Экономика

На рынке угля рулит чиновник: мнение эксперта

Убеждение, что некие отъявленные мерзавцы, поставляющие нам товары, в любой момент готовы поднять цены до небес и только мудрое государство может от их происков защитить, распространено, но... Неверно. Уж, по крайней мере, в том, что касается продаж угля.

Уголь.
Уголь.
Олег Богданов

Иван Переясловский,
директор Алтайского углеисследовательского центра:

У нас на угольном рынке рулит чиновник, который порой и котельной-то в глаза не видел. А что имеем? Вместо экономии – пережог угля.

Просто сырье

Если бы все "черное золото", которое мы сжигаем в топках, завозили в край по железной дороге, понадобился бы состав длиной аж 1 500 км. И в нем километров 350–400 занял бы уголек для городских и районных котельных, закупаемый централизованно краевыми властями (через аукционы и электронные торги). Централизованно, значит, дешевле, значит, сэкономили, сказала я Ивану Васильичу по простоте душевной.

– А что завозят-то? – отреагировал он. – Завозят так называемый уголь ДР. В понимании наших чиновников – уголь среднего качества, дающий длинное пламя. А на самом деле – не подвергшееся обработке угольное сырье марки Д. Необработанный товар, он, да, дешевле. Но его использование обходится дороже.

По условиям торгов, говорит Переясловский, в расчет берут только один показатель: теплоту сгорания. Сколько будет мелких, сколько крупных кусков (гранулометрический состав), вроде не важно. Но каждый процент мелочи в угле увеличивает его расход на 0,2–0,9%. Вот вам и экономия.

Просто бухгалтерия

Ну, я-то думала, что виной всему – закон о госзакупках, из-за которого главный критерий на аукционах и торгах – цена. Но Переясловский считает, что включить в условия конкурсов, скажем, хотя бы показатель гранулометрического состава мешает только одно: "Решение принимают не специалисты, а бухгалтеры".

Эксперт вообще уверен: от централизованных закупок угля давно пора отказаться. Ведь предприятия, обеспечивающие теплом наше ЖКХ, нынче в основном "ООО-шки":

– Из-за централизованных поставок теплоснабженческие предприятия в прибыльной работе не заинтересованы, они видят выход только в том, чтобы повысить тарифы на отопление.

Более того, в каждой котельной стоят свои котлы со своими требованиями к углю. Как их можно централизованно предусмотреть?

– При невысоких нагрузках можно использовать и ДР, и даже промпродукт, – продолжает Переясловский. – Это, возможно, будет дешевле. Но зимой топить такими углями дорого: удельные расходы при повышении нагрузок резко возрастают, да и копоти много. Нужно, чтобы именно эти "ООО-шки" решали, сколько и какого качества уголь им нужен.

А вот что им действительно могло бы помочь, так это налаживание технологий эффективного сжигания угля на каждой котельной.

Просто договор

На мой вопрос о том, где все-таки налажен входной контроль качества угля, эксперт называет один Новоалтайск. Здесь не только делают анализы поступившего топлива, но и включили в договор поставки важную формулу: перерасчет цены в зависимости от качества.

– Такую же работу мы ведем сейчас с управлением края по образованию, пока они включают в условия конкурсов только ограничения на долю мелких классов (50%), но даже этот минимум приносит плоды, – объясняет Иван Васильевич. – А у большинства городов и районов нет в договоре поставки пункта о перерасчете цены. Им привези навоз – повозмущаются и возьмут.

Просто ограничили

Правда, до недавнего времени "направляющей руки" краевых властей совсем не чувствовал рынок поставок угля для населения: это порядка 2 млн. тонн в год. Уголь для народа привозят разнокалиберные частники, и за последние годы качество его заметно улучшилось. Появились компании, которые не только сортируют уголь, а уже и пакетируют.

– Вот приходит бабушка покупать уголь, ей говорят – сортового угля по 2 000 рублей за тонну нет, есть рядовой по 1 500, – рассказывает эксперт. – Она разворачивается и уходит, потому что умеет считать. Сортовой ей выгоднее. Почему ж не умеют считать чиновники?

Однако и по этому рынку краевые чиновники нанесли удар: Главное управление экономики и инвестиций решением от 15 сентября (за № 49) установило предельные цены на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья и другим потребителям.

– Такое беспокойство о потребителях можно было бы приветствовать, если бы оно не могло принести огромный вред. Этим решением уже дестабилизирован рынок угля, который только начал приобретать цивилизованные формы. Продажу высококачественного сортового топлива некоторые поставщики уже заморозили. Не нужно лишать наше население права выбора.

Расследование "СК"

"Свободный курс" и депутат Госдумы от Алтая Алексей Багаряков начинают совместное расследование. Объект расследования – поставки угля на Алтай. Цель – как минимум добиться большей прозрачности этого рынка.

"Мы не преследуем чьих-либо корыстных интересов, – объясняет Алексей Багаряков. – А хотели бы показать жителям, сколько и почему они платят за уголь и отопление. Мы считаем эту тему важной потому, что она затрагивает примерно треть населения края, а объем этого рынка превышает пятую часть бюджета края. Я не считаю нормальным, что поставки угля для бюджетных организаций в крае монополизированы. Как получилось, что тендер, проводимый краевыми властями, выигрывает всегда один поставщик? Какого качества уголь он поставляет в край?"

На эти и многие другие вопросы мы предполагаем ответить в нашем совместном расследовании.

Факт

12 млрд. рублей – такой суммой оценивается объем закупок угля для нужд края с учетом затрат на перевозку и переработку. Закупается порядка 8 млн. тонн, 50% идет на нужды большой энергетики, чуть больше 25% на нужды городских и районных котельных, чуть меньше 25% закупает население.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость