Экономика

Новый сбор ударит по продажам импортной сельхозтехники на Алтае

Введенный в феврале утилизационный сбор на самоходные машины и прицепы отражается на стоимости как импортной техники, так и продукции небольших отечественных предприятий, а также ставит под угрозу крупный сборочный проект на Алтае. Некоторые федеральные игроки рынка паникуют. Местные производители считают, что их трудности временные и правительство РФ оперативно доработает механизм компенсаций.

Трактор мчит по грязи.
Трактор мчит по грязи.
Анна Зайкова

Новый утилизационный сбор (по сути — плата за будущую утилизацию) ввели 9 февраля 2016 года. Его взимают с дорожно-строительной, коммунальной, лесной и сельхозтехники. В частности, в перечне есть колесные и гусеничные тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, опрыскиватели для защиты растений и самоходные косилки. Все они разделены по мощности и возрасту (новые и старше трех лет). Чем выше мощность и старше техника, тем выше ставка.

Сбор обязали платить как импортеров, так и отечественных производителей. Он, по оценкам дилеров сельхозтехники, составляет порядка 5–10% стоимости новой машины (см. справку). На федеральном уровне дилеры импортной сельхозтехники заявляли, что не ожидали столь высоких значений и расценивают нововведение как крест на их бизнесе.

В Алтайском крае продавцы иностранной техники оценивают последствия введения сбора менее пессимистично. "Стоимость нашей продукции из-за утилизационного сбора выросла в диапазоне от 300 тыс. до 1,5 млн рублей, — рассказывает Евгений Тимофеев, директор фирмы “Техно-Профи” (дилер John Deere на Алтае). — Это значительно, но не катастрофично. Да, это усилит тенденцию к снижению спроса, но все равно это не такой значимый фактор, как девальвация рубля. Насколько сильно утильсбор может повлиять на продажи, сказать пока трудно".

На отечественную технику рост цен в 2016 году не должен превысить 6,5%, заявили в Минпромторге. Дело в том, что российским производителям государство должно компенсировать платежи по сбору. Чиновники и не скрывают, что одна из главных целей введения утильсбора для такого вида техники — поддержать отечественного производителя. Не ввести же утильсбор и на российскую технику было невозможно — это было бы нарушением норм ВТО.

Михаил Геронимус, генеральный директор компании "АСМ-Алтай", рассказал altapress.ru, что на стоимости "Кировца", который предприятие собирает в партнерстве с Петербургским тракторным заводом, утильсбор не скажется, так как завод уже получает субсидии из госбюджета. По поводу его влияния на стоимость иностранной техники Геронимус высказался в том же ключе, что и Евгений Тимофеев.

Однако компенсации из госбюджета получают пока далеко не все производители отечественной техники. Как их будут предоставлять малым и средним предприятиям — пока непонятно.

Сергей Государкин,
директор "Алтайского кластера аграрного машиностроения":

Для крупных предприятий этот механизм есть, и он им понятен. Собственно, это они и лоббировали нововведение. А малый бизнес оказался в непростой ситуации. Большинство остановили продажи, потому что клиенты не готовы приобретать технику за такую цену.

По его словам, проблема поставила под угрозу реализацию одного из якорных проектов кластера — сборку на Алтае гомельских комбайнов. "Проект стал невыгоден, потому что машинокомплекты мы получаем из Белоруссии, и из-за сбора они становятся на 1,5 млн дороже", — говорит Государкин.

Директор кластера, как и многие другие эксперты, признает, что ставки утильсбора по некоторым позициям — некорректные. Самый показательный пример — величина ставки на автомобильные прицепы, которая в ряде случаев в несколько раз превосходит стоимость самого изделия. Об этой проблеме рассказали президенту Владимиру Путину во время недавней "прямой линии". Глава государства пообещал исправить ситуацию.

Сергей Государкин не сомневается: федеральные власти оперативно скорректируют и все другие проблемные моменты, в том числе установят понятный механизм компенсаций из бюджета для небольших производителей. "Поэтому опасений по этому поводу у нас нет, со временем все наладится", — уверен эксперт. И добавляет: даже если и придется поднять цену на продукцию, это компенсируют субсидии на закупку отечественной техники, которые на 2016 год увеличили с 2 млрд до 10 млрд рублей.

Справка

Для колесного трактора мощностью 180–220 л. с. утильсбор составляет 450 тыс. рублей, а на новый зерноуборочный комбайн мощностью 255–325 л. с. — почти 1 млн. На подержанную технику ставки значительно выше. Например, подержанный бульдозер (24–35 тонн) облагается сбором в 8,25 млн рублей, средний экскаватор — 3,75 млн рублей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость