– Вы действительно думаете, что сделали искусство двухтысячных?
– В области современного искусства – да, сделали.
– А вас сделала группа "Война"* тогда.
– Сделала – это в смысле "победила"? Нет, мы говорили о том, что мы делали искусство, описывали действительность двухтысячных. А по радикализму группа "Война" уступает перфомансу Саши Бернера начала 90-х**, например. Собственно, можно долго разбираться, кто кого сделал: это называется "диалог: дурак – сам дурак".
Кстати, мы с "Войной" участвовали в одной акции***, так что – что уж тут говорить, – художественное братство. Все, как в нормальном развитии любого искусства – естественно, ученики должны быть лучше учителей...
– ...а сибирское искусство лучше несибирского. И вообще, все сибирское лучше всего несибирского.
– Знаете, сейчас в Новосибирске идет "Золотая капитель" – большая региональная архитектурная выставка. Мы там участвовали в утопическом проекте, который называется "Новосибирск никогда" – в смысле, это никогда не будет реализовано. И там один человек такой, Андрюша Радзюкевич, проректор по учебной работе, предложил новый план административного деления. Действительно, почему так: Дальний Восток, Сибирь, отдаленные районы Ямала и Чукотки. Представим, что административный центр России находится недалеко от географического, то есть Новосибирска. Тогда административное деление будет такое: наш – Центрально-Сибирский округ, Ленинград – это Дальне-Западный, там, где сейчас Ростов, – Дальний Южный округ. А наши прицентровые области – с этой стороны Урал, а с той – Якутия. И все меняется на раз, понимаете?
То, что вы говорите про сибирскость, может быть, где-то и правильно, но очень утопично.
– Вам нравится, как в Барнауле люди реагируют на ваши работы? Вы такого восприятия хотели?
– Да мы бы хотели, чтобы манифестации по городу прошли, чтобы люди с трибун ревели: "Ура! Да здравствуют "Синие носы!". Да нет, нравится, конечно. В эгоцентристском понимании "Синих носов" Барнаул – самый прогрессивный город России. Алтайский художественный музей – первая государственная организация, которая отважилась представить нашу выставку.
– Не считая Русского музея и Третьяковки.
– Ну, тем сам Бог велел. Там кураторы – наши засланные казачки. А вот в Новосибирске на такое никогда бы не пошли. К нам там непростое отношение и как к художникам, и как к людям с многолетним опытом очень громкого неформального поведения.
– В порнографии обвиняют?
– В порнографии нас обвиняют часто. Порнография – область однозначная, однобокая, направленная на то, чтобы вызвать эротические ощущения, эрекцию, грубо говоря. Современное искусство гораздо интереснее: это не просто прикол. Любая работа в этой области представляет собой многослойный пирог, в котором за шуткой будут смыслы и подсмыслы.
– Многие считают ваши работы скорее гражданским высказыванием, нежели произведениями искусства.
– Чем старше искусство – скажем, искусство Древнего Египта, – тем более оно однозначно, тем более простой на него взгляд, более музеефицирована его история. Актуальное искусство не может быть вневременным, это непосредственная реакция на происходящие события. Мы – носители независимого взгляда, критические комментаторы. И потом, как нас учили теоретики марксистско-ленинской эстетики, функции искусства – они разные. Кроме эстетической, есть еще терапевтическая, и образовательная, и так далее.
*Московская арт-группа, известная своими скандальными акциями, в частности "Е..сь за наследника Медвежонка!" в одном из залов Тимирязевского музея в канун президентских выборов.
**Александр Бернер в трусах и боксерских перчатках с Лобного места вызывал Бориса Ельцина на боксерский поединок.
***Акция "Вечный позор гонителям соц-арта" у здания следственного отдела Таганской прокуратуры.
Наталья Царева,
руководитель отдела искусства XX–XXI вв. краевого художественного музея:
Мы уверены, что все современное искусство достойно залов классического музея, в том числе и актуальное. И то, что художники приехали в Барнаул между Киевом и Веной, выбрав время в своем плотном выставочном графике, – большое событие в нашей художественной жизни.
Справка
"Синие носы" – российская арт-группа с сибирскими корнями. Работает в жанрах видеоарта, перформанса, коллажа и др. Образована в 1999 году. В состав группы входят Вячеслав Мизин и Александр Шабуров (в первоначальный состав входили также Дмитрий Булныгин и Константин Скотников). Основной площадкой группы является галерея Марата Гельмана в Москве.
В октябре 2007 года на работы "Синих носов", подготовленные для выставки современного искусства в Париже, с резкой критикой публично обрушился министр культуры РФ Соколов, в частности, работа "Эра милосердия" была названа "порнографией" и "позором России".
Работы "носов"
"Революция продолжается, или Че Гевара 30 лет спустя"
Мизин:
– Мы предположили, что Че Гевара не был убит в Эквадоре: службы нашей эсэсэсэровской внешней разведки его спасли, перевезли в Москву. И он еще 30 лет прожил где-нибудь в Северном Бутово – трое детей, пиво... Это критическое высказывание в адрес людей, которые занимаются псевдореволюционной деятельностью. Эти пламенные революционеры зачастую оказываются такими же, как презираемый ими "офисный планктон".
"Новые юродивые"
Скотников:
– Самоирония художников, которые позволяют себе иллюзию юродствования, говорения чуть ли не от лица Бога. Художники жалкие персонажи – они похожи на юродивых, но таковыми не являются. Хотя есть и такой импульс – возможно, художники об этом жалеют.
"Враги России"
Мизин:
– Здесь мы видим титьки, которые как минимум убедительны. Это состоявшиеся титьки.