Экономика

Как магазины с товарами "все по 43" увеличили прибыль в кризис

Падение российской экономики привело к взлету магазинов, где по одной цене продают 2–3 тыс. разных товаров. За неполный год в городах Алтайского края открылось около 30 таких торговых точек. С наступлением кризиса их продажи выросли. Пока в крае работают лишь две сети формата "все по 43": федеральная Fix Price и новосибирская "Охапка". Но им не тесно: эксперты утверждают, что при нынешнем уровне спроса на этом рынке места хватило бы и для нескольких новых участников.

Деньги.
Деньги.
Олег Богданов

Два батончика "Баунти", упаковка мягкой туалетной бумаги из четырех рулонов или набор рюмок — покупатели Fix Price и "Охапки" в Барнауле не выбирают, а берут пакетами сразу все. В магазинах фиксированной цены можно найти косметику, бытовую химию, товары для дома и много других мелочей, от бижутерии до шапок. Также там есть продукты питания длительного хранения: соки, кондитерские изделия, чипсы, консервы и т. д. У "Охапки" ассортимент шире, чем у Fix Price, и составляет примерно 3000 позиций: в отличие от федерального конкурента, сеть продает замороженные и охлажденные продукты.

Fix Price — первопроходец и лидер российского рынка в своем формате. Сеть развивает компания "Бэст прайс" с 2007 года, сегодня у нее 1720 розничных точек в России. С тех пор моделью заинтересовались и другие предприниматели; но их сети пока невелики и малоизвестны. Магазины "Заодно" в московском регионе продают товары по трем фиксированным ценам: летом это были 33, 55 и 99 рублей. Начиная с Оренбургской области по стране стала открывать точки сеть "Одна цена". Ее особенность — в системе самообслуживания покупателей и отсутствии продуктов в ассортименте.

Общее для всех таких магазинов — продажа товаров повседневного спроса, упор на непродовольственный сегмент, работа на небольших площадях в формате магазина "у дома". Независимо от различий бизнес-модели общая схема, пришедшая на наш рынок с Запада, показывает себя успешной.

"Идея открыть такую сеть возникла после посещения магазинов подобной концепции Dollar Tree в США и Dollarama в Канаде (крупнейшие в своих странах сети, работающие в формате фиксированной цены. — Прим. ред.). К реализации идеи мы приступили 1,5 года назад в Новосибирске, в Барнаул пришли в начале 2014 года", — рассказал "СК" основатель "Охапки" Евгений Мальгин.

Полки мечты

"Секрет цены прост. Он в том, что мы работаем как “первые руки”: импортируем товар от производителя до прилавка, отказавшись от 60% услуг посредников, которыми пользуются другие магазины, — дистрибуторов и дилеров, — говорит Евгений Мальгин. — Плюс за внешним фасадом средней представленности товаров кроется огромная работа ребят-баеров, которые отбирают товар нужной цены для нашего ассортимента".

Задача баеров в таких магазинах — составить ассортимент таким образом, чтобы товары в магазине по цене себестоимости уравновешивались теми, чья розничная цена выше в несколько раз. Это обеспечивает прибыль. Дешевые товары находят в основном на крупных китайских предприятиях-консолидаторах, собирающих у себя продукцию множества профильных азиатских производств. Названия таких компаний — Ningbo Home-Dollar Imp&Exp. Corp., Union Source CO. и других — встречаются на этикетках многих товаров Fix Price и "Охапка".

На сайте Fix Price сказано, что 70% ассортимента сети — импорт. Евгений Мальгин говорит, что в "Охапке" соотношение российского и азиатского 50:50. "В промышленной группе товаров производители — Китай и страны юго-восточной Азии, — уточняет он. — Но бытовая химия, косметика и продукты питания у нас производства России и стран СНГ".

От российских производителей товаров эконом-класса у сетей нового дискаунт-формата нет отбоя. "Сотрудничаем с “Охапкой” с осени, поставляем мед в стеклянных банках по 100 г. У сети есть “ценовой коридор” с предельными ценами, по которым они готовы взять у нас продукцию, — сообщил Сергей Душаков, директор барнаульской компании “Терем”. — Алтайский край меня как поставщика интересует меньше, чем торговые точки в Кемеровской, Новосибирской и других областях. Эта сеть там стабильно развивается, а преимущество взаимодействия с ней — человеческое отношение. Со многими федеральными компаниями работать сложнее. Сейчас мои менеджеры занимаются переговорами с Fix Price".

Лояльность новосибирской сети отмечают и другие поставщики. "В одной алтайской сети продуктовых магазинов, например, с нас требуют точную дату и время отгрузки товара. В “Охапке” нет такого требования — как изготовим, так и везем, — говорит менеджер по снабжению барнаульской компании “Химпром” Надежда Лынова. — Также очень большое преимущество работы с “Охапкой” — отсутствие маркетинговых платежей. В другой сибирской сети нужно платить за выкладку товара, за размещение в их журнале… Я во всем этом не увидела смысла для нашей продукции".

В крупную Fix Price производителю попасть сложнее, и условия по срокам поставок там жестче. Но сеть привлекательнее за счет масштаба. "Если продукция интересна Fix Price, компания реагирует на предложение достаточно быстро, — утверждает Станислав Смирнов, менеджер компании “Мирролла” (поставляет в Fix Price репейное масло). — Мы распространяем свою продукцию в основном через аптеки. Но с Fix Price получается реализовать достаточно неплохой объем через одни руки. Это привлекает любого производителя".

Мини-инфляция

Влияет ли на работу такого формата нынешнее экономическое положение России? Инфляция не обходит их стороной: обе сети начинали свое развитие в крае как магазины, где "все по 39". Сегодня там уже "все по 43". Но по сравнению с конкурентами рост цен в этих дискаунтерах почти не заметен.

"Мы находимся в достаточно жестких условиях по закупкам в зоне юаня, индонезийской рупии, бата и других валют Юго-Восточной Азии, которые привязаны к доллару. Компания не может работать в убыток — отсюда нынешняя политика продаж, — поясняет Евгений Мальгин. — Закупочные цены выросли процентов на 40–70%, поэтому повышение розничной стоимости на 2%, тем более с таким опозданием, не выглядит адекватной реакцией на колебания валютного рынка. Но зато помогает нам сохранить лояльность клиентов. Однако буду неискренен, если скажу, что в ближайшие два–три месяца мы не повысим цену еще на два–три рубля".

По словам основателя "Охапки", с ноября по январь рост продаж в его магазинах составил 15–30%. В 2015 году он намерен дорасти до 70 магазинов в Сибири (сегодня их 20). Оборот сети к тому моменту должен составить 1,2 млрд рублей, треть от него придется на Алтайский край. Росту, по расчетам Мальгина, не помешает соперничество с Fix Price: ниша в стране пока практически свободна.

Федеральный лидер формата тоже не сбавляет оборотов. Исходя из информации на сайте Fix Price, сеть в последние несколько месяцев открывала в среднем по 20 магазинов в месяц в разных регионах страны. "Через шесть месяцев работы в моем торговом центре точка Fix Price не достигла нужной рентабельности — и теперь автоматически закрывается. Хотя я была бы готова пойти навстречу, снизить арендную плату. Однако компания просто открывает новую в другом месте, хотя это для них дополнительные затраты. Но они их, видимо, не замечают, — говорит Евгения Трощий, собственница торговых центров “1000 мелочей” и “Эдем” в Барнауле. — Нас такое положение вещей не устраивает, но их, видимо, да".

По ее словам, для такого формата важно наличие рядом жилых домов, без них рентабельность под угрозой. Соответственно, сети "все по 43" составляют конкуренцию всей рознице формата "у дома". "Эти магазины не конкурировали с “Новэксом”, когда их было восемь на весь город. А теперь, конечно, конкурируют. Они особенно актуальны сейчас, когда люди начали серьезно считать деньги в магазинах. Это их время", — считает Евгения Трощий.

По мнению директора сети "Новэкс" Елены Филипчук, конкуренция с магазинами фиксированной цены для ее сети некритична. Из-за более широкого ассортимента (в 10–30 раз в зависимости от площади магазина) у них разные аудитории. Однако в кризис и "Новэкс" усилил ценовой маркетинг: на его полках в новом году стало гораздо больше товаров с яркими акционными ценниками.

Елена Филипчук констатирует: покупатели стали экономить еще в прошлом году, спрос не растет, а в бытовой химии и косметике 70–80% составляющих импортные. Поэтому некоторые дорогие позиции скоро исчезнут из ассортимента сети, а на более дешевые сделают акцент. Однако и тогда соперничать с акциями "два по 43" и "три по 43" алтайским магазинам будет трудно. А их проводят в "Охапке" и Fix Price уже сегодня.

Мнение эксперта

Евгения Трощий,
собственница торговых центров "1000 мелочей" и "Эдем":

Могу четко сказать, что эта модель в крае перспективна. У нас очень много бедных людей. Там действительно продают такой товар первой необходимости, который, скажем, в других магазинах стоит 150 рублей. Признаков явной разницы я при этом не вижу, а стоит 43 рубля. Поэтому порой я захожу туда просто посмотреть, как идут дела, и меньше 600 рублей не оставляю, унося полную корзину того, что мне надо каждый день. Низкая цена у них получается за счет закупа огромных партий товара. К тому же закупают товары не высшего качества. Но для таких вещей, как предметы разового пользования, это некритично. Это не обувь. Многое из того, что мы привыкли покупать за 150 рублей, имеет такую же себестоимость (20–30 рублей), как товар в Fix Price.

Рынок в цифрах

  • У сети Fix Price сегодня 11 магазинов в Барнауле, три в Бийске, три в Новоалтайске, четыре в Рубцовске.
  • У сети "Охапка" сегодня 5 магазинов в Барнауле, два в Новоалтайске и один в Бийске.

Параметры формата
(на примере магазина Fix Price, информация из презентации сети на официальном сайте)

  • Общая площадь: 250–350 кв. метров,
  • Торговая площадь: 200–300 кв. метров,
  • Количество артикулов: 2 тыс. единиц,
  • Количество персонала: 4–5 человек в смену,
  • 20:80% составляет соотношение продовольственного и непродовольственного ассортимента в магазине,
  • 75% покупателей — женщины,
  • 25–55 лет — возраст покупателей,
  • 3–10 товаров — средняя покупка в магазине.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость