Алтае.
Развитие туризма на Алтае.
Михаил Хозяйкин

Однако спад спроса в холодные месяцы санатории смогли преодолеть по-настоящему только около трех лет назад, когда вложили серьезные средства в развитие инфраструктуры. Почти все сегодня предлагают прокат снегоходов, лыж и другие развлечения помимо лечения.

"Когда три года назад сделали бассейн с пятью банями, это сыграло в нашу пользу: до этого люди зимой приезжали реже, — признает Сергей Криворученко, замгендиректора по маркетингу санатория “Алтай-West”. — Недавно у нас также появился спортивно-оздоровительный комплекс. В нем расположены четыре дорожки боулинга, караоке-клуб, бильярдный зал, танцевальный зал".

Сегодня загрузка крупнейших лечебно-оздоровительных учреждений Белокурихи не опускается ниже 70%. Директор санатория "Россия" Федор Елфимов утверждает, что большую часть года она составляет 100%. По словам экспертов, многие из крупнейших игроков рынка Белокурихи до сих пор половину путевок продают за счет массовых заказов с предприятий, которые частично оплачивают поездки своим сотрудникам. Но в последнее время доля корпоративных клиентов падает. Директор санатория "Родник Алтая" Владимир Карюкин сообщил, что в его учреждении соотношение корпоративных клиентов и физлиц уже не 50:50, а 30:70. Это также стимулирует здравницы продолжать работать с инфраструктурой.

"Стараемся, чтобы процент физлиц увеличивался с каждым годом. Для этого делаем капитальный ремонт, переоборудуем наш номерной фонд", — подтверждает Елена Быхун, главный специалист отдела реализации санатория "Центросоюза". По ее словам, ядро аудитории санаториев стабильно: это люди 30–50 лет. И, судя по дополнительным услугам (озонотерапия, импульсная терапия и т. д.), которые позволяют себе гости Белокурихи, это люди хорошего среднего достатка.

В наступившем году руководители всех санаториев уверены, что спрос на путевки со стороны обеспеченной клиентуры возрастет на фоне сильного подорожания заграничных туров. Как констатировали в компании "Курорт Белокуриха", рост спроса был налицо уже в начале года и составил 25%. При этом он увеличился еще в 2014 году. В целом по городу объем продаж санаторно-курортных услуг тогда составил более 4 млрд рублей при средней цене путевки 2,5 тыс. рублей. Это на 5% больше, чем в 2013 году. Такие данные приводит Константин Базаров, глава администрации Белокурихи.

В этом году предприятия санаторно-курортной сферы города рассчитывают получить еще больше выручки, так как цены на их услуги вырастут. "Среднегодовой рост будет от 8% до 20% в зависимости от популярности санатория. Тут играют роль два фактора: инфляция и высокий спрос", — говорит Сергей Криворученко.

"В санатории “Сибирь” меняем соляные пещеры. Увеличиваем объемы бассейнов, — рассказывает о подготовке к летнему буму Михаил Шефер, замгендиректора компании “Курорт Белокуриха”. — Кстати, наши бассейны единственные в городе подогреваются. Работают они с конца мая до середины сентября. Еще мы расширяем сеть теренкуров (прогулочных троп для лечебной ходьбы). Ремонтируем один зал в санатории “Белокуриха”. Переводим под категорию “4 звезды” два этажа в “Белокурихе” и один этаж — в “Катуни”, увеличивая площади номеров. А больше всего внимания уделим ландшафту вокруг санаториев. Рядом с “Белокурихой” сделаем лабиринт из цветочных кустов, в проекте также есть фонтан".
Отголоски СССР в сервисе некоторых отелей, хаотичность застройки и отсутствие единообразного архитектурного облика города многие туристы замечают — но все равно едут в Белокуриху. Поэтому проблема у санаторно-курортной сферы города сегодня одна — перегруженность. Пока курорт может разместить одновременно только 5372 человека. Во всех санаториях констатируют, что летом, а также во время событийных мероприятий на "Сибирском подворье" в селе Новотырышкино этого недостаточно. Предприятия стараются расширять свой номерной фонд — например, "АлтайWest" намерен к 2017 году увеличить его вдвое. Но такие меры по карману далеко не всем.

Поэтому руководители здравниц только поддерживают идею расширения Белокурихи за счет проекта "Белокуриха-2". Сегодня его главный инициатор и инвестор, компания "Курорт Белокуриха", ведет на площадке активную подготовительную работу: в 2015 году там должны появиться первые объекты. Конкуренции со "второй частью" города-курорта другие санатории не боятся, поскольку проект рассчитывает на более состоятельных клиентов. А пока его будут реализовать (завершат по плану лишь к 2018 году), в санаториях могут посоветовать гостям одно: бронировать путевки заранее.

Цифры

  • 946 предприятий оказывают туристские и санаторно-оздоровительные услуги в крае.
  • 16 тыс. человек работают в Алтайском крае в туристической отрасли.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость