– Иван Иванович, если ситуация будет развиваться такими темпами, то по итогам первого полугодия можно будет говорить уже о 100 уголовных делах. В чем причина произошедшего роста статистики?
– Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Алтайскому краю наладило более тесное сотрудничество с ГУВД, Госнаркоконтролем и ФСБ. Поясню, что в структуре СУСК нет оперативных подразделений. Как правило, наша работа начинается после поступления материала от оперативных служб названных структур. Мы, получив материал, возбудив по нему уголовное дело, можем выявлять только дополнительные факты. Буквально сегодня (разговор состоялся 7 мая. – Прим. "ВД") мне позвонили из оперативно-розыскной части по линии БЭП и сообщили о материале коррупционной направленности в отношении высокопоставленного должностного лица. Фамилия его многим известна, но по понятным причинам называть ее не буду.
Таким образом, можно констатировать, что сейчас информационный обмен с оперативными службами налажен достаточно хорошо. В ГУВД и ФСБ убедились, что мы не бросаем дела на полпути, весь поступивший материал отрабатывается очень основательно. В связи с этим и рост числа раскрытых преступлений.
– Однако почти все подозреваемые в коррупции чиновники – очень небольшого ранга. И ущерб они причиняют несущественный.
– Не совсем так. Например, на главу сельского поселения как на должностное лицо контролирующие органы налагают штраф за несоблюдение противопожарных, санитарных, экологических и других норм. Не желая платить из собственного кармана, глава через местных депутатов проводит решение о выплате данных штрафов из местной казны. В итоге глава сельсовета, за которого рассчитался бюджет, наносит ущерб в несколько тысяч рублей. Для человека с большим доходом эта сумма, может быть, и не является существенной. Но для маленького поселения с мизерным бюджетом, где нет средств даже на возведение ограды на местном кладбище, это серьезные деньги.
– Вы сейчас привели пример из Павловского района?
– Да, и таких примеров немало. В суд пока ни одно аналогичное уголовное дело не направлено, но как только состоится первый обвинительный приговор, мы об этом прессе подробно расскажем.
– Фамилии чиновников крупного калибра попадают в пресс-релизы вашего ведомства нечасто. Почему? На этом уровне вам сложнее работать или там реже нарушают закон?
– В нашем поле зрения есть и представители данного "калибра". В ближайшее время будет приниматься решение о возбуждении уголовного дела в отношении одного из руководителей подразделения федеральной структуры. Это, скажем так, очень негативная история, демонстрирующая нехорошее отношение руководителя большого ранга к своим подчиненным. Это чисто коррупционное дело.
Хочу вам напомнить и об уголовном деле в отношении мэра Бийска. Это тоже резонансное дело. Работа по нему не прекращается. Так, четыре дня назад по этому вопросу в Бийске состоялось совещание с участием руководства Главного управления процессуального контроля Следственного комитета при прокуратуре РФ.
– Телефон доверия, действующий в СУСК при прокуратуре РФ по Алтайскому краю, приносит эффект?
– Конечно! Буквально в течение недели-двух у нас будут итоги проверки, которую проводят сотрудники оперативных служб в отношении одного из руководителей подразделения федеральной службы. Я не исключаю, что будет возбуждено уголовное дело. В данном случае исходная информация поступила к нам именно по телефону доверия, а сегодня уже поступил и материал из ГУВД по этим фактам.
Резонансные дела
– Вы назвали "дело Мосиевского" резонансным. В чем это заключается?
– Вы знаете, какая тяжелая предвыборная борьба за пост мэра была в Бийске. Анатолий Мосиевский этот пост получил. А затем ввел практику, которая является недопустимой с точки зрения закона. Я имею в виду случаи, когда инвестиционные проекты коммерческих структур получали одобрение только после оплаты взноса в так называемый внебюджетный фонд. Широкую огласку получил только один факт, когда барнаульский бизнесмен Александр Эннс, которого в мэрии Бийска настоятельно просили внести в фонд несколько миллионов рублей, обратился в правоохранительные органы. Но таких фактов – целый набор.
– Вы можете назвать их количество?
– Пока нет. Ориентировочно через два с половиной месяца по уголовному делу в отношении Мосиевского будет принято решение о направлении его прокурору, и тогда все узнаете.
– Не так давно руководитель СУСК при прокуратуре РФ по Алтайскому краю Александр Пономарев сказал, что г-н Мосиевский препятствует ходу следствия, например, не является на допросы. Пономарев даже намекнул на возможное изменение меры пресечения для мэра.
– Неявка на допрос не является в чистом виде противодействием следствию. Да, изначально Мосиевский игнорировал повестки и телефонные звонки следователя. Сегодня этого нет, и на проведение следственных действий он является. Человек, наверное, понял, что вопрос по его предыдущей деятельности стоит остро. Однако при этом мэр Бийска до сих пор не считает, что его действия были противоправными. Он говорит, что поступал исключительно из гуманных побуждений. Да, никто не отрицает, что для благоустройства Бийска было сделано много положительного. Но делать это надо законным путем. Следственная группа сейчас устанавливает, куда собранные с коммерческих структур средства в действительности направлялись. Также устанавливаем, какие организации получали подряды и кто учредил эти компании.
– В какой стадии находится расследование уголовного дела в отношении судьи Михайловой, которую, как сказал г-н Пономарев, подозревают в принятии противоправных решений по имущественным спорам "в угоду некоторых лиц"? Можно на основании данного дела говорить о том, что в крае коррупция тесно связана с рейдерством?
– Расследование уголовного дела в отношении бывшей судьи Михайловой находится в стадии окончания. Я думаю, что примерно через месяц дело будет передано прокурору для утверждения обвинительного заключения. Я не буду утверждать, что алтайские судьи являются коррумпированными и запросто принимают неправомерные решения. Это не так. Но то, что рейдерство на территории края есть, никто не отрицает.
– Михайлова проходит по делу одна?
– Да. При этом дается юридическая оценка действий некоторых адвокатов, принимавших участие в судебных процессах, решения по которым выносила Михайлова.
– Это адвокаты из коллегии "ЮПИ-Центр"?
– И не только.
– Среди них и адвокат Юрий Качкалда, который подозревается в участии в рейдерских захватах на территории нескольких регионов страны?
– Уголовное дело Качкалды расследуется. Адвокату изменена мера пресечения на подписку о невыезде. Это было волевое решение следователя, который считает, что Качкалда, находясь на свободе, не помешает расследованию уголовного дела.
– Недавно в суд ушло дело начальника алтайского филиала Российского фонда федерального имущества Евгения Звягинцева. На данный момент в практике СУСК при прокуратуре РФ по Алтайскому краю он является самым крупным фигурантом?
– Думаю, да. За те действия, которые он должен был осуществлять за заработную плату в рамках своих должностных обязанностей, он брал через посредника денежные средства от представителей коммерческих структур. Сумма взятки зависела от стоимости имущества, подлежащего реализации. Оценку его действиям, конечно, даст суд. Но нужно обратить внимание на одну деталь. Да, Звягинцев брал немалые взятки, однако ведь есть и люди, которые эти деньги ему платили! Но нашелся только один, который решил пресечь данную противоправную схему.
– Следствию удалось доказать, что схема получения взяток была завуалирована под заключение договоров займа?
– Да.
– Евгений Звягинцев до момента утверждения обвинительного заключения так и не начал сотрудничать со следствием?
– 51-я статья Конституции России наделяет его правом не давать показания против себя. Он этой статьей и воспользовался.
С судьями стало проще
– В прошлом году была упрощена процедура привлечения к уголовной ответственности лиц особого правового статуса – судей, депутатов и т. д.? Как это повлияло на вашу работу?
– Да, в 2008 году на законодательном уровне было принято решение об упрощении процедуры возбуждения дел в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом. Ранее, напомню, дела в отношении определенной категории лиц возбуждал лично Генеральный прокурор России. Сейчас дела возбуждает руководитель территориального следственно органа. Кроме того, устранена необходимость получения судебного заключения о наличии признаков преступления в действиях судей, прокуроров, руководителей следственных органов и адвокатов. Это важно, поскольку ранее в отдельных случаях вопрос о возбуждении дела мог решаться в течение года. Вы понимаете, что за такой период времени "воды утекало" много и ситуация могла кардинально меняться, многие доказательства утрачивались.
– В крае упрощенная процедура уже применялась?
– Да, мы уже возбуждали дела в отношении глав муниципалитетов. Один из них – глава Лебяжинского сельского совета, обвиняемый в получении взятки в сумме 35 тыс. рублей.
– Можете прокомментировать инициативу о наделении следственных подразделений правом утверждения обвинительных заключений?
– На сей счет есть несколько точек зрения. В прокуратуре считают правильным механизм, при котором обвинительное заключение утверждается именно прокурором. Следственные подразделения придерживаются того, что если дело расследуется здесь, то и обвинительное заключение должно утверждаться здесь же. Поэтому были подготовлены предложения об изменении данной нормы закона. Предлагается передать функцию утверждения обвинительного заключения в полномочия следственных подразделений. На мой взгляд, это поставило бы на более жесткий контроль работу следователей, руководитель которых профессионально заинтересован в том, чтобы в суде дело прошло, как говорится, без сучка и задоринки. Для сведения: по итогам четырех месяцев 2009 года 5,1% уголовных дел были возвращены на дополнительное расследование. Мы постоянно работаем над тем, чтобы снизить данный показатель. И определенная позитивная динамика есть.
О чем еще рассказал собеседник
О претензиях к милиции
– Я отдал службе в милиции более 30 лет. Поэтому болезненно реагирую, когда в ее адрес высказывается несправедливая критика. В Уголовном кодексе есть 30-я глава, которая включает в себя преступления коррупционной направленности. Это злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, взятки и т. д. В статистике за I квартал 2009 года зафиксировано 22 преступления коррупционной направленности, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Таким образом, милиция оказалась на первом месте, за ней идут госслужащие. Но давайте посмотрим, что стоит за этой статистикой. Сотрудник ППС ударил при задержании дубинкой прохожего, причинил телесные повреждения. Это коррупция? Нет. Но его привлекают к ответственности по статье, которая входит именно в 30-ю главу. Так что на самом деле именно коррупционных преступлений работниками милиции совершено гораздо меньше.
О "деле Попова"
– По уголовному делу в отношении главы Павловского района Владимира Попова, которого подозревали в использовании поддельного диплома, в конце апреля было принято процессуальное решение о прекращении дела. Он сам признал, что данный диплом ему подарили на день рождения. Но глава района – должность выборная. И население могло выбрать человека хоть с начальным образованием. Ведь в законодательстве нет требования к кандидату этого уровня об обязательном наличии высшего образования.
О "Бирюзовой Катуни"
– Хочу поставить точку в разговорах о якобы имеющемся уголовном деле, связанном с коррупцией в особой экономической зоне "Бирюзовая Катунь". Дела такого нет. Да, в свое время сотрудники теперь уже расформированного Управления по борьбе с организованной преступностью проверяли определенную оперативную информацию. Но нарушения закона там выявлены не были.
Специальный вопрос
– Мэрия Барнаула объявила о введении антикоррупционной экспертизы правовых актов. Документы будут согласовываться "в юридических службах органов местного самоуправления, осуществляющих разработку нормативного правового акта". В этом есть смысл?
– В своем послании президент России говорил о необходимости анализа правовых актов на предмет коррупционности. Однако смысл барнаульской формулировки, озвученной вами, мне не совсем понятен. Действительно, получается, что сотрудники администрации подготовили документ, потом проверили его на наличие коррупционных предпосылок и сказали: "Все хорошо". А потом отдел по противодействию коррупции прокуратуры Алтайского края при проверке этих актов находит нарушения. Конечно, так быть не должно. Но сама процедура экспертизы по своему замыслу является правильной. Мы знаем, что есть законодательные решения, которые не должны были приниматься в таком виде. Но они принимались, и никто их на начальном этапе не опротестовывал.
Справка
Иван Иванович Шеенко родился 21 августа 1953 года в селе Ивановка Благовещенского района. Заместителем начальника СУСК при прокуратуре РФ по Алтайскому краю назначен в 2008 году. В органах прокуратуры с 2007 года. Ранее, начиная с 1977 года, работал в ОВД Благовещенского района, был начальником ОВД Хабарского и Павловского районов, возглавлял Управление уголовного розыска в краевом УВД, был начальником Управления по делам миграции ГУВД края, и. о. начальника УФМС по Алтайскому краю и др. Иван Шеенко окончил Омскую высшую школу МВД СССР.
Иван Шеенко женат, воспитал двух сыновей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале