Экономика

Какими конкурентными преимуществами Yota и Tele2 намерены завоевать алтайских потребителей

Конкуренция на рынке сотовой связи в Алтайском крае выходит на новый уровень. В сентябре на него пришел сильный игрок с серьезными амбициями, чего не случалось уже много лет. Представители компании Tele2 на презентации услуг в Барнауле заявили, что рассчитывают на лидерство в регионе и на долю рынка порядка 35%. Кроме этого с июля в крае работает сотовый оператор Yota, делающий ставку на мобильный интернет. Внутри же "большой тройки" и без того шла напряженная борьба за абонентов, в ходе которой "МегаФону" удалось вплотную приблизиться к МТС.

Сотовая связь.
Сотовая связь.
Открытые источники.

Стартап с амбициями

Визитной карточной Tele2 являются низкие цены, оператор позиционирует себя как дискаунтер, и именно поэтому его ждут во многих регионах. Компании удавалось успешно заходить на развитые региональные телеком-рынки и за короткое время становиться там заметным игроком. Директор макрорегиона "Сибирь" Tele2 Алексей Ноздрин сообщил, что сейчас доля рынка оператора в СФО — 28%.

Как известно, залогом успеха сотовой компании являются не только цены на связь, но и развитость сети. Ноздрин назвал проект компании в Алтайском крае стартапом. Несмотря на то что сеть, которая легла в основу инфраструктуры Tele2 в регионе, существует более 10 лет, в ней обслуживается всего 1,5% всех абонентов сотовой связи в крае (данные Tele2).

Гендиректор провайдера "Сибирские сети" попробовал разоблачить мифы об интернет-тарифах

Предшественники Tele2 ("Алтайсвязь", "ЕТК", "Ростелеком") отличались низкой ценой, но практически не развивали свою техническую базу. Скромная зона покрытия, охватывающая в основном города и ключевые дороги, была главным недостатком оператора. Кроме этого, у него не было работающей сети 3G и качественного мобильного интернета.

В Tele2 намерены быстро ликвидировать эти отставания. Владимир Кочергин, директор Алтайского филиала Tele2, рассказал, что компания увеличила количество базовых станций в крае в два раза и сейчас они охватывают территорию, где проживает 64% жителей региона.

С 11 сентября в нескольких городах (Барнаул, Рубцовск, Бийск, Новоалтайск) и райцентрах начала работать сеть 3G от Tele2. Сроки запуска 4G в компании не назвали, ссылаясь на то, что пока это не самая востребованная услуга, ведь только 5–7% абонентов в регионе имеют устройства, работающие в стандарте LTE.

На карте зона действия сети оператора до сих пор выглядит скромно. По словам Кочергина, за год-полтора компания намерена достичь паритетного покрытия с другими операторами в крае.

Планируемый объем инвестиций в регион представители Tele2 не раскрыли, ссылаясь на то, что они закупают оборудование у тех же поставщиков, что и другие операторы, но умеют договариваться о значительно более низких ценах и не хотят "подставлять" партнеров. По словам Ноздрина, такая экономия на оборудовании — одна из причин, по которым Tele2 может позволить себе более низкие тарифы.

Сейчас своим главным конкурентным преимуществом перед "большой тройкой" представители Tele2 называют низкие цены и простые тарифы "без звездочек". Владимир Кочергин считает, что в аграрном Алтайском крае, где доходы населения по сравнению с другими сибирскими регионами невысоки, фактор цены найдет отклик у абонентов. Тарифы Tele2 действительно предложил максимально понятные и с ценой очевидно более низкой, чем у "большой тройки" (см. таблицу).

Быстрый рост возможен

Прогнозы экспертов относительно развития Tele2 на рынке Алтайского края хотя и оптимистичные, но более сдержанные. "Оценка 35% очень амбициозна и надо к ней стремиться, но это значит, за небольшой срок обойти всех, что будет крайне непросто. На мой взгляд, достижение порядка 25% за три года уже будет успехом", — говорит Денис Кусков, гендиректор аналитической компании Telecom Daily.

"Повторить успех других регионов вряд ли удастся, но доля рынка Tele2 при качественном покрытии должна вырасти в разы", — считает Константин Анкилов, руководитель TMT Consulting.

МТС апгрейдит сеть в Алтайском крае на 2,5 млрд рублей

Представители компаний "большой тройки" заявили, что в тарифной политике будут ориентироваться на рыночную ситуацию, а конкурировать с Tele2 намерены в плоскости качества связи.

Директор Барнаульского филиала "ВымпелКом" Сергей Тарасенко сказал, что в компании относятся к амбициям Tele2 по завоеванию регионального рынка "сдержанно". "Для достижения такой цели нужна серьезная инвестиционная программа. А именно строительство широкой сети базовых станций, чтобы обеспечить абонентов устойчивым и качественным сигналом связи. Появление новых игроков стимулирует развитие сервиса для клиентов. Мы активно движемся в этом направлении уже полтора года", — сказал он.

Валерий Казаченко,
директор Алтайского отделения “МегаФона”:

Валерий Казаченко, "Мегафон".
Валерий Казаченко, "Мегафон".
Анна Зайкова
Стоит ожидать, что новый игрок как дискаунтер заберет часть абонентов у существующих операторов — преимущественно тех клиентов, кто привык тратить на связь небольшие суммы. Однако новый оператор еще длительное время будет развивать свою сеть на территории края, а также нет никакой информации, будет ли он в ближайшее время строить сети 4G. Поэтому абоненты, которые заинтересованы в максимально широкой территории покрытия, наличии быстрого интернета, останутся у своих операторов связи.

Дмитрий Левин,
директор филиала МТС в Алтайском крае:

Дмитрий Левин.
Дмитрий Левин.
МТС
На сегодняшний день в условиях высокой насыщенности телеком-рынка Алтайского края мы чувствуем себя уверенно. Что касается демпинга — МТС конкурирует с Tele2 в ряде российских регионов и уверенно обходит оператора по доле рынка во многих из них. Цены на мобильную связь в России одни из самых низких в мире. В условиях, когда нашим абонентам доступны безлимитные бесплатные разговоры внутри сети, а также практически отсутствие внутрисетевого роуминга, мы продолжаем инвестировать в качество сервисов и считаем, что конкуренция будет усиливаться именно в области качества.

Выбрал одну нишу

Виртуальный оператор Yota (принадлежит "МегаФону" и работает на его сети), который начал оказывать услуги в Алтайском крае в июле, по прогнозам экспертов, не займет значительную долю рынка, так как является нишевым игроком.

Yota ориентируется на пользователей мобильного интернета. Ее конкурентные преимущества: безлимитный доступ к интернету и отсутствие роуминга по России. У оператора нет тарифных планов, абоненты могут сами настраивать свой тариф в приложении под Android и iOS, выбирая необходимое количество минут разговора и скорость интернета.

В пресс-службе Yota сообщили, что на данный момент лидером по подключениям в крае является Барнаул и количество новых абонентов превышает планы. За ближайшие три года Yota намерена занять 16% рынка в крае. "С каждым годом проникновение смартфонов увеличивается и все большему числу клиентов важно получать не только голосовую связь, но и безлимитный интернет. Поэтому мы уверены, что наш продукт будет востребованным", — сказали в пресс-службе.

Рынок сотовых операторов в Алтайском крае.
Михаил Хозяйкин

Однако, по мнению Дениса Кускова, компания является "сегментированным игроком" и поэтому вряд ли сможет привлечь больше чем 4–5% от общего числа абонентов в крае. Его поддерживает и Константин Анкилов: "Yota ориентируется на определенный сегмент рынка и будет очень небольшим игроком".

"МегаФон" догоняет МТС

Между тем в раскладе сил "большой тройки" в регионе тоже произошли изменения. Две аналитические компании представили "СК" данные о долях рынка сотовых операторов в крае по итогам первого полугодия 2015 года. Несмотря на то что они различаются, в них можно увидеть общий тренд.

"МегаФону" за пять лет фактически удалось достичь цели, которую директор алтайского отделения оператора Валерий Казаченко ставил еще в 2010 году: стать оператором номер два в крае по числу абонентов, опередив МТС. Согласно данным J’son & Partners Consulting, это уже произошло, а по данным TMT Consulting, "МегаФон" отделяет от МТС всего 2% (подробнее см. таблицу).

В сентябре в Алтайском крае заработает новый оператор сотовой связи

По оценке МТС, доля рынка оператора в крае составляет 27%. Других комментариев по этой ситуации в компании не представили. В "МегаФоне" отметили, что цифры J’son & Partners Consulting близки к тому, как сама компания оценивает свою долю рынка в крае. Валерий Казаченко считает, что оператор достиг такого результата по двум причинам.

Во-первых, с 2009 года "МегаФон" вкладывал деньги в развитие инфраструктуры для мобильного интернета 3G и 4G в крае — строительство базовых станций и оптоволоконной сети, в то время как другие операторы "замораживали" инвестиции из-за последствий кризиса 2008 года. Магистральная линия "Большое Алтайское кольцо" протяженностью более 1,5 тыс. км (запуск в 2010 году) позволила предложить мобильный интернет в селах Алтайского края, где другой возможности выйти в сеть не было.

Во-вторых, коммерческое и техническое подразделения компании провели большую работу в малых городах края — Славгороде, Камне-на-Оби, Змеиногорске, Заринске, Белокурихе, Алейске.

МТС же реализовал крупный инфраструктурный проект в крае стоимостью порядка 2,5 млрд рублей только в 2014–2015 годах. До этого, по словам директора Алтайского филиала МТС Дмитрия Левина, инвестиции компании были сосредоточены в регионах с большей покупательской способностью и где изначально проникновение услуг оператора было больше. Из-за этого в Алтайском крае появилось технологическое отставание.

Денис Кусков отмечает еще одну возможную причину: "МТС делает тарифы, ценовые характеристики которых очень часто меняются, что не позволяет абонентам оценивать траты на связь".

Досье

Cделана в Швеции

Шведский оператор сотовой связи Tele2 работает на российском рынке с 2003 года, компания позиционируется как дискаунтер. В 2013 году шведский концерн Tele2 AB продал российское подразделение группе ВТБ. В феврале 2014 года Tele2 и "Ростелеком" объявили об объединении мобильных активов на базе Tele2 и создании нового федерального оператора. Соглашение открыло новые перспективы развития Tele2.

Лицензионный портфель объединенной компании охватывает почти всю территорию РФ, что позволяет строить сеть федерального масштаба. Кроме того, оператор обладает частотами для развертывания сетей мобильной связи стандарта 3G/4G во всех федеральных округах, а также в Москве. В августе 2014 года новый федеральный сотовый оператор Tele2 стал работать более чем в 60 регионах России.

Акционеры нового федерального сотового оператора:

  • Группа ВТБ и консорциум инвесторов — 55% акций
  • "Ростелеком" — 45% акций

Цифра

155% — уровень проникновения услуги сотовой связи в крае по итогам I полугодия 2015 года. Это означает, что у каждого второго жителя края по две SIM-карты (данные агентства TMT Consulting). В России в целом этот показатель составил 169,9% (данные AC&M).

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость