Потребитель

Как в регионе меняется структура пластиковых карт

В последние годы объем выпускаемых банками платежных карт стабильно увеличивался. Кредитный бум и увеличение потребительской активности сделали свое дело. Сейчас времена изменились, но спрос на "пластик" не упал. Более того, сейчас отчетливо просматривается тенденция по активизации банков на этом рынке.

Текущие показатели

Согласно отчетности Главного управления Центробанка по Алтайскому краю рынок платежных карт в регионе показывает внушительную динамику. Отдельно стоит выделить ряд показателей. Так, на сегодня в крае 28 банков осуществляют эмиссию или эквайринг карт, то есть с 2007 года на этом рынке прибавилось пять новых игроков. Причем четыре из них пришли в эквайринг.

Бурное насаждение банкоматов, похоже, закончилось – темпы прироста падают. Всего за 2008 год в крае было установлено 204 аппарата, из них в IV квартале – только 22.

"Действительно, плотность банкоматов в региональных центрах и городах областного значения сейчас близка к достаточной, – комментирует Дарья Адамович, региональный PR-директор группы "Сибирь" "Альфа-Банка". – Поэтому на данный момент можно говорить о смене тенденции в сторону технического усовершенствования аппаратов".

В разрезе платежных систем нужно отметить прошедшую в прошлом году "атаку" системы VISA на все остальные – ее доля рынка увеличилась с 39,5 до 46,9%. Иначе говоря, почти каждая вторая карточка в крае – VISA, их физическое количество увеличилось на 57,4%. Другие крупные игроки также продемонстрировали рост. Система "РПС Сберкарт" за прошлый год увеличила количество карт на 16,4%, Master Card Int – на 24,8%, "Золотая Корона" – на 7,4%.

Общий объем операций по картам в 2008 году на 37,9% превысил аналогичный показатель 2007 года, а безналичная оплата при помощи "пластика" и вовсе показала рост 136,5%. О последнем стоит поговорить отдельно.

Работы еще много

Наряду с впечатляющими темпами роста "пластиковый" рынок сегодня начинает демонстрировать и другую положительную тенденцию – наблюдается пусть минимальное, но увеличение доли безналичных расчетов по карте от общей суммы операций. Так, в 2006 году их доля составляла всего 2%, в 2007-м – 2,17%, а по итогам 2008 года эта была зафиксирована цифра 3,72%.

"Необходимо добавить, что потенциал роста здесь еще колоссальный. В Европе карточкой можно рассчитаться, например, на пляже, – комментируют ситуацию в пресс-службе банка "ВТБ 24". – Поэтому активность игроков на этом рынке сейчас направлена в большей степени на эквайринг. Хотя, конечно, общая инфраструктура у нас еще некоторое время сдержит решение данного вопроса". С этим согласна Галина Проскурякова, управляющий Барнаульским филиалом "Бинбанка": "Да, можно сказать, что рынок пластиковых карт вступил в фазу быстрого развития. Все больше организаций переходят на безналичную выдачу заработной платы своим сотрудникам. Люди начинают привыкать к "электронному кошельку", и растет доля тех, кто не представляет себе отсутствия пластиковой карты".

В России рынок зародился на волне зарплатных проектов. И методика выплат зар­платы переводом на карту популярна во всем мире по вполне понятным причинам. Для организаций это уменьшение расходов на инкассацию денежных средств и на снятие их с расчетного счета, сокращение функций сотрудников, занимающихся финансовым учетом. Для сотрудников – возможность использования карты для расчетов в магазинах, снятия наличных и большая безопасность.

Ключевой проблемой этого рынка в России является то, что для основной массы владельцев карт они остаются только инструментом обналичивания заработанного в банкомате. На сегодня в Алтайском крае объем получаемых по картам наличных денег в 26 раз больше, чем объем безналичных транзакций, а ведь они гораздо выгоднее! Недаром за пределами России держатели карт 61% операций совершают именно для оплаты при помощи пластиковой карты.

В условиях недостатка заемных средств доступные кредитные карты выглядят привлекательнее даже более дешевых потребительских кредитов. Для того чтобы расширить сегмент кредитных карт, банки стали менять приоритеты и постепенно переносить акцент с потребительского кредитования именно на карты.

"В нынешних условиях, безусловно, нужно ожидать роста интереса именно к кредитным картам, позволяющим приобретать товары и оплачивать услуги, имея, по сути, возобновляемую кредитную линию, – комментирует Вячеслав Черных, заместитель регионального директора "КИТ Финанс" в Барнауле. – Поэтому, если клиент испытывает потребность в кредитных средствах и уверен в постоянстве своих доходов, кредитная карта становится отличным решением". Этим и продиктованы сегодняшние тенденции: активная модернизация банками процессинговых систем (программного обеспечения), работа над эквайрингом (увеличение количества оплачиваемых при помощи карты услуг) и т. п.

Риски пока высоки

Вместе с ростом рынка встает вопрос и о банковских рисках. Считается, что в "пластиковом" сегменте они достаточно высоки. Неслучайно процентные ставки по таким кредитам немалые – 20–48% в рублях. На этот счет банки имеют две разные точки зрения.

Первая – банк делает кредитку доступной, за время кризиса увеличивает и кредитный портфель, и долю весьма перспективного рынка. Кстати сказать, их доля и так не мала: приверженцы первой точки зрения – это в основном крупнейшие банки.

Второй метод – повышение качества кредитного портфеля и в этих целях увеличение процентных ставок по карточным кредитам и избирательность в их выдаче. Иначе говоря, "лучше меньше, да лучше".

"Мы предлагаем кредитные карты клиентам, уже пользующимся другими продуктами банка, – комментирует Татьяна Малахова, управляющий Барнаульским филиалом банка "Возрождение". – То есть наши заемщики – это проверенные клиенты, поэтому кредиты, выданные по картам, как и все остальные займы в нашем кредитном портфеле, характеризуются низким уровнем риска".

"Пластиковые карты – привлекательное направление развития, – резюмируют в пресс-службе "ВТБ 24". – Банки, ориентированные на развитие розничного бизнеса, не могут игнорировать эту тенденцию, стараясь в максимальной степени воспользоваться ею. Поэтому они либо ищут еще не слишком занятые ниши, например кобрэндинг или удаленное обслуживание, либо активно действуют на рынке по всем возможным направлениям".

По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет рынок платежных карт будет расти хорошими темпами – ежегодно на 40–60%. Причем особенно перспективны регионы. Банки уже активно выходят с "пластиковыми" продуктами на региональные рынки. Ведь пока еще основная доля держателей карт приходится на Москву и Московскую область. По данным отчетности Центробанка, доля карт на этих территориях в общей массе сейчас составляет 43%.

Игорь Гербер,
директор управления банковских карт Алтайсбербанка:

В новой стратегии развития банка картам уделяется ключевое место. Они придут на смену сберкнижкам, с их помощью клиенты смогут воспользоваться всеми банковскими услугами, включая возможности совершения операций через Интернет, мобильный банк, перевод с карты на карту, на вклад и т. д.

65% экономически активного населения города Барнаула сегодня являются держателями банковских карт Алтайсбербанка. При этом, несмотря на кризис, мы продолжаем вкладывать инвестиции в развитие этого направления. Значительное внимание уделяется банком обеспечению максимально удобных для клиентов условий при погашении кредитов. Сегодня на устройствах самообслуживания банка кредит можно погасить не только по картам, но и наличными денежными средствами, что оказалось востребованным у населения края.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость