Автоновости

Главный мототурист Алтая рассказал, как и зачем экстремалы покоряют дебри на двух колесах

Виктор Пантыкин — самый титулованный и известный мототурист не только в Алтайском крае, но и во всей стране. За 40 лет он с товарищами совершил более сотни мотопутешествий, в том числе 17 — высшей категории сложности. Некоторые из них пока никто не смог повторить.

Виктор Пантыкин
Виктор Пантыкин
Анна Зайкова

— Виктор Михайлович, чем сейчас живет сообщество мототуристов в Алтайском крае?

— Ожиданием юбилея: 7 июля автомототуризму на Алтае исполнится 65 лет. В 1951 году группа студентов Алтайского института сельхозмашиностроения под руководством профессора Ланге совершила первое путешествие по Горному Алтаю на трофейной и оте­чественной технике.

В 1966 году туризм получил статус вида спорта. В 1970-х годах по нему начали проводить всероссийские и всесоюзные слеты. В них участвовала и сборная Алтайского края. Мы были одной из сильнейших команд в стране. В дисциплине "маршрут" мы впервые завоевали "бронзу" в чемпионате СССР в 1983 году, а через два года получили "золото", до конца десятилетия отодвинув на вторые-третьи роли доминировавших прежде прибалтов.

В 1990-е годы движение уже не было таким популярным и многочисленным. Помню, в 1992 году на краевых соревнованиях собралось не более 12 человек. Но мы не опускали руки. Знаковым событием стало проведение на Алтае в 1995 году первого после развала СССР чемпионата России по спортивному мототуризму. Он назывался "Алтайская кругосветка" и дал мощнейший импульс возрождению автомототуризма и в крае, и в стране, а также становлению байкерского движения. И местные мототуристы по-прежнему достойно конкурируют с командами из европейской части России.

Алтайские мототуристы.
Из архива Виктора Пантыкина.

— В каких соревнованиях участвуют алтайские автомототуристы сейчас?

— С 2008 года продолжается непрерывная цепь успехов на чемпионате России в дисциплине "маршрут". В ней группа проходит маршрут путешествия и направляет отчет в главную судейскую коллегию. Судьи-эксперты оценивают поход по разным критериям — смотрят новизну, сложность и т. д.

В 2015 году мы подали заявки на чемпионат России по двум походам. Группа под руководством Михаила Некрасова проехала на автомобилях по плато Укок. А я подал свой отчет на 86 страницах о мотоэкспедиции "Заповедные тропы Алтая". В ней приняли участие 30 мототуристов как алтайских, так и других городов, в частности Новосибирска, Кирова, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутской области. За 17 дней мы проехали около 2 тыс. км, в том числе по нескольким хребтам и перевалам Алтая. Оба маршрута — шестой, высшей категории сложности. За первый судьи дали "золото", за второй — "серебро".

Время и деньги

— Как вы выбираете маршрут? И какие направления у вас любимые?

— Любой путешественник каждый свой поход совершает трижды. В первый раз — когда готовит его: собирает материал и прокладывает маршрут по карте; во второй — когда проходит его; и в третий — когда пишет отчет или показывает фотографии. А куда ехать и зачем — каждый определяет сам. В свое время любимым моим направлением была Средняя Азия. Мне нравится, что там много фруктов и постоянно стабильная погода. Да, жарковато. Но ничего: окунулся — и едешь дальше. И культура там очень интересная. Я объездил вдоль и поперек Памир, Тянь-Шань, Узбекистан, пустыни Каракумы и Кызылкум. На Памире мы совершили одно из тяжелейших своих первопрохождений — к озеру Сарезскому, вдоль реки Бартанг.

Также я был в числе первых, кто проехал на мотоцикле вокруг Байкала. Это было кольцо в 3,5 тыс. км. Часто по тем маршрутам, где мы впервые проехали на мототехнике, впоследствии прокладывали дорогу. Например, в 1985 году прямого сообщения Алтай – Саяны не существовало. Западная Тыва была отрезана, и местные жители ездили в остальную часть СССР через Монголию, а государство наше платило за это монголам золотой монетой. Мы же прошли напрямик. Сейчас там дорога. И там, где мы через реку Барлык переправлялись на веревках, теперь возвели мосты.

Интересно, что бывает и наоборот: где раньше бурлила жизнь, теперь запустение. Взять тот же исторический маршрут 1951 года. Там, где энтузиасты проезжали на "эмках" и "Доджах", теперь все завалено деревьями, мосты снесены стихией, разрушились. Сложность экспедиций по многим маршрутам увеличивается с течением лет.

— Скорость прохождения дистанции играет роль?

— Есть дисциплины, в которых это один из важнейших факторов. Например, во время очных соревнований или в спортивном ориентировании. В дисциплине "маршрут" это не самый главный фактор, хотя он тоже учитывается.

Я всегда был противником того, чтобы превращать все только в гонки. Свои соревнования мы стараемся проводить с туристским уклоном — на прохождение больших расстояний, поиски контрольных пунктов, с осмотром природных и исторических достопримечательностей.

В нашем деле в первую очередь должна работать голова, а уж потом мотор, руки и ноги. К каждому препятствию нужно подходить с умом, тактически. Необязательно совершать суворовские переходы. Где-то мы пользуемся паромной переправой или обходимся страховочной веревкой. Естественно, приходится таскать мотоцикл на себе, а при форсировании водных преград упаковывать его или даже снимать бак — делать все, чтобы мотор не получил гидроудар. Впрочем, это актуально только для путешествий высшей категории сложности.

Алтайские мототуристы.
Из архива Виктора Пантыкина.

— Сколько человек обычно участвуют в мотоэкспедициях? И кого не берут в горы?

— Как правило, в поход идет группа в составе 5–8 человек. Команда — это очень важно. При ее формировании смотрят прежде всего на опыт прохождения сложных маршрутов. Это "не купишь и не пропьешь". Также я много внимания уделяю психологической совместимости группы, чтобы в пути не возникало конфликтов. И, конечно, нужно, чтобы человек был морально готов к трудностям.

— Что за люди садятся на мотоцикл и отправляются покорять дебри?

— Совершенно разные. Много людей с высшим образованием. Среди мототуристов есть и музыканты, и токари, и директора предприятий, и чиновники. Главное, что их объединяет, — страсть к путешествиям, любовь к природе, истории.

— Все эти люди должны быть занятыми. Когда они находят время для экспедиций?

— Как правило, в отпуске. Один мой товарищ ради мототуризма раз в два года увольнялся с работы, потому что два раза подряд ему отпуск летом не давали. В итоге ему исписали две трудовые книжки. При этом он заработал звание ветерана труда.

— А насколько затратно это увлечение?

— Приведу такой пример: на прохождение экспедиции "Заповедные тропы Алтая" каждый ее участник потратил минимум 13 тыс. рублей — это только на горючее и питание. Да, это дорогой спорт. Но те же рафты тоже недешевые, и их еще доставлять труднее. Тем не менее эта дисциплина не теряет поклонников, как и мототуризм.

Экспедиция "Заповедные тропы Алтая"
Виктор Пантыкин

О технике

— Какие мотоциклы подходят для мототуризма?

— Выбор техники зависит от сложности маршрута. На "Заповедные тропы Алтая" я всем рекомендовал ехать на легких эндуро. У меня был "Лифан", другие двигались на "Ямахах", "Явах" и "Ирбисах" с объемом двигателя 200–250 "кубиков". Мощность тут не главное — куда важнее вес мотоцикла, ведь на некоторых участках его приходится таскать на себе, переправлять через реки и т. д.

— А нужно ли его готовить особым образом?

— Мы используем другие передаточные соотношения, чтобы повысить крутящий момент на заднее колесо. Это позволяет сберечь сцепление и разгрузить коробку передач. Делается это простой заменой звездочек — ведущую ставим более маленькую или ведомую меняем на большую по числу зубьев. В итоге мотоцикл становится очень мощным, но теряет в скорости. Так он готов для движения в самых сложных условиях. Также мы ставим грязевую резину. С собой обязательно берем комплект запчастей. Например, тросики, запасные шины, камеры и прочее.

— Наверное, очень важно, чтобы мотоцикл был надежным. Есть такие, которым не стоит доверять?

— Все мотоциклы надежны. Если ты его грамотно обслуживаешь, он тебя не подведет. И наоборот.

Не следует игнорировать индивидуальные особенности техники. Например, "Ямаха ТТР 250" — отличный мотоцикл, но мне он не подходит: я для него маленький. Даже мой "Лифан" оказался высоковат для меня на 5 см. И мне их не хватило, чтобы в одном из сложных участков удержаться на конной тропе. В итоге — падение и перелом двух ребер.

— А если мотоцикл в походе ломается фатально, что тогда?

— Бывает и такое. Не раз приходилось бросать технику и ехать дальше пассажиром. Мы оставили три мотоцикла: в тайге Алтая, в болотах Карелии, в горах Тянь-Шаня. Никто не будет сотни километров тащить на себе железяку по перевалам и болотам, особенно в экстремальных условиях, когда на карте стоит жизнь. А она — бесценна.

Для всех желающих

— А есть ли у нас коммерческий мототуризм?

— Да. И я, как и многие мастера туризма, сейчас зарабатываю этим. Последние семь лет я тружусь в компании "Турсмото". Она организует туры на мотоциклах и квадроциклах. Это сложная ниша, ведь клиент должен уметь ездить, а это не так просто, как многим кажется. У нас свой парк из 11 мощных мотоциклов BMW G650GS и надежная "техничка" "Cадко".

— Каков спрос на эту услугу?

— Активный отдых становится все по­пулярнее, в том числе и мототуры. Люди приезжают на наши туры по Алтаю и Монголии со всего мира. За эти годы в числе моих клиентов были представители всех материков. Путевки покупают заранее — за год, а порой и за два. Но нас сильно подкосил конфликт на Украине. Немцы, например, говорят: "У вас идет война" — и отказываются от поездок. А то, что война далеко, им без разницы. Они не хотят ехать в "воюющую" страну. В 2014 году нам еще сильно помешало наводнение и то, как о нем раструбили СМИ. В итоге год был провальным. Прошлый прошел неплохо, туры интенсивно покупали. На этот сезон уже распроданы три монгольских и три алтайских тура.

— Сколько стоит такое удовольствие?

— Тур стоит от 85 до 125 тыс. руб­лей. Каждый длится 10 дней, за которые мы проезжаем 2 тыс. км. В эти деньги включено все, кроме "горловых".

— Вы про алкоголь? А разве можно?

— Когда весь день едешь под дождем — то даже нужно. Порой без 100 граммов вообще не факт, что на следующий день ты сможешь поехать.

Экспедиция "Заповедные тропы Алтая"
Виктор Пантыкин

Зачем все это

— Скажите, после всех преодолений, трудностей и лишений неужели вам никогда не хотелось бросить все это дело?

— Такое желание возникает почти в каждом походе высокой категории сложности. Зачастую говоришь себе: "Больше не поеду". Но проходит месяц-два, и ты все равно идешь к железяке на двух колесах, чистишь ее и готовишься морально к новым походам. Вся наша жизнь соткана из впечатлений — а мототуризм дает самые яркие из них. Я всем своим воспитанникам говорил (а их было более полутысячи за 17 лет тренерской работы): "У вас в жизни будет все — работа, семья, хобби, но главное, чтобы эти три линии не пересекались. Иначе придется делать выбор". Я всем желаю, чтобы эти линии всегда шли параллельно.

— Лично вам от чего пришлось отказаться ради главного в жизни дела?

— Ни от чего по-настоящему важного. Я всю жизнь работал, занимался лыжными и велосипедными гонками, спортивным ориентированием. У меня хороший тыл — жена много ездила со мной, даже норматив КМС выполнила. Дети оставались с бабушками, а иногда тоже в походы ходили. Дочь проехала со мной всю Среднюю Азию, когда ей было всего 10 месяцев. Сейчас она судья первой категории по спортивному туризму. Сыновья тоже в этой сфере: Дмитрий выполнил норматив мастера спорта, Константин — КМС.

На 35-летии нашего клуба "Горизонт" все говорили, что мототуризм — это самая яркая страничка в их жизни. И этот огонек наши одноклубники будут нести через всю жизнь.

Досье

Виктор Пантыкин.
Виктор Пантыкин.
Из архива Виктора Пантыкина.
Виктор Михайлович Пантыкин родился в 1955 году. Мастер спорта и туризма, многократный призер и победитель чемпионатов СССР и России, заслуженный путешественник России, почетный работник Министерства образования и науки РФ, спортивный судья первой категории, ветеран труда. Работал на Барнаульском котельном заводе, в налоговой службе, а также педагогом в краевом центре детско-юношеского туризма. Создал и перепрофилировал 18 мотоклубов в районах и городах Алтайского края. С 2006 года — вице-президент Федерации спортивного туризма Алтайского края.

Специальный вопрос

— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Как это нужно делать? Какой поступок вы бы назвали гражданским?

— Почему именно сегодня? Это нужно делать всегда. Другой вопрос — хватит ли сил и упорства у граждан проявлять эту позицию. Когда меня "выжили" с тренерской работы, я все равно старался письменно указать на недостатки в работе краевого центра детско-юношеского туризма. На что мне чиновники сказали просто: "Ты там уже не работаешь и не имеешь права на критику". Меня не захотели услышать, но моя совесть чиста. Результат печальный: из 18 мототуристских клубов в регионе осталось 4, из 12 соревнований краевого масштаба — одно. Учреждение, где я отработал 17 лет тренером, ликвидируется. И кто был прав?

Алтайские мототуристы.
Из архива Виктора Пантыкина.

Факт

Барнаульские мототуристы собираются каждую среду в 18.00 по адресу: ул. Пролетарская, 164 (Краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения).

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость