Факс могут потерять?
– Сначала надо дозвониться, что чрезвычайно сложно: все линии постоянно заняты, – рассказывает Константин. – При этом факс в Акташе очень древний и медленный, время соединения очень долгое, на междугородний звонок уходит очень много времени и денег, постоянные обрывы связи.
После приёма факса он отправляется по бюрократической цепочке внутрь пограничного механизма. Будьте готовы к тому, что факс могут потерять, – предупреждает Хорошилов. – Обязательно зафиксируйте дату и время отправки, перезвоните, попросите подтвердить приём и запишите регистрационный номер вашего заявления.
– Возьмём реальный пример, который произошёл с одной из наших групп, – начинает Константин. – Ближе к окончанию срока рассмотрения ходатайства туристы попробовали дозвониться в Акташ. На вторые сутки всё же пробились. На другом конце провода им заявили, что никакого факса от них не было. После того как назвали дату, время и регистрационный номер заявления, на другом конце провода, немного пошушукавшись, попросили перезвонить на другой телефон. По второму номеру трубку снимал коммутатор и после полуминутного молчания разрывал связь. Снова позвонили по первому номеру, попросили дать телефон начальника или ответственного за оформление пропусков, в трубке послышалось шушуканье наподобие: "Александр Александрович, хотят с вами поговорить по пропускам... Да? Шлите их на дежурного офицера. Меня нет на месте!". Дежурный офицер монотонным голосом стал осыпать выдержками из приказов. В конце концов объявил, что, возможно, ваше заявление всё ещё находится в стадии рассмотрения и что он больше ничем помочь не может. После выдал гениальную фразу: в соответствии с тем-то и тем-то проезд в погранзону по путёвке от турфирмы возможен без оформления пропуска. Покупайте путёвку и въезжайте на здоровье!
Путёвка тоже может не помочь?
Что же выходит на деле? У "Ленальптурса" (турфирмы из Санкт-Петербурга), по словам Хорошилова, с начала сезона по такой схеме с КПП завернули уже более 60 иностранцев, мотивируя тем, что ничего об этом не знают, и отправили их в Акташ для оформления пропусков "на месте".
Сделав крюк в 600 километров и прибыв в Акташ, иностранец сдаёт заявление на оформление пропуска, и ему говорят: "Теперь ждите решения 60 суток".
Ещё один нелепый нюанс, отмеченный собеседником: для въезда в пограничные районы от иностранцев требуют скинуть факсом скан паспорта, визы и миграционной карты при том, что визу обычно выдают за неделю-две до въезда в Россию, а миграционную карту – при въезде на границе! Получается, что, въехав на территорию РФ, иностранный гражданин должен отправить факс в комендатуру в Акташе и 60 суток ждать решения о выдаче ему пропуска.
Другая история от Хорошилова: "Однажды (о чудо!) группе удалось дозвониться в Акташ и даже (дважды чудо!) назвали номер выписанного пропуска, добавив, что он отправлен на КПП в Кырлык. Обрадованные туристы доехали до КПП, простояли два часа в очереди, назвали номер пропуска и предъявили паспорта. После получасовых поисков дежурный огорошил, что никакого пропуска не поступало! Заставили встать во вторую очередь и оформить заявление на въезд в пограничную зону. Отстояв четыре часа в очереди, вместо пропуска получили квитанцию о том, что въехали в ПЗ. С этой квитанцией туристы были обязаны заехать в комендатуру в селе Усть-Кокса, прослушать инструктаж о правилах погранрежима и получить пропуск под роспись начальника управления. Приехали в комендатуру к закрытым дверям. Она работает до пяти. Поставили палатку под забором. В 8 утра выяснилось, что начальник или заболел, или уехал в командировку, на охоту, или ещё что. Ночевали ещё пару суток в ожидании. В конце концов от похода осталось пять дней".
Официально от погрануправления
В пограничном управлении Республики Алтай обвинения туроператов полностью отрицают. Елена Бежак, пресс-служба пограничного управления:
- 20 июля состоялось заседание комиссии правительства Республики Алтай и пограничного управления, в котором приняли участие представители министерства туризма, туроператоров и турфирм. На этом заседании как раз и обсуждались вопросы о пропусках, сроках и правилах их оформления. Там были озвучены данные о работе пограничной службы в период с 1 января по 10 июля 2009 года. Согласно этим цифрам иностранным гражданам за этот период было выдано 253 пропуска, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, когда было выдано 55 пропусков, прирост составляет 360 %!
65 из 253 пропусков для иностранных граждан были оформлены за первые 10 дней после регистрации ходатайства и ни один пропуск не был оформлен позднее, чем за 41 день. То есть пограничное управление не только ни разу не превысило установленных сроков, а наоборот, всегда их опережало.
В большинстве случаев проблемы возникают из-за ошибок туроператоров и турфирм, самих туристов. Наиболее распространённые ошибки – предоставление неполных данных: о месте работе, домашнем адресе, служебных и домашних телефонах, способах и месте получения пропуска и т.д., нарушение сроков предоставления ходатайства.
Складывается впечатление, что такими аппаратными играми и жалобами недобросовестные турфирмы пытаются свалить свои ошибки на пограничное управление.
Нет иностранца, нет проблемы
Среди фирм добросовестных, которые активно сотрудничают с погрануправлением, Елена Матвеевна среди прочих отметила "Кочевник-тур".
- У нас в этом году проблем с пограничниками не было, - отметили в самой фирме "Кочевник-тур". - Хотя и иностранцев у нас не было. Но российским туристам оформили на плато Укок этот пропуск за две недели.
Лариса Давыдова,
директор ООО "Кокса-Тур" :
Вчера звонили чехи, шесть человек, стояли на КПП. Они позвонили в Акташ, там им сказали: ждите два месяца. Мы их отправили к знакомым в Онгудай. Доход получит Онгудай, а не мы. В этом году за иностранцев отвечает Акташ. Дозвониться трудно. Начальник погранотряда может накричать, если не в духе, иногда любезно может поговорить.
У нас потеряли на двух иностранцев документы. В мае были скинуты. Нет, говорят. Может, экономия краски на наших пропусках получилась. Люди поехали в другие районы.
20 человек-украинцев написали факсом письмо, хотели сюда, я посчитала, написала отказ – не выдадут пропуск… Иностранцы вообще не могут дозвониться до Акташа. Тем более язык не знают. На погранзаставе еще требуют все документы на русском языке, видимо, проблемы с переводчиками.
У нас прошла информация в одной из газет, что здесь идёт оформление паевых земель. Я полагаю, это связано с тем, чтобы не заглядывались на эти земли. Такое ощущение, что их присмотрели. Хотят сделать регион для избранных. Информация по пограничникам закрыта. Здесь строится большой городок пограничный, для чего-то он строится. Ощущение такое, что пограничники пасут туристов.
С такими законами туризм здесь можно закрывать смело.
Если честно, у меня нет желания работать. У меня нервы уже сдают. Сегодня надо ехать за пропусками к пограничникам, а готовишь себя внутренне как будто бы на бой.
Местные уже ненавидят пограничников. Тюнгур настолько доходная была деревня в туристический сезон. Сейчас мужики звонят, что там есть туристы, то нет, кони застоялись.
Анна Вахромеева,
преподаватель режиссёрского мастерства в АГИК:
Каждый год мы выезжаем со студентами в Горный на творческую лабораторию. Нынче, когда мы доехали до Усть-Коксы, возникли проблемы со студентом из Казахстана, который у нас учится. Его не пропускали. Мы были в шоке. Пришлось подключать многие связи, чтобы ему выписали пропуск.
Самое важное - в нашем Telegram-канале