Эти коллажи Егор Летов, Олег Судаков и Константин Рябинов делали в конце 80-х – начале 90-х годов. В это время они сформулировали: «Живя и творя в славное и бурливое время Армагеддона, мы утверждаем тотальный стыд и позор человеческого бытия – всей его слюнявой спичечной культуры, всех его забористых достоинств, его манных благ, заплечных кодексов, рукопашных надежд и червячно-затейливой природы»*.
Выставка пройдет в рамках «Недели дизайна» в Барнауле – как пример искусства графического дизайна 20-летней давности.
– Это прекрасные работы, и я считаю, что такая выставка для Барнаула будет просто открытием, – говорит Наталья Царева, руководитель отдела отечественного искусства XX–XXI веков краевого художественного музея. – Такой образец классического коллажа, о каком можно только мечтать. Коллаж – это техника, объединяющая художника со зрителем. Они видят произведение – и вдруг в нем знакомая фотография из газеты, кусочек обоев, который был в детстве...
Русские художники начали заниматься коллажами в десятых годах прошлого века вслед за Пикассо, новый всплеск был в шестидесятых, а потом как раз в девяностых. Время тогда было не таким коммерциализированным. Люди делали что-то и не думали, что получат за это деньги. Вот сейчас, допустим, самый дорогой художник Петербурга – Африка. У него самые высокие гонорары. Разве думал он об этом в девяностые?
Три дня можно будет ходить в выставочный зал музея «Город» и смотреть, как Егор, даже мертвый, продолжает рассказывать, что думает о нашем обществе, нашем государстве и каждом из нас в отдельности.
*Журнал «Контркультура», № 1, 1989 год. Манифест «Концептуализьм внутри».
Цитата
Егор Летов:
– Я вообще не делаю вещи для интеллекта. Я создаю некие объекты, которые должны работать в культурном или бескультурном пространстве нашей страны. Вот главный критерий. Пока все работает. Мне уже сорок с лишним лет, я уже в принципе могу и помереть. И я не зря жизнь прожил, а сделал много правильных вещей, которые взорвали у кого-то крышу, снесли что-то старое, воздвигли новое. Я в этом смысле провокатор-строитель.
Справка
Игорь (Егор) Федорович Летов – лидер и основатель группы «Гражданская оборона», Константин Рябинов (Кузя Уо) – один из основателей «Гражданской обороны», российский/советский панк-рок-музыкант, Олег Судаков (Манагер) – лидер проекта «Родина», был менеджером и вокалистом группы «Гражданская оборона».
Факт
Выставка «Коммунизм-Арт» будет работать в музее «Город» с 22 по 25 сентября по адресу: пр. Ленина, 4 / ул. Л. Толстого, 24.
Стихи Егора Летова
Дембельская песня
Храброе словечко чиркнуло об лед,
Вспыхнуло сердечко, взвился пулемет,
Хлынули дороги, дрогнули мосты.
Погоди немного, отдохнешь и ты.
_____
Слава моя, слава, звонкое ярмо,
Сочная канава, зоркое бельмо,
Траурная пена, копоть воронья,
Если будет смена, отдохну и я.
_____
Поздняя усталость на твое плечо,
Сколько нам осталось, сколько нам еще?
Сколько нам простора, сколько седины?
Сколько нам позора, сколько нам зимы?
_____
Память моя, память, расскажи о том,
Как мы помирали в небе голубом,
Как мы дожидались, как не дождались,
Как мы не сдавались, как мы не сдались.
_____
Горе мое, горе, дождик поутру.
Радуга над полем, знамя на ветру.
Холода, тревоги, праздники войны.
Потерпи немного, отдохнем и мы.
Потерпи немного, отдохнем и мы.
_____
Так закалялась сталь
Предательского дядю повели на расстрел,
Хорошенькую тетю потащили в подвал,
В товарные вагоны загружали народ,
Уверенные папы продолжали учить:
так закалялась сталь.
_____
Предательского дядю повели на расстрел,
Кремлевские куранты отзвонили отбой,
Покинутое тело укусила луна,
Умело накорябав у него на груди:
так закалялась сталь.
_____
Предательского дядю повели на расстрел,
Слепые очевидцы говорили: «Судьба!»
Уверенные папы продолжали поход,
Калеными клинками оставляя наказ:
так закалялась сталь
_____
Историю вершили закаленным клинком,
Историю крушили закаленным клинком,
Историю кололи закаленным штыком,
Виновную историю пустили в расход.
Так закалялась сталь.
______
Слепое бельмо
Вот идет пионер,
У него нет глаз,
У него есть УРА,
Да и то не его.
И вместо лица у пионера лишь слепое бельмо.
Вот девушка идет,
У нее нет ног,
У нее есть рука,
Да и то не ее.
И вместо лица у девушки слепое бельмо.
Вот идет майор,
У него нет слез,
У него есть звезда,
Да и то на погон,
И вместо лица у майора лишь слепое бельмо.
Вот идет Иван Говнов,
У него нет слов,
У него одна мысля,
Да и то не его,
И вместо лица у Ивана лишь слепое бельмо.
И вместо лица у Говнова лишь слепое бельмо,
Слепое бельмо.
Самое важное - в нашем Telegram-канале