Экономика

Химичат. Почему не может свести концы с концами предприятие, работающее на суперперспективном рынке

Немного в России рынков с динамикой роста до 50% в год и рентабельностью продаж до 100%. Один из них – рынок химических средств защиты растений (ХСЗР), или пестицидов. Странно, что один из обитателей этого Клондайка – «Алтайские гербициды» – влачит жалкое существование.

Но все можно изменить, считают его совладельцы, переваливая друг на друга ответственность за выход из кризиса предприятия…

Жалкое существование

Несмотря на высокую доходность и потенциал роста (см. «Справку»), на Алтае действует только один производитель ХСЗР – «Алтайские гербициды» (Яровое). Предприятие было создано в 2003 году по решению краевой администрации на базе четырех заводских корпусов (в них производили гербициды) и ТЭЦ «Алтайхимпрома». Тогда же контрольный пакет акций перешел краю. Цель – вывести социально значимые и приносящие небольшую прибыль объекты из состава уже тогда деградирующего химзавода.

Не имея необходимых оборотных средств и собственных торговых марок гербицидов (получение каждой занимает около трех лет и обходится примерно в $ 300 тыс.), гербицидные цехи работали по два месяца в году в основном по давальческой схеме, получая за переработку сырья крохи. В этом году, например, удалось заработать всего 4 млн. руб. Естественно, при таких доходах ни о каком техперевооружении не могло идти речи. И все эти годы оборудование ветшало, квалифицированные кадры разбредались в поисках лучшей доли…

Единственный заказчик продукции – торговый дом «АгроХимПром», возможно, давно бы отказался от сотрудничества с яровчанами, но часть торговых марок гербицидов зарегистрирована на яровскую площадку, и он не вправе размещать их производство на других химзаводах. Вот так и мучаются друг с другом.

Что просили…

В прошлом году 49% акций «Алтайских гербицидов» на торгах приобрела возглавляемая известным алтайским бизнесменом Сергеем Хачатуряном компания «АлтайИнвестГрупп». Тоже имея коммерческий интерес. Покупатель рассчитывал: основной акционер (край) заинтересован в развитии сельского хозяйства на Алтае и, значит, поддержит расширение производства гербицидов.

– Начиная с осени прошлого года мы писали множество проектов, дающих почти 80% рентабельности. И ходили с ними к руководству краевой администрации, просили поддержки, – рассказывает Владимир Тиссен, начальник отдела маркетинга «АлтайИнвестГрупп».

О чем просил администрацию края Сергей Хачатурян? По нашим сведениям, во-первых, выделить квоту на отлов цист рачка артемии на озере Большое Яровое. А во-вторых, компенсировать часть банковских процентов по кредитам, которые нужны, чтобы начать производство гербицидов. Рассчитывал он и на то, что крестьянам будут субсидировать приобретение средств защиты растений, выпускаемых «Алтай­скими гербицидами».

…то и не получили

По всем пунктам основной собственник предприятия дал ответ. За квоту на рачка предложено бороться на общих основаниях с другими претендентами, выполнив при этом все установленные законом условия конкурса. Субсидировать крестьянам покупку «химии» администрация посчитала нецелесообразным – эта продукция предназначена для широко распространенных в крае зерновых культур.

– Администрация края субсидирует приобретение ХСЗР для культур, возделывание которых в условиях края без данных средств невозможно, – пояснил вице-губернатор Виталий Ряполов. – Это свекла, лен-долгунец, рапс. Ограниченность бюджетных средств не позволяет расширить данный перечень. Предприятию необходимо увеличить номенклатуру выпускаемых пестицидов, в том числе и для свеклы.

В подъездных путях к ТЭЦ и цехе химводоочистки Хачатуряну также отказали. Основной собственник вообще предложил разделить бизнес: оставить за краем или передать муниципалитету ТЭЦ, а «Алтайским гербицидам» заняться исключительно профильной деятельностью. Для Хачатуряна это значит лишиться минимальных гарантированных доходов.

– В таком случае, – объясняет Ряполов, – у «АлтайИнвест­Групп» расширяются возможности для осуществления намерений по развитию химического производства. Появляется возможность ведения бизнеса, не обремененного социальной нагрузкой, а у администрации края будут веские основания оказывать поддержку бизнесу в рамках закона.

Разговоры, разговоры…

По словам Ряполова, представителям «АлтайИнвестГрупп» предлагалось разработать инвест­проект, а затем идти с ним в банк за кредитом. Со своей стороны чиновники обещали компенсировать часть банковских процентов из бюджета. Но, видимо, Сергея Хачатуряна такое предложение не устраивало, и он воздерживался от инвестиций в «Алтайские гербициды».

– Больше года идут одни разговоры, «АлтайИнвестГрупп» еще не вложила в развитие нашего производства ни копейки, а даже напротив – увеличила арендную плату за пользование теплоцентралью, – признается Сергей Шкарупа, гендиректор «Алтайских гербицидов».

В то же время гендиректор не согласен и с подходом края к выдаче субсидий на покупку гербицидов. Во-первых, препараты для химпрополки свеклы, льна-долгунца и рапса предприятие просто не способно производить из-за технической и технологической отсталости. Во-вторых, эти культуры составляют, по расчетам Владимира Тиссена, лишь около 7% от стоимости всей продукции растениеводства. А как же остальные культуры?

Кто рискнет?

Минувшим летом руководство московского ВНИИ химических средств защиты растений предложило разместить на «Алтайских гербицидах» производство одного из видов действующего вещества для пестицидов. Надо сказать, что в России уже практически не производят действующих веществ – молекул собственно пестицидов. Поскольку новый руководитель этого института, как говорят эксперты, в фаворе у главы Минсельхоза Алексея Гордеева, реализация совместного с институтом проекта сулит хорошие перспективы для предприятия.

Итак, институт может предоставить технологию производства востребованного рынком продукта, администрация края – компенсацию банковских процентов по кредитам, торговый дом «АгроХимПром» – сбыт. Осталось найти желающего привлечь средства на реализацию проекта. Логично предположить, что эту ношу должно взять на себя предприятие Хачатуряна. Но… Вряд ли Сергей Хачатурян решится на этот шаг в условиях кризиса, да еще лишившись источника гарантированных доходов от ТЭЦ.

Цифра

350–400 млн. руб. – такова экспертная оценка объема рынка химических средств защиты растений в Алтайском крае. Потенциал роста – более чем двукратный.

Цитата

Альберт Денисов, председатель совета директоров группы компаний «АгроХимПром»:

– Мы неоднократно выходили к собственникам «Алтайских гербицидов» со своими инициативами и расчетами, позволяющими снизить себестоимость сельхозпродукции в Алтайском крае на 20–30 процентов, но собственники их так и не реализовали.

Справка

На алтайском рынке пестицидов действует более 80продавцов и только один производитель. По данным Главного управления сельского хозяйства края, в текущем году крестьяне опрыскали химпрепаратами 1,7млн. га. По оценке Алтайского НИИ сельского хозяйства, в нашем регионе пестицидами нужно обрабатывать не менее 4 млн. га в пересчете на 11-летний цикл.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость