На прошлой неделе краевая администрация распространила информацию о внедрении новой лизинговой схемы на покупку техники, выпускаемой "АлтТраком". В целом она предполагает компенсацию 40% стоимости трактора в течение пяти лет. Иными словами, в первый год аграрию возмещается 20% от цены покупки, или фактически первый взнос по лизингу, и в последующие четыре года – по 5%. Необходимые для этих целей средства предусмотрены региональной программой технического перевооружения сельского хозяйства.
Александр Пилюченко,
начальник сельхозуправления в Зональном районе:
Такую лизинговую систему я бы назвал очень льготной. Сейчас даже обычный кредит получить сложно, а здесь почти полностью компенсируются проценты, и техника достается с рассрочкой платежа.
Чиновники предполагают сформировать в течение сезона заявки на покупку 150 пропашных тракторов. Тем самым власти стремятся решить сразу две проблемы: смягчить усугубившуюся ситуацию на рубцовском предприятии и предоставить хозяйствам возможность приобрести более дешевую технику.
К 15 июня Главное управление сельского хозяйства собрало предварительные заявки на 68 модифицированных Т-4. Но ни один из опрошенных экспертов не смог ответить на вопрос о масштабах возможной "погрешности". Ведь не исключено, что часть аграриев в дальнейшем не подтвердят своего намерения покупать продукцию "АлтТрака".
Но даже 150 заказов для рубцовского завода не станут панацеей.
Тамара Шипилова,
менеджер по продажам в "АлтТраке":
Чтобы стабильно функционировало производство, нам надо выпускать по 1,5 тыс. тракторов в год. Сейчас в районах края собирается информация о том, какое количество техники приобретут хозяйства. И цифры пока не впечатляют. Пакет документов на участие в льготной программе по покупке тракторов собрали только семь хозяйств, которые готовы купить восемь единиц техники. Хотя, возможно, я располагаю не всей информацией, ведь часть заявок формирует наш филиал в Барнауле.
Завод предлагает сельхозпроизводителям две обновленные модели Т-4: трактор Т-402.01 стоимостью 1,7 млн. рублей с учетом НДС и Т-402А стоимостью 1,9 млн. рублей с учетом НДС. Но даже модифицированная продукция "АлтТрака" не вызывает у аграриев большого желания ее приобрести.
Евгений Долгов,
руководитель фермерского хозяйства Ребрихинского района:
Эта техника бесперспективна. И как ты трактор ни назови, он все равно останется Т-4. Сельское хозяйство должно идти в ногу со временем, а техника – это залог успеха.
По его словам, если предпринимаются попытки поддержать "АлтТрак", то лучше закупать тракторы для нужд муниципалитетов, в которых всегда не хватает машин.
Образным примером, который показывает, почему рубцовская продукция имеет не самую высокую репутацию, поделился известный фермер Александр Гуков. В начале 2000-х годов он вырабатывал растительное масло. В качестве сырья использовался подсолнечник собственного производства и привозной. "Однажды пришла машина семечек, в которой была примесь полыни. Маслоцех более двух лет не работает, а к нам до сих пор приезжают люди и говорят, что наше масло горькое. Так и с рубцовским трактором. Один раз он себя не зарекомендовал, и теперь он мне даром не нужен", – резюмировал Александр Гуков. Он предположил, что собственникам завода давно следовало задуматься о кардинальном изменении изготавливаемой продукции.
ГУСХ уже несколько раз направляло в районные ведомства телеграммы с просьбой представить заявки на покупку тракторов. "Мы отвечаем, что желающих нет. Несколько лет назад наши сельхозпроизводители приобретали обновленные Т-4, но они часто ломались и не показали тех результатов, на которые мы рассчитывали", – рассказала Татьяна Бергер, начальник сельхозуправления в Новичихинском районе.
У аграриев есть опасения, что при отсутствии нужного числа заявок эта акция примет добровольно-принудительный характер. Как сообщил "ВД" руководитель одного из хозяйств, в краевой администрации поднимался вопрос о том, чтобы сделать субсидии связанными. В таком случае сельхозпроизводители получат компенсации в виде тракторов. Но официально такая информация не подтвердилась.
В то же время отдельные хозяйства пока не могут окончательно отказаться от привычных для села Т-4. "Некоторые виды сельхозработ сложно провести без гусеничного трактора. К примеру, при подготовке сенажа Т-4 применяют в качестве бульдозера. Поэтому наши хозяйства готовы в этом году купить три единицы такой техники", – пояснил Александр Пилюченко.
Гусеничный трактор незаменим для села
Хамит Шайхеев в 2005 году несколько месяцев занимал должность генерального директора завода "АлтТрак". В одной из своих статей он рассказал о преимуществах тракторов Т-4 нового поколения:
Сложные почвенно-климатические условия России делают невозможными эффективную обработку полей и возделывание большинства сельхозкультур без применения гусеничных машин. По сравнению с колесными они могут раньше выходить на поля весной и позже уходить осенью (то есть выполнять работы в оптимальные агросроки). Они незаменимы в условиях бездорожья и распутицы. Кроме того, для гусеничных тракторов характерен более высокий тяговый КПД, благодаря чему снижаются расход топлива и вредное воздействие на почву.
Трактор нового поколения Т-402А призван заменить снятый с производства простой по конструкции и хорошо известный специалистам хозяйств Т-4А. Годовая эффективность трактора Т-402А по сравнению с Т-4А повышена более чем на 43–48%.
Источник: журнал "Тракторы и сельскохозяйственные машины".
Самое важное - в нашем Telegram-канале