В целом можно сказать, что изменения, внесенные в экстренном порядке в часть I НК РФ, сделали некоторые нормы общей части кодекса лояльнее к налогоплательщику.
Для того чтобы налогоплательщики в самое короткое время могли воспользоваться налоговыми послаблениями, ст. 5 НК РФ была дополнена положением, устанавливающим, что акты законодательства о налогах и сборах, смягчающие ответственность за налоговые нарушения, отменяющие налоги или сборы и приносящие прочие подобные налоговые льготы, могут вступать в силу прямо со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Блокировка счета
Расширена сфера применения ст. 76 НК РФ в части приостановления операций по счетам. Теперь приостановление операций по счетам в банке будет применяться для обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога и сбора, но пеней и штрафов.
В п. 3 ст. 76 НК РФ внесено уточнение, что отмена запрета на движение по заблокированному счету производится "решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации".
За несвоевременное разблокирование счета установлена материальная ответственность налоговых органов. На сумму "арестованных" и несвоевременно разблокированных средств за все дни просрочки будут начисляться проценты в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в эти дни. К сожалению, это полезное новшество вступит в силу только с 1 января 2010 года.
Коснулись изменения и камеральных проверок. Теперь трехмесячный срок проведения камеральной проверки будет отсчитываться со дня представления налоговой декларации или расчета.
В ст. 88 НК РФ появился п. 9.1, где уточняется, что если в указанный выше трехмесячный срок налогоплательщик предъявит уточненную декларацию, то налоговая инспекция должна прекратить проверку предыдущего документа и начать проверку нового, заново отсчитывая срок проверки. При этом документы (сведения), полученные проверяющими в рамках прекращенной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Завершающие процедуры
Дополнение, внесенное в п. 5 ст. 100 НК РФ, уточняет, что акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти дней с даты его составления. Данные правила применяются при оформлении результатов как выездной, так и камеральной проверки.
Пятидневный срок (со дня вынесения) установлен также для вручения решения инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.
Налогоплательщики получат послабление – они все же имеют возможность представить документы (информацию), относящиеся к делу, с нарушением сроков представления, установленных налоговым законодательством. Контролирующие органы обязаны принять такую информацию к рассмотрению и учесть ее при вынесении решения.
С начала 2009 года п. 5 ст. 101.2 НК РФ устанавливает, что судебному обжалованию решений налоговых органов в обязательном порядке должно предшествовать обжалование в вышестоящем налоговом органе.
Налогоплательщики утратили право обращаться для разрешения спора с налоговиками напрямую в судебные органы. Сначала они должны будут пройти процедуру досудебного урегулирования спора.
Подавать апелляционную жалобу нужно до момента вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК). Это означает, что рассматриваемая претензия должна поступить в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения представителю организации или индивидуального предпринимателя решения о привлечении его к ответственности (п. 9 ст. 101 НК).
Теперь апелляционная жалоба подается в письменной форме не напрямую в вышестоящий налоговый орган, а в ту налоговую инспекцию, которая спорное решение вынесла (п. 3 ст. 139 НК). Никаких определенных требований к ее содержанию Налоговый кодекс не устанавливает. Однако лицо, жалобу подающее, должно учитывать, что в ней следует не только указать на факт нарушения его прав, но и грамотно обосновать свою позицию, поскольку именно от этого может зависеть результат рассмотрения спора.
Рассмотреть поступившую жалобу налоговики должны в течение календарного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен на 15 дней с целью получения необходимых для рассмотрения жалобы документов или информации из налоговой инспекции. О принятом решении должно быть сообщено налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия.
В случае если полученный результат организацию или индивидуального предпринимателя не удовлетворит, лишь тогда они имеют право оспорить принятое налоговиками решение уже в судебном порядке (п. 1 ст. 138 и п. 5 ст. 101.2 НК).
Изменения в части II НК РФ
Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ (далее – закон) внесены существенные поправки в часть II НК РФ. В частности, изменения коснулись НДС, налога на прибыль и НДФЛ.
Льготы по НДС. Добавлена льгота по НДС в отношении реализации лома и отходов черных металлов. В соответствующем подпункте 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в настоящее время упоминаются только цветные металлы.
Кроме того, существенно изменена льгота по НДС, уплачиваемому на таможне, в отношении ввозимого в Россию технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему. Ныне действующая редакция подпункта 7 ст. 150 НК РФ предусматривает льготу только для оборудования, ввозимого в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Это условие будет отменено, но добавлено другое: оборудование не должно иметь аналогов, производимых в России, и должно быть упомянуто в специальном правительственном перечне. Данное изменение вступит в силу с начала квартала, следующего за кварталом, в котором правительством РФ будет утвержден перечень технологического оборудования.
Налоговые агенты. Во-первых, ими станут покупатели государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или соответственно муниципальными предприятиями и учреждениями, а составляющего государственную казну (субъекта РФ) или соответственно муниципальную казну. Они должны будут исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС за Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципалитет соответственно. Исключение составляют покупатели – физические лица, не являющиеся предпринимателями (новый абзац в п. 3 ст. 161 НК РФ).
Во-вторых, налоговыми агентами станут органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию имущества по решению суда, в том числе при проведении процедуры банкротства (изменения в п. 4 ст. 161 НК РФ).
Указанные здесь изменения применяются начиная с отгрузок и передач, произошедших с 01.01.2009.
Для экспортеров. Изменения подпункта 3 п. 1 ст. 165 НК РФ упрощают жизнь экспортера – они позволяют вместо кипы копий ГТД в ряде случаев для подтверждения нулевой ставки по НДС и возмещения входного налога представлять в налоговый орган реестр таможенных деклараций. Так, реестр, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками таможни, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, налогоплательщик может представлять при вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, при вывозе российских и нероссийских товаров через границу России с государством – участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен. А реестр, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в режиме экспорта, с отметками пограничного таможенного органа можно будет представлять при вывозе остальных товаров.
Предусмотрена также специальная антикризисная мера в помощь экспортерам. Она заключается в том, что установленный п. 9 ст. 165 и п. 9 ст. 167 НК РФ срок увеличивается на 90 дней, если товары помещены под таможенный режим экспорта, международного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 01.07.2008 по 31.12.2009. Следовательно, в этом случае собирать документы (их копии), указанные в п. 1-4 ст. 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС можно будет не 180, а 270 дней. Соответственно, и момент определения налоговой базы в обычном порядке (не экспортном), т. е. по отгрузке, будет определяться, если пакет документов не собран на 271-й день.
Счет-фактура на сумму предоплаты. При получении суммы предоплаты от покупателя налогоплательщик обязан предъявить сумму НДС покупателю, исчислив ее по расчетной ставке согласно п. 4 ст. 164 НК РФ (18/1,18 или 10/1,1). При этом, как и при отгрузке, не позднее пяти календарных дней со дня получения сумм предоплаты продавец должен будет выписать счет-фактуру в двух экземплярах и передать ее покупателю.
В ст. 169 НК РФ добавлен новый п. 5.1, в котором перечислены обязательные для заполнения реквизиты счета-фактуры по предоплате: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя; номер платежно-расчетного документа; наименования поставляемых товаров (работ, услуг, имущественных прав); сумма предоплаты; ставка; сумма НДС, предъявляемая покупателю.
Покупатель же получает право принять к вычету сумму НДС по своей предоплате. Основаниями для вычета у него будут: соответствующая счет-фактура продавца; документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм предоплаты; наличие договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.
Введя последнее условие (наличие договора, предусматривающего предоплату), законодатели явно перестарались. Нужно ли покупателю в целях получения вычета по предоплате просить у такого продавца договор, заключенный непосредственно с данным покупателем, с печатями и подписями? Пока не ясно.
Далее после получения от продавца товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупатель принимает к вычету НДС по счету-фактуре, выставленной продавцом после отгрузки. В том же квартале принятый к вычету НДС по предоплате нужно восстановить. Также восстановление производится в случае изменения условий или расторжения договора и возврата соответствующих сумм предоплаты продавцу.
Утратил силу абзац 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, в котором говорилось о необходимости обмена платежными поручениями при товарообменных операциях, расчетах ценными бумагами и взаимозачетах, так же как утратил силу п. 2 ст. 172 НК РФ о порядке применения налоговых вычетов в случае использования в расчетах собственного имущества.
О порядке применения этих нововведений в переходный период говорится в п. 12 ст. 9 Закона № 224-ФЗ. Если налогоплательщик-покупатель, приобретя товары (работы, услуги, имущественные права), поставил их на учет до 31.12.2008 включительно, то при осуществлении им расчетов ценными бумагами или в порядке товарообменной операции или взаимозачетом суммы входного НДС подлежат вычету у него по старым правилам.
СМР для собственных нужд
С начала 2009 года абзац 2 п. 5 ст. 172 НК РФ предусматривает, что вычет производится на момент определения налоговой базы. Фактически это означает, что в декларации начисленная сумма уменьшается на сумму вычета и в бюджет ничего уже не нужно уплачивать. Разумеется, если у налогоплательщика есть право на вычет в силу п. 6 ст. 171 НК РФ.
Переходное положение предусмотрено п. 13 ст. 9 закона. Суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления в период с 01.01.2006 по 31.12.2008 и не принятые к вычету до 01.01.2009, подлежат вычетам в прежнем порядке.
Произошли изменения, связанные и с единым сельхозналогом. С 1 января 2009 года снято ограничение, препятствующее организациям, которые имеют филиалы и (или) представительства, переходить на уплату ЕСХН.
С 2009 года суточные и полевое довольствие для целей ЕСХН не нормируются. Данные расходы могут определяться локальными актами организации, например приказом руководителя или коллективным договором.
Самое важное - в нашем Telegram-канале