Вся площадь возле театра была заполнена служебными машинами. Среди гостей было очень много бывших комсомольских лидеров, ставших сегодня крупными банкирами, предпринимателями, руководителями, одним словом боссами и элитой.
- До сих пор ищут какие-то партийные деньги, - размышляет Борис Трофимов, председатель Пенсионного фонда, бывший первый секретарь Барнаульского горкома комсомола. - Я был одним из последних комсомольских секретарей и с полной уверенностью могу сказать: денег в краевой комсомольской организации не было! Когда я стал возглавлять комитет по делам молодежи после реорганизованного крайкома, нам достались только разбитые машины...
По словам Трофимова, среди банкиров так много комсомольцев потому, что "ребята последнего комсомольского призыва были наиболее мобильны и подготовлены к рыночным условиям. Если партийные были зациклены, заторможены, связаны старым моральным кодексом строителя коммунизма, то молодые более революционны". - Мы просто дружим с головой, - не без скромности заметил Трофимов. - В 91-92-х годах в городе было 17 банков. Осталось четыре - те, которые возглавляют бывшие комсомольцы. Николай Николаев, бывший секретарь крайкома комсомола, руководит "Зернобанком", Андрей Корчагин, Слава Спицкий, бывшие секретари горкома, - "Сибсоцбанком", Андрей Макулов, бывший заведующий отделом рабочей молодежи, - это "Форбанк", Женя Роговский, первый секретарь крайкома комсомола, возглавляет "Россельхозбанк".
- Ведь создать банк - полдела, а вот сохранить при инфляции, дефолтах... Для однодневок важнее всего было набить карманы. Мы же прошли государственную школу, понимали, что банки будут востребованы всегда. А выстоять в сложных условиях помогла комсомольская школа. Там ведь в экстремальных ситуациях приходилось принимать решения в доли секунды.
- Например?
- К примеру, в 1987 была маевка, на которую собралось 20 тысяч человек. Несколько молодых людей на концерте "Ласкового мая" подавили. Слава богу, не насмерть. Нам тогда срочно нужно было принять решение, что делать. Мы вывезли пострадавших. Потом плавненько закончили маевку, избежав и давки, и паники.
Николай Николаев, председатель "Зернобанка", бывший первый секретарь крайкома комсомола, пришел на праздник с комсомольским значком. Глядя на него, вспомнились слова песни: "Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым". Один из крупнейших в городе банкиров смотрится очень молодо и свежо.
- В моем банке сегодня восемь работников бывшего аппарата крайкома комсомола. Я считаю, что все определяет команда. А если люди в то время доказали, что умеют дело сделать, они хорошо справляются и здесь. Хотя некоторые уже в 30 лет переучивались. 15 процентов моих клиентов - это бывшие комсомольцы. Комсомол дал хорошую закалку. Интересно, что люди пережили две эпохи. Они и в той эпохе были нормальные, и в этой.
- На днях арестованный Ходорковский (директор нефтяной компании "Юкос"), кажется, тоже был комсомольским вожаком?
- Я знал Михаила, когда он еще был секретарем райкома в Москве. Но там ситуация другая, деньги другие. Алтайский край - не Москва. У нас традиционные связи, традиционный уклад. Здесь морали побольше, есть понятия совести, чести. К сожалению, в Москве по-другому.
- Когда приходилось больше лавировать: тогда или сейчас?
- Сейчас. Гораздо больше неопределенности. Но зато работать более интересно.
...На сцене танцевали девушки в белоснежных платьях, похожих на платье ткачихи Дуни, вызванной во Дворец съездов... Помните этот старый фильм с любовью Орловой?
- У каждого времени свои песни, - говорит Борис Трофимов, если бы я в свое время не прошел школу комсомола, мне бы крайне тяжело было сейчас. Я никогда не скрывал своей комсомольской биографии. Хотя пережил годы, когда массово выбрасывали комсомольские и партийные билеты... В 91-м я работал в комитете по делам молодежи. В это время сменилось руководство. И Райфикешт принял решение: нам не нужен комитет по делам молодежи, возглавляемый коммунистом и комсомольским руководителем Трофимовым. Была такая установка: комсомольцев не брать на работу. Это было то же самое, как в свое время коммунисты боролись с инакомыслящими.
Сейчас, спустя 12 лет, мы видим, что в любой администрации есть бывший партийный и комсомольский работники. Теперь никто не думает о левых и правых. Бывшие лидеры умеют работать.
За все, что я сделал, мне не стыдно. Хотя... Иногда я ломал судьбы. Так в 1986 году мы на горкоме комсомола исключили из комсомола всех ребят студенческого отряда "Исток". Это был разгар борьбы с пьянством. Ребята отмечали какое-то событие, и один человек умер. Мы всех исключили из комсомола, а значит, их всех потом исключили из института. Как сложилась их судьба я не знаю.
Но был бы кто другой тогда на моем месте, он поступил бы так же. Мы всегда находились между молотом и наковальней. Стандарт того времени был таков: одни ценности - для общения с друзьями, другие - в комсомольской среде, третьи - с партийными начальниками.
- Приходилось попадать в немилость партийных боссов?
- Да, меня заочно исключали из партии за поддержку демократов. Тогда в "шишковке" были острые политические дискуссии, и многим партийным консерваторам это было не по душе.
- А как ваши дети относятся к вашей комсомольской юности?
- Им это интересно. Сыновья понимают, что сегодня не хватает организации, которая отстаивала бы интересы молодежи.
Самое важное - в нашем Telegram-канале