Система дорожных фондов была возрождена в России в 2011 году, когда первым был создан федеральный фонд. С 2012 года фонды стали формировать в регионах, а в 2014 году подключились и муниципалитеты. Идея состояла в том, чтобы превратить в целевые средства налоговые доходы бюджета, связанные в эксплуатацией дорог, — акцизы на топливо и транспортный налог. Но этот принцип остался справедливым только для региональных фондов, куда в полном объеме поступают транспортный налог, собранный в крае, и акцизы.
Федеральный же фонд формируется за счет средств бюджета страны, сумма определяется по формуле. А муниципалитетам достаются только 10% от региональных акцизов: несколько сот миллионов рублей распределяют между всеми городам и районами пропорционально протяженности их дорог. Эти деньги, и по мнению экспертов, и по ощущениям рядовых граждан, конечно, не покрывают всех потребностей.
В Главстрое полагают, что муниципалитеты, особенно крупные города, обязательно должны выделять дополнительные средства из своих бюджетов. Так, в Барнауле в 2015 году планируют потратить около 800 млн собственных средств на дорожное хозяйство, в Бийске — 173 млн, в Рубцовске — 35 млн.
Мнения с мест
Любовь Грищенко,
11 лет проработала главой администрации Корболихинского сельсовета Третьяковского района:
"Раньше районам выделялись средства на дороги по краевой программе. Они шли в райцентры или поселения с численностью населения свыше 5 тыс. человек. То есть деньги на протяжении нескольких лет оседали в основном в райцентрах. Когда появился муниципальный дорожный фонд, претендовать на его средства могли уже любые сельсоветы. В прошлом году нам выделили 1,676 млн рублей. И райцентр тоже не пострадал, им тоже примерно такую же сумму дали.
А Роман Гранкин из Мамонтовского сельсовета говорит, что и раньше в районе "дорожные" средства направляли в разные поселения. По его словам, на текущие работы средств хватает: "Мы и улицы зимой чистили, и прогрейдировали дороги, и ямочный ремонт сделали к 9 Мая". Так же обстоят дела и в Светловском сельсовете Завьяловского района. По словам главы администрации Ольги Давыдовой, на текущие небольшие работы деньги находятся, но "ремонт на них, конечно, не проведешь, это дело затратное". По словам Любови Грищенко, на те 1,6 млн, что им выделяли в прошлом году, в селе удалось отремонтировать только 254 метра дороги.
Самое важное - в нашем Telegram-канале