Легче сжечь
По оперативным данным Главного управления сельского хозяйства (ГУСХ) Алтайского края, 17 сентября пшеница III класса закупалась переработчиками по 4,0–4,8 тыс. рублей за тонну. 3 сентября пшеница той же классности стоила от 4,6 до 5,5 тыс. рублей. Но сами сельхозпроизводители называют реальные цены даже ниже официальных. "Эти цены выставлены с учетом, что зерно будет доставлено на элеватор. Кроме того, из них нужно вычесть НДС — 10%. Таким образом, вместо 4,2 тыс. рублей получится уже 3,5 тыс. рублей", — рассказал Александр Балаков, председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) формирований края.
Намного сложнее ситуация выглядит с рожью и горохом, которые мало того что на рынке подешевели (по сравнению с прошлым годом более чем в два раза), так еще и закупаются не всеми перерабатывающими предприятиями. А на прошлой неделе отдельные мукомолы временно отказались от закупа и пшеницы IV класса.
Такая обстановка на зерновом рынке спровоцировала сельхозпроизводителей заявить о возможных акциях протеста.
Василий Шугайлов,
фермер Волчихинского района:
Иного выхода у нас нет. Диспаритет цен на сельхозпродукцию и иные виды товаров достиг своего апогея. 2000 год был последним, когда я смог обновить технический парк, не привлекая кредитных ресурсов. Тогда трактор Т-150 стоил 470 тыс. рублей, а сегодня — 1,5 млн. рублей. Дизельное топливо девять лет назад мы приобретали по цене 6,2 рубля за литр, а теперь — по 14–15 рублей. В то же время килограмм пшеницы подорожал за этот период всего на 50 копеек.
В том же районе ассоциация крестьянских (фермерских) формирований "Хлебороб" 17 сентября планировала провести митинг напротив здания местной администрации. Но глава администрации Василий Поленичко посоветовал фермерам дождаться совещания, которое было назначено на тот же день, с участием вице-губернатора Бориса Неудахина. Как сообщили в одном из районов, перед местной властью стоит задача сдержать эмоции крестьян. "Пусть первой будет любая из территорий, только не наша. А поддержать инициаторов акции мы всегда успеем", — замечает источник.
"Во время совещания мы попытались разъяснить сельхозпроизводителям, чем обусловлены такие цены на зерно. Проблема, конечна, не была исчерпана, ведь мы работаем в стихийном рынке. Фермерам было предложено объединиться и выставить на продажу серьезную партию пшеницы. За счет объема можно будет получить более высокую цену за продукцию", — рассказывает Василий Поленичко.
Но в сегодняшних условиях даже такая мера не станет эффективной, признают аграрии. И говорят о том, что проще сжечь выращенную рожь, чем убрать ее.
Виктор Беспалов,
начальник сельхозуправления в Егорьевском районе:
Такие заявления были, но ни один аграрий на нашей территории не пошел на это. Крупные хозяйства намерены придержать зерно до повышения цен на рынке. Сложнее придется мелким фермером с объемом земли менее 1 тыс. га. Их у нас порядка 40% от общего числа сельхозпроизводителей. В прошлом году наш район пострадал от засухи, и поэтому крестьянам пришлось привлекать кредиты под будущий урожай для покупки семян и дизтоплива.
Татьяна Бергер,
начальник сельхозуправления Новичихинского района:
Мы не собираемся сжигать поля. Но и продавать зерно по таким ценам не намерены. У кого есть возможность, те будут хранить пшеницу. Хотя многим придется выполнять кредитные обязательства. Удалось немного сгладить ситуацию только тем хозяйствам, которые очень рано приступили к уборке. К их числу относится сельхозпредприятие "Колос", которое первым в районе начало уборку и успело первую пшеницу продать по 5,3 тыс. рублей за тонну.
Надежда на фьючерсы
Андрей Бессонов,
руководитель союза КФХ "Хлебороб":
Насколько мне известно, фермеры всех районов готовы поддержать наши предложения по улучшению ситуации на рынке зерна. Но только после завершения уборочной кампании. Сегодня сельхозпроизводители не могут отвлекаться от работ в поле.
Как пояснил Василий Шугайлов, фермеры предложат власти перейти на торги поставочными фьючерсами на пшеницу. "К примеру, в феврале–марте государство или перерабатывающее предприятие заключает контракт с сельхозпроизводителями на покупку по фиксированной цене определенного объема зерна. И в сентябре–октябре крестьяне доставляют свою продукцию на элеваторы. Так мы избавимся от длинной цепочки перекупщиков", — продолжает Шугайлов.
Противоречивое мнение у аграриев относительно закупочных интервенций на рынке зерна, которые Минсельхоз неоднократно переносил. Сначала на 1 сентября, затем на 10 сентября, а теперь заявлено о том, что торги начнутся не ранее октября. Объявленная государством цена сегодня устраивает сельхозпроизводителей. Но в интервенциях смогут принять участие только крупные хозяйства, так как могут быть заявлены партии объемом не менее 1 тыс. тонн.
Этап организации собственной мини-переработки фермеры также проходили. "И практически все отказались от своих пекарен и мукомольных цехов. Крупные переработчики просто не позволяют им выйти на рынок", — считает начальник одного из районных сельхозуправлений.
Обратить внимание на деятельность переработчиков решила и краевая администрация. По данным газеты "Ваше дело", с ее подачи Управление ФАС по Алтайскому краю проверит, насколько обоснованны сложившиеся закупочные цены на зерно.
"Я изучал опыт Японии, где переработчику, хлебопеку и продавцу предоставляется фиксированный процент надбавки на продукцию. Там 80% от розничной цены хлеба является долей сельхозпроизводителя. У нас в той же булке ржаного хлеба стоимостью 13–15 рублей на долю крестьянина приходится всего 1,2 рубля. В прошлом году рожь стоила 3,5 тыс. рублей за тонну, а в этом году — 1,2 тыс. рублей. Но хлеб не подешевел. Вот антимонопольщики и должны выявить, кому досталась рентабельность в 300%?" — задает вопрос Александр Балаков. А Виктор Беспалов приводит пример, что на фоне падения цен на пшеницу на прошлой неделе подорожали макароны.
Переработчики края не отказываются от проверок и считают, что текущий сезон станет тяжелым не только для аграриев, но и для мукомолов (см. "Прямую речь"). В связи с этим 21 сентября в краевой администрации состоится совещание по вопросам ценообразования на зерно и муку.
Валерий Гачман,
генеральный директор группы компаний "Грана":
Сотрудники Управления ФАС по Алтайскому краю регулярно проверяют зерноперерабатывающие предприятия. На этой неделе пришел очередной запрос от ведомства. Мы не против таких проверок. Они показывают, что среди мукомолов нет никаких ценовых заговоров, а закупочные цены на зерно складываются исходя из конъюнктуры рынка муки.
Именно этим обусловлены и сегодняшние цены. Текущий аграрный сезон будет одинаково тяжел как для сельхозпроизводителей, так и для переработчиков. Наш регион и в целом страна испытывает на себе кризис перепроизводства зерна и, соответственно, муки. По оценкам экспертов, в этом году Россия второй сезон подряд соберет рекордный урожай — порядка 100 млн. тонн. Такая же ситуация складывается в крае, где вместо привычных 4 млн. тонн будет получено более
5 млн. Так как объемы производства крупяной и мукомольной продукции превышают внутренние потребности, то мы становимся зависимыми от экспорта и мировых цен. В этом году хороший урожай получен в тех азиатских странах, которые в предыдущие годы закупали российское зерно. Среди них Турция (в 2008 году приобрела 17% экспорта зерна РФ) и Пакистан (в 2008 году — 9% экспорта зерна РФ). А это наши главные конкуренты на рынках сбыта российской муки.Сегодня мы можем купить алтайское зерно по тем ценам, которые позволят нам остаться конкурентоспособными на рынке муки (а в стоимости муки 82–84% приходится на зерновую составляющую). Мы учитываем, что качество пшеницы в этом году в крае будет ниже, чем в прошлом, а в центральной части России за счет засушливой погоды оно, наоборот, вырастет. Таким образом, наша мука потеряет еще одно традиционное преимущество.
Самое важное - в нашем Telegram-канале