Фигура
Мы сидим на Пикете, горячий воздух пахнет цветами, ягодами; на сцене народный артист России Валерий Сергеевич Золотухин и актриса Ирина Линдт отплясывают и поют "В краю магнолий плещет море". Танцует их четрыхлетний сын Ваня.
Это наш главный праздник – куда там Новому году. И приятно, что разделить его приехали тысячи людей из десятка разных стран.
"Нам повезло, наш земляк Василий Шушкин – фигура вселенского масштаба", – говорит губернатор Александр Карлин.
Нам повезло, да.
Письмо
"Здравствуй, Вася. Сегодня тебе исполнилось 80 лет", – Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина читает со сцены письмо к мужу. О том, что все сложилось: дочки выросли хорошими людьми, уважаемыми профессионалами. И сама еще работает, хоть уже и нелегко. Что любимой его Родине тоже нелегко, но она стоит и выстоит.
Бренд
– Ну да, все знают, что Шукшин – это Алтай, а Алтай – это Шукшин. А что в этом дурного? Как говорил Твардовский, "если уж мы не можем без культа – давайте делать культ Пушкина". Почему на Алтае не делать культ Шукшина? Он этого вполне достоин, – раздражается Валерий Золотухин. – Но я опять-таки повторяю – это если его читать. Читать, а не только смотреть его фильмы.
Медаль
Лидия Федосеева-Шукшина пригласила на сцену губернатора и вручила ему медаль работы новгородского художника Владимира Михайлова – в благодарность за то, что этот год объявлен в крае годом Шукшина.
– Жалко мне дырявить ваш дорогой костюм, ну, да ладно уж.
– Молодец! – кричали зрители ей.
А Карлину кричали:
– Поздравляем!
В ответ губернатор тоже вручил Лидии Николаевне медаль "За заслуги перед Алтайским краем". "Это не тот случай, когда власть чванливо одаривает – мы коленопреклоненно просим вас эту награду принять", – сказал он.
Краевые медали носят на левой стороне груди, правительственные – на правой. Губернатор пообещал: Алтайский край похлопочет, чтобы Лидия Николаевна получила награду и на правую сторону.
– Ой, похлопочите, пожалуйста, – обрадовалась актриса. – У меня так мало наград, хорошо бы, чтобы и на эту… ой, чуть не то слово не сказала… сторону.
Русская душа
Говоришь о Сростках – будь добр, вспомни о русской душе. И, кстати, о земляках писателя. Они мне сказали: "Вообще-то первые четыре ряда – для сростинских, но вы, ладно, сидите". И я сидела и слушала, как они все обсуждали и какие решения выносили.
Что Лида Бари Алибасова привезла – это ничего. Шукшина ведь все равно не вернешь, а жизнь есть жизнь, что теперь поделаешь.
Что Валерий Золотухин – ох и молодец.
Что Людмила Зайцева одним тут родня – она даже и похожа.
Что писатель Владимир Крупин дурак и собирает че попало.
Это все мне кажется единственно правильной реакцией на происходящее; на то, какие мы и кто мы есть.
Французская душа
Тут я хотела бы временно завершить разговор о русской душе и поговорить о душе французской. В этот раз на Пикете выступал француз Пьер Маньен Фейзо. Он говорил речь, а девушка в зеленых брюках переводила речь на русский. Слушали его внимательно и одобрительно. Он пересказал эпизод из "Калины красной": "Когда Егора Прокудина спросили, что будет делать, тот сказал, что будет заниматься сельским хозяйством. Что купит корову, что обожает коров!" ("Корову! Кто б ему доил-то ее?" – хмыкнули в сростинских рядах.)
Пьер сказал, что народ, который таким образом помнит своих творцов, вызывает самое глубокое уважение. И что Шукшин был абсолютно живым человеком, а Сростки – местом, для которого билось его сердце.
Алтайская душа
А теперь об алтайской душе я хотела бы несколько слов сказать, вы уж меня простите. Иван Белеков, не только председатель Эл Курултая Республики Алтай, но и поэт, сказал вообще прекрасные слова. О том, что душа человека среди многих запахов нуждается в запахе полыни. А среди многих чувств – в чувстве правды и совести. Что Сростки – столица духа и российского патриотизма.
Родина
Огромный мир видим мы с Пикета, а ведь за горизонтом – еще поля и реки, деревни и города, личные подсобные хозяйства и промышленные предприятия. И леса, и горы, и даже моря. И другие страны, и другие края.
Но мы сидим тут, на Пикете, все вместе и слушаем, как прекрасные женские голоса выводят песню про калину красную – и нет края на земле лучше, чем наш край, и расстаться с ним невозможно.
Это приблизительно все, что я знаю и понимаю про свою родину: место, для которого бьется мое сердце. Ты прав, незнакомый, но дорогой французский друг.
Вечером я вернулась со Сросток, мы смотрели "Калину красную".
И я жалела, что в фильм не вошел мой любимый момент из сценария, когда Егор нарядил березы в галстук и шляпу, сказал одобрительно: "Ка-кие фраера!" И пошел дальше, без галстука и без шляпы.
Справка
Кто приехал в Сростки
Валерий Золотухин, Алексей Ванин, Ринита Григорьева, Людмила Зайцева, Алексей Булдаков, Александр Панкратов-Черный, Лидия Боброва (режиссер, автор фильмов "Бабуси" и "Верую"). Председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ Григорий Ивлиев, полномочный представитель Президента РФ в СФО Анатолий Квашнин, военнослужащие Президентского полка и пр.
В адрес Шукшинского фестиваля пришли две правительственные телеграммы. Дмитрий Медведев выразил уверенность, что "фестиваль станет хорошим подарком для всех, кто любит великое русское слово", Владимир Путин отметил, что "80-летие Шукшина – дата для всей российской культуры".