Экономика

Сколько взяток берут "по чину"?

"Средний размер взятки вырос с 10 тысяч до 130 тысяч долларов, объем рынка коррупции в России сопоставим с доходом годового федерального бюджета и составляет от 240 до 315 миллиардов долларов", – такие шокирующие данные привел Евгений Чуганов, научный сотрудник НИИ Академии генпрокуратуры, на недавно прошедшей в Барнауле межрегиональнойконференции.

Коррупция – такой же показатель, как температура в организме: если она растет, значит, общество болеет. Как его лечить? Об этом рассуждали на заседании Алтайской школы публичной политики, которое прошло в начале декабря в Барнауле. 

Справка

Пирамида коррупции

Так, по мнению, Владимира Рыжкова, независимого политика, выглядит распределение размеров взяток в России по уровням иерархии госслужащих. Размер взятки условный – он обозначает порядок, а не точную сумму. 

29% россиян признались, что давали взятки. Самые коррумпированные регионы – Москва, Татарстан, Краснодарский край. (По данным летнего опроса ФОМ 34 тысяч человек.) 

Стратегия островков честности

"Маленькие чиновники берут по-маленькому, большие – по-крупному", – говорит Владимир Рыжков. И в этих словах политика ничего нового нет: "Берешь не по чину", – говорил еще гоголевский герой, распекая другого. Что ж, общество наше относилось к мздоимцам терпимо всегда: плох был лишь тот, кто взял не по чину. Но 300 миллиардов долларов, или восемь триллионов рублей – это уж, простите, финиш. Федеральный бюджет меньше.

Есть два подхода к преодолению этого зла. Первый вовсю используют в Китае: репрессии. "В Китае создан комитет народного контроля, – рассказывает Рыжков. – Возглавляет его чиновник, занимающий четвертое место в иерархии. Арестовать он может любого, кто стоит ниже по иерархической лестнице. Соответствующие чиновники есть и во всех регионах Китая, и карьера такого чиновника зависит от того, сколько он арестовал взяточников. Там сегодня идут массовые аресты".

Второй метод – контроль общества над бюрократией и сужение возможностей брать на лапу.

В Сингапуре, например, отладили взаимодействие чиновника и гражданина, резко сократив время обслуживания и число документов, рассказывает Георгий Сатаров, президент фонда "ИНДЕМ". Чиновник сверху контролирует того, кто снизу, и этот контроль прозрачен для общества. Там жестко следят за тем, чтобы чиновник не засиживался на одном месте.

В Нидерландах все, что связано с выявлением мздоимцев и их наказанием, гласно – чтобы эта борьба не превратилась в инструмент сведения счетов. Там действует запрет на профессию для взяточников: если чиновник попался, он лишается всех льгот и больше не может работать в госорганах. При этом те, кто работают честно, поощряются. Как не брать взятки или откаты, чиновников учат.

На Филиппинах там, где можно, заменили личные контакты с чиновником на электронные, многие услуги отдали частным компаниям. Во избежание саботажа чиновников провели кадровую чистку.

В России же вся борьба свелась к посадке части тех, кто взял не по чину, да разработке антикоррупционного закона, который, впрочем, тот же Сатаров считает декларативным. "Есть стратегия островков честности, – говорит он. – Она позволяет добиться улучшения ситуации на отдельных участках и в отдельных территориях. Но они дают малый эффект, если нет фронтального наступления". А если коррупцию не ограничивать, она, увы, разрастается.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость