Как рассказал корреспонденту "Свободного курса" Дмитрий Коровин, замначальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, запретить работу популярных в регионе служб заказа собираются не поправками в региональный закон о такси, как сообщали СМИ ранее, а судебным путем. Тем более что появился пример того, как это можно сделать.
Весной в Белгороде районный суд запретил работу компании "Инфосервис". Она работает под брендом "Служба заказа такси “Максим”". Компания продает частным перевозчикам заявки клиентов за 10% от установленной цены поездки. "Максим" — федеральный бренд, в Алтайском крае он представлен в Барнауле и Бийске.
Во многих городах против "Максима" проводили проверки и судебные кампании, но фирме всегда удавалось доказать, что она оказывает лишь информационные услуги. Белгородский случай — исключение, которое имеет большие шансы на то, чтобы стать прецедентом.
Апелляции пока не помогли
Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области обратилось в один из районных судов с иском к "Инфосервису" и четырем "частникам", которые попались на перевозках от лица службы заказа такси "Максим" без лицензии. Чиновники потребовали запретить работу компании как "создающую опасность причинения вреда в будущем".
В "Инфосервисе", как и всегда в таких случаях, говорили о том, что к перевозкам непосредственного отношения не имеют.
Однако тот факт, что компания принимает заявки от пассажиров и распределяет их с помощью своего ПО между водителями, суд трактовал как организацию и упорядочивание пассажирских перевозок легковым такси, "поскольку его ("Инфосервис". — Прим. "СК") деятельность является неотъемлемой частью данного процесса".
Суд учел, что ни "Инфосервис", ни работающие под его эгидой водители не имеют лицензии на перевозки и не могут заниматься таким видом бизнеса. Также он принял во внимание, что компания не владеет информацией о состоянии здоровья водителей, техническом состоянии автомобилей и не гарантирует безопасность перевозки и исполнения заказа.
В итоге суд согласился, что работа службы заказа такси "Максим" может быть опасной, и запретил ее на территории Белгородской области. Предприниматели пытались обжаловать это решение, но областной суд в марте оставил его без изменения. Сейчас в кассационной инстанции разбирают еще одну жалобу "Инфосервиса". Тяжба продолжается, служба заказа такси "Максим" продолжает работать, но уже под другим юрлицом: право на использование бренда у "Инфосервиса" выкупила московская компания "Амальтея".
Не устроили цены
В службе заказа такси "Максим" решение суда объясняют прессингом, которому компания подверглась в регионе.
"Назвать деятельность службы заказа, “создающей опасность причинения вреда в будущем”, — такой же бред, как сказать, что авиакассы и турагентства, продавая билеты, торгуют смертью, — считает Павел Стенников, начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси "Максим". — Решение белгородского суда — очередное проявление травли неугодной кому-то компании. Это продолжается с ноября 2014 года".
Он рассказывает: зайдя на рынок Белгорода, компания предложила цены ниже сложившихся в городе. Заказов было много, поэтому таксисты предпочли сотрудничать со службой "Максим". И тут же начались неприятности. В начале неизвестные начали портить рекламные конструкции компании. Потом на основании письменного указания руководителя УМВД по Белгородской области оператор связи отключил городской номер телефона заказа такси. А затем чиновники начали интенсивно проводить "контрольные закупки". "Они садятся в такси вчетвером. Не предъявляя удостоверений, оказывают давление на таксистов: проверяют у них наличие разрешения и другие документы, угрожают штрафом в 100 тыс. рублей и требуют перестать сотрудничать со службой заказа", — рассказывает Стенников.
Не меньше стало проблем и после судебного вердикта. "Приставы на основании судебного решения в отношении “Инфосервиса” умудрились вынести постановление о запрете самого коммерческого обозначения “Служба заказа такси “Максим„”. Хотя бренд в принципе невозможно запретить, — продолжает Стенников. — Приходят со своим постановлением в офис “Амальтея”, угрожают оператору связи уголовным делом за неисполнение решения суда, чтобы тот не включил номер телефона, абонентом которого “Инфосервис” уже не является".
Белгород — не единственный регион, где над службой "Максим" сгущаются тучи. Например, этой весной курганская полиция пыталась доказать, что служба заказа является перевозчиком и поэтому должна была получить соответствующее разрешение на работу. В начале арбитражный суд региона удовлетворил требования полиции, но юристы службы заказа подали жалобу и добились того, что апелляционный суд признал: "Инфосервис" не является таксомоторной компанией, услуг по перевозке пассажиров и багажа не оказывает. Аналогичные решения выносили арбитражные суды еще в нескольких регионах страны, но в белгородских судах общей юрисдикции у юристов компании дела пока идут не успешно.
По линии ГУВД
"Мы связались с коллегами из Белгорода, они нам дали копии документов. Мы изучили их опыт и сейчас идем по их пути. Мы формируем пакет документов, с которым можно будет отправляться в суд", — рассказал Дмитрий Коровин, не уточнив, о каких документах может идти речь. Однако он отметил, что они формируются "по линии ГУВД".
Ранее специалисты транспортного управления края обращались с просьбами провести проверки службы заказа такси "Максим" в УФАС и прокуратуру, но представители этих ведомств оснований для претензий к компании не нашли.
Сейчас "Максим" — один из крупнейших игроков на рынке Барнаула. С ним сотрудничают около 1,8 тыс. водителей. Однако их уход с рынка не приведет к дефициту предложения, уверены в Главстрое. "Люди там работают время от времени. Одновременно возят пассажиров около 300 водителей — не больше, чем у крупных легальных таксопарков", — говорит Дмитрий Коровин.
Основные претензии к компании связаны с тем, что она сотрудничает с нелегальными извозчиками, водители не трудоустроены официально, за ними нет ни технического, ни медицинского контроля, и в случае какого-либо инцидента пострадавший не сможет взыскать с компании компенсацию.
Стоит отметить, что в 2015 году "Максим" усилил для своих водителей стимул получать лицензию. Дело в том, что приоритет в распределении заявок предоставляется тем, кто оклеит свой автомобиль рекламой компании. Ездить на такой машине без лицензии рискованно: при проверке доказать свою непричастность к рынку такси "бомбил" в этом случае будет намного сложнее.
Когда алтайские чиновники предъявят иск в суд и потребуют запретить работу службы заказа такси "Максим" в Алтайском крае, пока неизвестно.
Цитата
Максим Шушарин,
директор службы заказа такси "Максим":
Наличие разрешения — одно из основных требований, предъявляемых компанией к перевозчику. В случае если к нам в офис приходит водитель, не имеющий разрешения, наши менеджеры дают подробную консультацию по порядку его получения.
Цифра
На сегодня служба заказа такси "Максим" продолжает работу в 95 городах России
Самое важное - в нашем Telegram-канале