Экономика

Как алтайские предприниматели чувствуют себя в тисках финансового кризиса

Предприниматели не довольны уровнем потребительского кредитования.
Предприниматели не довольны уровнем потребительского кредитования.
Михаил Хаустов

Все глобальные изменения начнутся после Нового года

Андрей Черняев
директор Сибирского дивизиона группы компаний "СтартМастер"

– Андрей Геннадьевич, у "СтартМастера" идет широкомасштабная рекламная кампания с серьезным медиавесом. Вместе с тем многие рекламодатели сейчас стремительно минимизируют свои бюджеты на продвижение. Как можно объяснить вашу рекламную политику?

– Ощущение масштабности складывается в силу грамотно разработанной кампании. А на самом деле в сложившейся ситуации мы усиленно оптимизируем затраты. В том числе и на рекламу. А глобальным пересмотром рекламной стратегии мы будем заниматься, я думаю, после Нового года.

– "Оптимизируем затраты"… И в то же время у вас только что открылся очередной магазин.

– За последний месяц мы открыли два новых магазина. Всего. Так что можно сказать, мы снизили темп развития.

– Во многих сферах отмечены тенденции к сокращению персонала, в ряде предприятий сотрудники выборочно отправляются в неоплачиваемый отпуск. С учетом масштабов компании и темпов развития что можно сказать о вашей кадровой политике в текущих условиях?

– Мы провели точечные сокращения в офисе, перераспределили функционал между сотрудниками, а сокращений среди торгового персонала нет и не планируется. Считаю, что дальше нам сокращаться некуда.

– Как отразились на уровне продаж банковские корректировки потребительского кредитования?

– На текущий момент продажи не соответствуют нашим ожиданиям, и это, конечно, связано с внешними факторами: отказами банков в потребительских кредитах, общей нестабильностью, задержками с выплатами заработной платы на предприятиях, сокращениями. Тем не менее сейчас работает эффект предновогоднего ажиотажа. Мы очень основательно подготовились к этому сезонному росту продаж – у нас очень хороший товарный запас.

– Можете спрогнозировать ситуацию после предпраздничного ажиотажа? Что произойдет на рынке в I-м квартале следующего года?

– Прогнозы – дело неблагодарное. Все глобальные изменения начнутся после Нового года. И сейчас очень удачное время для оптимизации всех бизнес-процессов. В результате выживут сильнейшие, то есть самые эффективные.

– Андрей Геннадьевич, вы заняли кресло главы Сибирского дивизиона группы компаний в сентябре, на заре кризиса. Не пожалели, что покинули "насиженное" место в "Спортмастере" в столь сложное время?

– Решение о смене работы принималось очень взвешенно. Мне нравится работать в компании "СтартМастер". А что касается времени… Я считаю, что для менеджера самое интересное – это работа в условиях ограниченности всех ресурсов. Именно тогда возникают нестандартные решения.

Выездной туризм незначительно сократится

Ольга РИШКО
директор компании "Глэм-тур" 

– В какой мере финансовый кризис коснулся работы вашей компании? Ожидаете ли вы пика кризиса? Когда?

– Сегодня идут продажи туров на Новый год. Они начались еще в сентябре, продолжаются полным ходом и сейчас. А вот число туров, которые в прошлые годы люди в это время бронировали на февраль-март, снижается. Народ, видимо, желает разобраться, что же будет дальше. Хотя те клиенты, которые уже определились с конкретными отелями в ОАЭ, на острове Бали, в Доминиканской Республике, бронируют уже поездки на март. Таким образом, сильного спада мы еще не почувствовали: все-таки Новый год – очень востребованный период, народ едет праздновать его в любом случае. Практически все новогодние рейсы, особенно во Вьетнам, на Бали и Хайнань, закрыты.

Думаю, что будет небольшой спад во второй половине января и феврале. Но уже в марте клиенты обычно начинают покупать путевки в Турцию, так как отели в этот период делают на летние туры 40%-ные скидки. Поэтому я считаю, что в марте продажи начнутся, несмотря на кризис. Возможно, произойдет лишь одно изменение: будет больше бронироваться номеров не VIP-класса, а, например, крепких "четырех звезд".

– Насколько ваша компания зависима от кредитных средств? Отразилась ли на вас политика банков по ужесточению условий выдачи кредитов?

– От кредитных средств мы не зависели, так как работали на сегмент рынка "средний класс и выше". Среди наших клиентов мало кто брал кредиты именно на отдых, в основном платили сразу. Банк, с которым наша компания сотрудничала, повысил процентную ставку по кредитам на отдых с 24 до 31%.

– Предполагаете ли вы проводить сокращения персонала?

– Нет, в данный момент работы хватает всем.

– Произойдет ли перераспределение туристических потоков с внешних на внутренние рынки? Сократится ли выездной туризм?

– Перераспределения турпотока, на мой взгляд, не произойдет. Все уже знают, что отдыхать на море в Сочи или Анапе намного дороже, чем в Турции. Тем более на наш город обратили внимание крупные российские туроператоры. Летом в Турцию из Барнаула будут летать чартеры таких операторов, как "Пегас-туристик", "Коралл", зайдет в край и новая компания "Капитал-тур". Поэтому цены будут вполне приемлемы для клиентов. Если выездной туризм и сократится, то незначительно, потому что российский клиент уже привык отдыхать за границей, с определенным сервисом. Возможно, произойдет перераспределение в пользу более экономичных гостиниц и стран.

– Как изменятся цены на тур­предложения?

– Полагаю, они станут ниже. Стоимость топлива в ближайшее время упадет, и летние программы будут верстаться туркомпаниями с учетом уже более дешевогоавиабилета. Поскольку кризис коснулся не только России, но и всего мира, хотельеры снизят цены на проживание в отелях – для привлечения большего числа туристов. Я думаю, что путевки по цене будут доступны для разных категорий клиентов.

Малый бизнес существенно не пострадает

Дмитрий Кошкарев
председатель Союза предпринимателей Заринска

– Дмитрий Михайлович, отразился ли мировой финансовый кризис на предпринимателях Заринска?

– Если честно, то я пока не склонен драматизировать ситуацию. Не секрет, что кризисные явления все понимают по-разному. Артист одной известной юмористической программы недавно сказал, что кризис – это когда Абрамович начнет сам тренировать "Челси" или когда хлеб будут отпускать по талонам, а пробки на улицах выстроятся из велосипедов. Вот это кризис! А у нас в настоящее время возникают небольшие трудности. Кредитные деньги стали дороже – повысились процентные ставки. Льготные кредиты для предпринимателей под 12%, которые давались по соглашению администрации города с отделениями Алтайсбербанка, отменили. Поставщики теперь требуют оплату по факту завоза товара или заблаговременно – постоплатная система взаиморасчетов больше не работает. Подорожали продукты питания нескольких категорий. Стали дороже некоторые энергоносители. То есть просматривается тенденция роста затрат. И единственное изменение обычного режима работы предприятий – вынужденное сокращение некоторых статей расходов – неплановых, нецелевых, чтобы сэкономить средства.

Кроме этого, у "Алтай-кокса" появились сложности со сбытом продукции, из-за чего время производства кокса и, соответственно, работы коксовых батарей увеличено. А в целом город живет, люди приходят в магазины за покупками. Число рабочих мест никто не сокращает.

– Аналитики утверждают, что в настоящий момент мы еще не достигли "дна кризиса" и его самые тяжелые последствия будут ощутимы в следующем году.

– Я тоже склонен думать, что кризис до нас пока не дошел. До нас сейчас только "брызги от шампанского долетают", как выразился один из представителей банковской сферы.

– И как долго, по-вашему, продлится кризис?

– Я думаю, в один год не уложимся. Процесс стабилизации всегда отличался тем, что происходил долго.

– Каких последствий кризиса вы ожидаете?

– Последствие должно быть одно – налаживание эффективных механизмов деятельности институтов государственного регулирования. Жизнь сейчас заставляет власть работать. Кризис и случился отчасти оттого, что представители госаппарата в течение нескольких лет "гоняли воздух по карманам". У нас ведь все чужое, не свое. Квартиры мы покупали в кредит, машины – тоже в кредит. А наши банки, у которых мы брали кредит, пользовались кредитами иностранных банков. Мы ведь в реальности не заработали деньги на блага, которые приобретались с привлечением заемных средств. А кто заработал, тот давно себе уже купил и квартиру, и машину. Сейчас как раз и наблюдается падение искусственно созданного спроса, которое происходит из-за повышения процентных ставок по кредитам.

– А каким образом кризис скажется на малых предприятиях города?

– Я как раз не считаю, что малые предприятия существенно пострадают. Потому что они в основном строят бизнес на свои средства. А кредиты привлекают редко и в небольшом объеме.

– Разрабатывает ли малый бизнес Заринска какие-либо "антикризисные программы"?

– Нет, это абсолютно не нужно. Необходимости такой пока не возникало. Ведь развитие кризиса от нас не зависит.

– Стоит ли бояться кризиса?

– Я думаю, нет.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость