Тем, как в "Российских железных дорогах" организована утилизация негодных к дальнейшему применению деревянных шпал, заинтересовалось Минприроды еще в 2013 году — инспекторы обнаружили большие объемы этих отходов в Тверской области вблизи рек. В начале 2015 года правоохранительные органы сообщили нам, что видят основания для возбуждения уголовного дела. Но речь они вели уже, в первую очередь о хищении денег, выделяемых "РЖД" на утилизацию. Дело было возбуждено.
Вообще, деревянные шпалы пропитаны антисептиком (как правило, креозотом) и подлежат специальной утилизации как отходы 3-го класса опасности (умеренно опасные). Средства на эти цели "РЖД" выделяет немалые - порядка 7 млрд рублей в год. Как полагают в правоохранительных органах, по крайне мере часть подрядчиков, с которыми "РЖД" заключала договоры, работ по утилизации не производят и, таким образом, похищают деньги.
В поле зрения правоохранителей попали несколько компаний. Если их выводы верны, то схема хищения денег выглядит весьма просто.
В 2011-2013 годах по договору с "РЖД" утилизировать шпалы обязалась компания "ТрансЭко" из Санкт-Петербурга, ей было заплачено в общей сложности 1,2 млрд. рублей. "ТрансЭко" в свою очередь нанимала субподрядчика, который тоже обязался утилизировать эти шпалы. Однако утилизации так и не происходило, хотя акты выполненных работ представитель "ТрансЭко" подписывал.
В 2014 году подрядчиком по утилизации стала, в частности, фирма "Игнис", зарегистрированная в Ярославле. Но и она, судя по имеющимся данным, утилизацией шпал не занималась. Есть данные и о том, что так же поступает и еще одна фирма, предположительно близкая к крупному чиновнику Минприроды.
И "ТрансЭко", и "Игнис" арендовали площадки, где, собственно, все эти отходы железнодорожной деятельности и хранились. В Алтайском крае таких площадок 2 — на станциях Арбузовка и Корчино. А еще несколько участков расположено в Тверской, Ленинградской, Ульяновской и Архангельской областях, Башкортостане и Мордовии.
Скапливаются там значительные объемы: к примеру, в материалах арбитражного суда есть сведения, что на территории Подпорожненского порта в Ленинградской области находились более 119 тыс. штук. На станции Соблаго в Тверской области (30 км от озера Селигер), по данным Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, — 6 тыс.
Сколько точно их хранится в Арбузовке и Корчино, сказать трудно. В правоохранительных органах полагали, что только в Арбузовке хранится порядка 400 тыс., но владелец площадки утверждал, что намного меньше.
Ранее владелец площадки в Арбузовке пояснял, что шпалы хранятся у них с соблюдением всех противопожарных и экологических требований, а затем отправляются в Уфу на утилизацию. И все же, по данным правоохранительных органов, компания "НПП "Наптон" в Уфе, специализирующая на утилизации опасных отходов, способна "переработать" лишь 12 тыс. шпал в год, тогда как акты выполненных работ были подписаны на 1 млн штук.
Так или иначе, шпалы на площадках в 7 регионах находятся длительное время, часть их закапывают, а часть сжигают обычным и экологически вредным способом, из-за чего в воздух выбрасывается большое число токсичных веществ. Например, на станции Соблаго в апреле 2015 года было сожжено несколько тысяч шпал. А между тем, ранее суд обязал "ТрансЭко" вывести их с территории станции, сообщала пресс-служба Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Еще одну часть накопленных отходов продают населению. Так, по данным транспортной прокуратуры, структурные подразделения Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути (входит в "РЖД") в 2013-2014 годах продали населению более 5 тыс. старых шпал, что, как считают в прокуратуре, создавало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В целом же в "РЖД" ежегодно снимают и передают на площадки до 5 млн отработанных шпал. Какая часть утилизируется с учетом всех требований, возможно, станет известно в ходе расследования дела.
По данным altapress.ru, материалы дела, полученные правоохранительными органами в Алтайском крае и других регионах, в настоящий момент переданы по подследственности в ГСУ ГУ МВД России по Москве и Московской области — как нам пояснили, с учетом масштаба противоправной деятельности и необходимости проведения следственных действий на территории всей страны.
Самое важное - в нашем Telegram-канале