Политика

Кандидат в мэры Барнаула предложил создать условия для развития малого бизнеса

Член фракции "Единой России" в Барнаульской гордуме Юрий Ряполов выдвинул свою кандидатуру на должность мэра города вопреки "партии власти", которая официально поддержала другого кандидата. Юрий Семенович считает, что время выборов - это удачный момент для того, чтобы озвучить проблемы предпринимателей в нашем городе и  сделать конкретные предложения для развития бизнеса. Кандидат обратился в редакцию altapress.ru со своими идеями, которые мы решили опубликовать накануне утверждения нового сити-менеджера краевой столицы, что произойдет 25 декабря.

Юрий Ряполов.
Юрий Ряполов.
из личного архива

Юрий Ряполов,
депута БГД:

Когда я заявлялся на конкурс на должность главы администрации г. Барнаула, я уже озвучивал, что считаю это хорошей возможностью рассмотреть проблемы развития предпринимательства и предложить пути их решения. В настоящее время, когда средства массовой информации "дутые" сенсации, к сожалению, интересуют больше, чем разумные предложения по улучшению нашей жизни, упускать  такую возможность было бы нелогичным.

Считаю, что опыта для объективного анализа и конструктивных предложений у меня достаточно:

  • с 2006 года работаю, а с 2008 года по настоящее время возглавляю Координационный совет предпринимателей при администрации города (на общественных началах);
  • с 1997 по 2012 гг. создал с нуля и руководил предприятием, в том числе с организацией производства оригинальной продукции;
  • с 2008 года являюсь членом коллегии администрации города и поэтому есть возможность оценить уровень развития разных направлений, понимание проблем.

Почему отношение к предпринимательству (особенно к малому бизнесу) считаю определяющим, т.к. это:

  • пополнение бюджета и, как следствие, более широкие возможности у власти для строительства дорог, освещения, школ, детских садов и т.д.
  • рабочие места – увеличение доходов населения – стимулирование потребительского спроса и рынка строительства жилья;
  • большой процент малого предпринимательства в структуре экономики города дает возможность легче переносить кризисные годы, т.к. малый бизнес может оперативно перестраиваться  и подстраиваться под ситуацию.

Итак:

Первое и главное: власть должна создавать благоприятные условия для развития бизнеса, а люди все остальное создадут сами.

Мировой опыт – Китай, где создали условия, что выгодно производить продукцию. За 20 лет китайской продукцией завален весь мир. В Барнауле благодаря предоставленной муниципальной финансовой поддержке в виде гранта на модернизацию производства общей суммой 4,12 млн рублей у 11 грантополучателей  объем выручки  в 2015 году вырос на 126%, объем налоговых отчислений увеличился в семь раз, объем инвестиций в основной капитал составил около 50 млн. рублей. Кроме того, было создано дополнительно 28 рабочих мест и заработная плата выросла на 36%.

Заинтересованность в этом и реальная работа от любого специалиста администрации до глав районов. Такая практика присуща загранице.

У нас сейчас такой нацеленности нет – я ни разу не слышал от комитетов по земле или строительству предложений, как сократить сроки выдачи разрешительной документации, от комитета по энергетике – как снизить тарифы для предпринимателей, комитета по финансам – кого из предпринимателей надо простимулировать занятием  востребованными в городе видами бизнеса (например  - сбор и переработка вторичного сырья и т.д.) посредством снижения налоговой нагрузки. С предложениями поднять налоги разных уровней сталкиваемся постоянно. Для глав районов и руководителей сельских администраций считаю разумным ввести стимулирование. При увеличении количества предпринимателей на их территории в течение года и, соответственно, дополнительных поступлений в бюджет, отдавать в их распоряжение для решения проблем своих территорий от 30 до 50%. Сейчас для них идеально "чистое поле", т.к. тогда не будет замечаний за неубранный у магазина или офиса снег и мусор, а за отсутствие предпринимателей с них не спрашивают.

При сворачивании каких-либо видов бизнеса срочное принятие мер по предотвращению таких ситуаций. В настоящее время критично:

Пример 1. Автостоянки. В последние несколько лет в городе сложилась ситуация, в результате которой практически все автостоянки могут прекратить свое существование. Это явилось следствием изменений в федеральном законодательстве о земле и резком увеличении финансовой нагрузки (в том числе из-за увеличения кадастровой стоимости, повысились арендные платежи и налоги). Так как они находятся в основном на неразграниченной земле, договора заключаются с Главным управлением имущественных отношений  Алтайского края, а основываясь на существующем законодательстве, в продлении договоров предпринимателям отказывают. Кроме этого,  со стороны вышеуказанной структуры дано указание администрациям районов города обеспечить снос автостоянок через суд, а через органы прокуратуры и управление  Росреестра по Алтайскому краю налагают непосильные штрафы за незаконное использование земельных участков без договоров даже при условии оплаты предпринимателями арендных платежей. Т.е. для предпринимателей получается замкнутый круг – они готовы платить за аренду земли, но этого нельзя сделать без договора,  договор не продляется, а так как предприниматель землей пользуется, значит  у него незаконный бизнес и его можно штрафовать, что и было сделано в отношении нескольких руководителей. Доходность данного вида бизнеса очень низкая в силу многих причин, а штрафы выносятся просто неподъемные. Так на автостоянку у завода "Кристалл" наложили штраф в размере 330 тысяч рублей, на А. Петрова – 170 тысяч, при том, что владелец последней даже без договора все равно оплачивал платежи за аренду земли. Такая  ситуация чревата следующими последствиями:

  • огромное количество машин (примерно 50 стоянок по 50 машин) переедет во дворы, которые и так до предела забиты  транспортом, в том числе и грузовым. В последние годы жалобы на эту ситуацию преобладают на приемах у депутатов в многоэтажном секторе;
  • бюджет города теряет платежи за землю, отчисления по НДФЛ, ЕНВД (по приблизительным оценкам более 10 млн рублей);
  • закроются рабочие места (на каждой стоянке работает около 5 чел.);
  • на месте бывших автостоянок возникнут неухоженные места, т.к. у районов ни средств, ни сил для их уборки не предусмотрено и это уже можно наблюдать на улице Попова в районе ост. "Озерная", ул. А. Петрова и т.д.;
  • ухудшится криминогенная обстановка (кражи, угоны);
  • город лишится мест для размещения перехватывающих парковок, необходимых при реализации плана по созданию платных парковок в центре.

Сегодня в наших дворах и так не могут проехать скорая, пожарная и машины коммунальных служб, уничтожаются газоны и детские площадки. Разумнее было бы наоборот посмотреть, где можно расположить дополнительные автостоянки, сохранив имеющиеся, и предложить малому бизнесу открыть там свое дело. А учитывая очень низкую доходность, есть смысл снизить им налоги, так как в настоящее время, боюсь, что много желающих этим заниматься просто не будет.

Для решения этой проблемы сейчас создана  рабочая группа, которая должна  разработать и реализовать план мероприятий. Но решать нужно срочно, т.к. прессинг в адрес бизнеса продолжается.

Абсурдность ситуации заключается в том, что все органы власти исполняют закон, все от этого теряют – и город, и предприниматели, и при этом ничего не делается, чтобы зарабатывать в правовом поле и бюджету и бизнесу,  создавая при этом удобную среду горожанам.

Пример 2. Нестационарная торговля. Снос неказистых киосков на красных линиях основных улиц был правильным, но сейчас кризис и поэтому дальнейшую работу в этом направлении необходимо приостановить до лучших времен, т.к. каждый такой объект кормит 1-2 семьи, помогает реализовать продукцию местных производителей.

Пример 3. Необходимо разработать меры по поддержке несетевых, особенно социальных магазинов. Их в городе 82. Из-за невозможности конкуренции с сетями, постоянного роста финансовой нагрузки (ежегодный коэффициент-дефлятор, тарифы, налоги на землю, имущество, ЕГАИС, ХАССП, тахографы, "Платон" и др.) они находятся на грани рентабельности и закрытия. Этого допустить нельзя. В таком случае магазинов, конечно, меньше не станет, но одновременно "умрут" масса маленьких производителей, которые не могут зайти в сети. Таких только по "кондитерке" и хлебу мы насчитали в одной торговой точке более 10, а еще есть "салатники", "заморозка", "колбасники" и т.д. В городе всего 380 мелких пищевых производств, не работающих с сетями.

Разработка мер по борьбе с нелегальным бизнесом и зарплатами в конвертах, т.к. это прямые потери бюджета. Необходима постоянная информационная работа, формирующая негативное отношение к нелегалам, т.к. ни о какой здоровой конкуренции здесь речи быть не может, а так же страдают люди и бюджет. Но по некоторым направлениям прежде, чем принимать жесткие меры – создать условия для легальной работы. Вот несколько примеров: 

Вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО).

В свое время администрация не заставила застройщиков поселков решить вопросы с канализацией и не подготовила сливные станции, которых сейчас в городе единицы. Из-за большого транспортного плеча вывозят ЖБО куда попало, в том числе в обычные ливневки, что недопустимо. Если принять жесткие меры – пригород просто захлебнется в фекалиях. Значит сначала нужно создать для бизнеса условия, а затем жестко спрашивать.

Оплата налогов за сдачу квартир в аренду – огромный резерв для городского бюджета.

Работа по выявлению неплательщиков должна вестись через органы полиции, управляющие компании. Необходимо решение вопроса на федеральном уровне для возможности приобретения патента без оформления ИП на сдачу только одной (!) квартиры. Сейчас замкнутый круг: например работник муниципалитета сдает квартиру, доставшуюся от родителей, чтобы купить патент на этот вид деятельности (вполне посильная плата, около 9 тысяч рублей в год) нужно оформить ИП (это дополнительно более 30 тыс. руб. затрат), что запрещено для такого работника. Значит, даже если захочешь заплатить – не получится. Отчитываться за дополнительный доход и платить 13% - тоже вопросы.
Постоянный мониторинг финансовой нагрузки на бизнес, т.к. избыточность приведет к негативным последствиям.
В рамках подготовки к конгрессу предпринимательских объединений, состоявшемуся 18 декабря 2015 года, рабочей группой Координационного совета была проанализирована финансовая деятельность нескольких серьезных компаний.

2.1. Пример 1. Предприятие с разноплановым бизнесом.

Экономические показатели последних лет:

  • инвестиции составили: с 2011 по 2013гг. – 150 млн. рублей ежегодно, 2014г – 20 млн рублей,  2015г – 0 рублей;
  • в рознице товарооборот за 2014 – 2015 годы упал на 20%, при этом надо учесть, что серьезно выросли цены.

Рост тарифов с 2013 по 2015 годы: отопление – 36,5%, электроэнергия – 45%.

В 2015 году из-за конкуренции с сетями закрыто 6 социальных магазинов, уволено 100 человек. С 1 января 2016 года рост кадастровой стоимости, а значит и налога на землю по разным объектам составит от 2,5 до 11 раз. В 11 раз рост на производственной площадке на территории КХВ и налог получается 10% от выручки предприятия. К чему в целом приводит непосильная нагрузка:

  • закрываются благотворительные проекты;
  • отказ в финансировании городских и районных мероприятий;
  • сворачивание инвестиций и развития;
  • сокращение работников и уменьшение зарплат, а значит и налогов;
  • перерегистрация в другие территории и уход в тень.

2.2. Пример 2. Крупный торговый центр в Железнодорожном районе Барнаула.

  • увеличение кадастровой стоимости земли в 5,3 раза. В 2015 году налог на землю уплачен в размере 375 тыс. руб., в 2016 году  будет 2 млн. руб.
  • добавляется налог на имущество (2% от кадастровой стоимости), т.к. торговая площадь более 1000 кв.м., в размере 6 млн. руб.
  • выручка  за два последних года упала на 35%;
  • рост по коммунальным платежам около 30% за 2013-2015гг.

При уходе за грань рентабельности бизнес вынужден будет оспаривать кадастровую оценку в судах. Стоимость услуг юристов по каждому объекту от 50 до 200 тыс. руб. и около года по времени. В случае решений  в пользу заявителей бюджет не получит запланированных доходов и будет компенсировать судебные издержки. Это могут быть огромные суммы, не заложенные в бюджете.

Предложения:

  • разумные досудебные решения комиссии при Росреестре (с привлечением в её работу представителей предпринимательских объединений) в случаях нерыночной (неадекватной) оценки;
  • предоставить льготу по налогу на имущество в размере 1000 кв.м. или рассмотреть возможность снижения процентов.

Озвучивая в этом документе только проблемы малого бизнеса, я считаю, что хорошего у нас намного больше, чем плохого. В целом в городе Барнауле и Алтайском крае выстроена нормальная конструктивная работа с властью и получение краем национальной премии "Золотой Меркурий" в номинации "Лучший регион с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства" абсолютно заслуженно. Проблем не бывает только у тех, кто ничего не делает, а задача власти, по моему мнению, как раз и состоит в способности выявления проблем и оперативного их решения.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость