Внимание к заводу и предприятию в целом понятно: для Ларичихи и пяти других сел, входящих в это муниципальное образование, «Алтай-Форест» – это все или почти все. А для края строительство современного завода по глубокой переработке сырья – задача, пожалуй, стратегическая.
Дети и станки
Школьники с флажками идут след в след за VIP-персонами, только притормаживай их в опасных местах. У 13-летней Светы Бабушкиной здесь работают родители. А где еще работать? Выбор, как и везде в сельской местности, невелик: в Ларичихинском муниципальном образовании крупных работодателей два – «Алтай-Форест» (840 работающих) да леспромхоз (220). И это на 3009 жителей шести сел.
– Ты тоже будешь здесь работать? – спрашиваю я у Светы.
– Хотелось бы.
Половина бюджета муниципального образования – от этих двух предприятий, поясняет Владимир Билоус , его глава. Но это – только по строчкам в документах. А по жизни, как и в каждом селе с крупным предприятием, это и теплые туалеты в школе от «Алтай-Форест», и новая деревянная церковь, освященная аккурат 12 сентября. Оплатил строительство храма все тот же «Алтай-Форест».
Глубже не бывает
Все проекты этой компании, реализованные с 2005 года, для края, наверное, уникальны, иначе не скажешь. И по объему инвестиций на одного жителя – 276,5 тысячи рублей (в общей сложности 832 млн. рублей было вложено в строительство новых заводов-цехов с 2005 года). В Алтайском крае в целом суммарный объем инвестиций в основной капитал с 2005 по 2007-й – 36,7 тысячи на жителя.
И по той идее, на которой они построены: с завершением строительства завода древесно-стружечных плит, которое и праздновали 12 сентября, производство становится практически безотходным (на плиты идут все отходы других цехов – от коры до пыли – и нетоварная древесина). При этом степень переработки сырья заметно возрастает.
– 90 процентов леса из Сибири вывозилось в виде кругляка, – сказал Анатолий Квашнин , полпред президента в Сибирском федеральном округе.– Вот сколько стоит кубометр леса?
– 2000 рублей, – отвечает Николай Бушков , директор «Алтай-Форест».
– А сколько стоит продукция, которую выпускает завод с этого кругляка?
– 12500 рублей.
– Представляете, сколько мы дарили кому-то, но не себе? – продолжает Квашнин.
– Поставки продукции этого предприятия выходят за пределы России, и мы таким образом усиливаем внешнеэкономический потенциал края, – сказал Александр Карлин, губернатор. – И не сырьем торгуем, а продукцией глубокого передела сырья.
Уже не село
…Ларичиха сегодня уже не вполне село. Скорее – городского типа. Нет, здесь по-прежнему стоят традиционные для наших сел домики. Но в новых домах на две семьи, которые строит «Алтай-Форест» для работников, – небольшая ванна с теплым туалетом. Опять же тех, у кого работа на предприятии есть, батрачить на своем подворье калачом не заманишь: только 50% жителей держат огороды, скотины – 58 коров на 2200 жителей села. Автомобиль – чуть не в каждом дворе (машин у сельчан около 500), а рынок в Тальменке хороший.
– Безработица в селе насколько серьезная? – спрашиваю я у главы муниципального образования.
– Да нет у нас безработицы, – утверждает он. – А вот новые работники все время требуются…
Справка
ООО «Алтай-Форест» образовано в 2005 году. Учредитель – Николай Бушков. Предприятие занимается лесозаготовками на площади 133 тыс. га. В 2006 году запустило комплекс по глубокой переработке древесины на базе оборудования ведущих европейских производителей. В 2007 году – первую очередь завода по производству ДСП. 12 сентября – главный конвейер завода. «Алтай-Форест» производит обрезной пиломатериал, отделочные материалы из древесины и ДСП (дверная коробка, половая рейка, плинтус, европанель и др.), география поставок – от Москвы до Владивостока, страны Центральной Азии, Ближнего Востока.
Средний возраст работающих 35 лет. Средняя зарплата по итогам первого полугодия 2008 года – 10,7 тыс. рублей. С 2006 по 2008 год построили восемь двухквартирных домов для работников.
Самое важное - в нашем Telegram-канале