Молодое российское кино болеет всеми болезнями переходного возраста сразу. Это чудовищные перекосы и несоразмерности, когда большая часть бюджета уходит на 3х-минтный спецэффект, а все остальное делается по остаточному принципу, сюжет в таких случаях вообще пишется за "пару пив" (разумеется после их распития). Это неуверенность в своих силах, когда хорошая оригинальная задумка обтёсывается в рядовую штамповку. Следом идет подражательство импортному. И всё это логично выливается в до пола заниженную самооценку – наши (плакать хочется!) феерические ответы Голливуду. И это я еще "Адмирала" не смотрел…
Но я верю, что возрастные проблемы когда-нибудь пройдут. Отечественный кинематограф встанет на ноги, избавится от инфантилизма, и уж как бабахнет – так, что Голливуд и вправду нас заметит. Лучом надежды на такой исход событий является отечественный боевик "Домовой". "Боевик" – так написано в рекламе. Это "психологическая драма" – так сказал в одном из интервью режиссер (Карен Оганесян). Но главное, хвала небесам, это не "Ответ Голливуду".
Живет в Москве писатель Праченко (Хабенский), пишет, разумеется, детективы. И в жизни у него, понятное дело, все хреново: книги не продаются, читатели хамят, редактор жлобствует, с женой (гражданской) полный разлад, виски в бутылке то и дело кончается, а тут еще и дождь, как из лейки. Все меняется когда перед ним появляется мужчина в кепке (Машков). Он просит автограф, выходит на улицу и расстреливает, не моргнув, человека с охраной. Мужчина оказывается киллером по кличке Домовой – тем самым, о котором пишет в своих книгах писатель. Они сближаются. Киллер решает помочь писателю преодолеть творческий кризис и рассказать о своем ремесле и самых интересных заданиях. Услышать мало – надо попробовать самому. Праченко выбирает себе жертву, и Домовой соглашается провести его через все этапы заказного убийства: от получения фотографии до контрольного выстрела в голову.
Еще до просмотра было очевидно, что с точки зрения актерской игры это будет дефиле двух актеров Хабенского и Машкова. И, надо признать, показ удался. Хабенский здесь явно на своем месте. Такие персонажи его конёк: истеричные, запойные, постоянно сомневающиеся, мечущиеся. Нелепо рассуждать, похож ли его герой на настоящего писателя, и возможно ли сочинить роман под дулом пистолета. В Праченко есть какой-то смысл, глубина, если хотите, и это делает его интересным. Но подлинным украшением картины послужил Машков. Когда-нибудь, через много-много лет, в нашем кино появится свой Джеймс Бонд, а пока можно считать киллера Домового его дальним прототипом. Это воплощенный экшн: непредсказуемый, хладнокровный, бескомпромиссный. Именно таким должен быть настоящий киношный киллер или шпион: одиноким, злым и чудовищно сильным. Все секунды экранного времени, когда Машков в кадре (а он там гораздо реже, чем унылый писатель), сердце зрителя бьется в учащенном ритме.
Главные недостатки фильма - в его сюжете. Некоторые сюжетные повороты слабые и непродуманные. Наибольшие претензии вызывает сцена знакомства двух героев. Похожа она на следующий диалог:
- А! Привет, я писатель.
- О! Привет, а я киллер. А пойдем в кафешку посидим, поболтаем?!
Я конечно с киллерами на улице не знакомился, но как-то с трудом верится, что именно так оно и бывает. Не впечатлили также второстепенные персонажи – они вышли какими-то картонными и неубедительными. Главная мишень Домового – большой босс Джигарханян, постоянно что-то ест с одинаковым выражением лица. Гражданская жена писателя Праченко (Чулпан Хаматова) постоянно пилит своего гражданского мужа. А сцена их семейной ссоры вызывает только зёв.
Но даже с такими придирками фильм смотреть интересно. Главная его изюминка заключается в двуплановости всего происходящего. Вы можете увидеть в фильме просто боевик, как написано в рекламе. А можете, если постараетесь и приглядитесь, – психологическую драму, как сказал режиссёр. Когда отчаявшийся и загнанный человек придумывает для себя сверх-себя – как в Бойцовском Клубе, свое отражение, лишенное всех недостатков. Какой уровень восприятия выбрать зритель решает сам. Кажется, это называется постмодернизм.
P. S. На одном киношном форуме прочитал: "Домовой любит свою работу, потому что она интересная и на свежем воздухе".
Самое важное - в нашем Telegram-канале