Экономика

Константин Владимирский: "Нас стали слышать и узнавать"

Решение о создании "Союза пчеловодов Алтайского края" было принято в декабре прошлого года на первой краевой конференции представителей отрасли. Организаторами форума стали несколько человек — сотрудники перерабатывающих пчелопродукцию компаний. Среди них был и Константин Владимирский, работавший в то время заместителем директора "Меда Алтая". Пчеловоды из районов долго сомневались, нужен ли им союз. Отраслевое объединение все-таки было создано во многом благодаря эмоциональному выступлению г-на Владимирского. Теперь в качестве председателя правления "Союза пчеловодов Алтайского края" он рассказал, как отрасль и объединение развивались в этом году.

"Основной задачей Союза пчеловодов является развитие отрасли и защита брэнда "Алтайский мед". Насколько мне известно, в России больше нет отраслевых пчеловодческих объединений, которые бы ставили перед собой такую цель", - говорит Константин Владимирский.
"Основной задачей Союза пчеловодов является развитие отрасли и защита брэнда "Алтайский мед". Насколько мне известно, в России больше нет отраслевых пчеловодческих объединений, которые бы ставили перед собой такую цель", - говорит Константин Владимирский.
Анна Зайкова

Сегодня высокая цена

- Константин Сергеевич, в июне пчеловоды были настроены крайне пессимистично, месяц оказался провальным. Так ли в итоге плачевно сложился сезон в целом?

- Начинался сезон очень хорошо. Весна была ранняя. Мы обрадовались: сколько уже можно нам непогоду и неурожай посылать? Предполагалось, что край в этом году получит раз в два-три раза больше меда, чем в прошлом. Но июнь показал себя, что называется, во всей красе. Из-за холодной погоды на некоторых пасеках пчелы, чтобы самим выжить, выкидывали из ульев трутней и расплод (потомство). Среди пчеловодов царили упаднические настроения, никто не знал, что делать. Но потом резко пришло тепло, пчелы восстановили силы и брали взяток до середины сентября. В итоге в этом году в крае произвели более 4 тыс. тонн меда, что на 20% больше, чем в прошлом. Ярких лидеров и аутсайдеров среди районов края назвать нельзя, потому что в этом году погодные условия были везде примерно одинаковые. Отмечу лишь Косихинский район, он уже второй год всех поражает количеством меда со своих лугов.

В целом можно сказать, что последние пять лет мы получаем меда все меньше и меньше. Прошлый год был самым неурожайным за этот период. Это связано как с изменением погодных условий так и с болезнями пчел - край атаковал клещ вараа.

- То есть этот сезон начался раньше, а закончился позже, чем обычно?

- Именно так. Погодные условия в крае существенно изменились, идет тенденция удлинения сезона. Весна приходит рано, затем возвращаются холода, а осень стоит теплая. Как правило, к середине августа пчеловоды уже собирают улья, происходит массовая откачка меда, и сезон заканчивается. В последние годы это происходит почти на месяц позже, чем обычно. В сентябре стоит теплая погода, и пчелы летят работать, как им велит инстинкт. Это плохо потому, что молодая пчела "израбатывается", и какой она уходит в зиму, непонятно. Весной может не быть того поколения, которое способно начать сезон. 

Уже наблюдаются негативные последствия погодных изменений. На некоторых пасеках пчелы из-за долгого тепла так запечатали мед, что зимой не смогли взять его для питания. А весной пчеловоды находили рамки, полные меда, и мертвых от бескормицы пчел. В связи с этим мы планируем на предстоящей конференции пчеловодов, поднять вопрос о корректировке системы пчеловождения из-за изменений климата. Надеемся, что она, несмотря на все сложности, состоится 18 декабря. 

- В этом году установилась очень высокая цена на мед. Как в дальнейшем она будет изменяться? 

- Та цена, которая сегодня существует в рознице - 200 рублей за 1 кг - это дорого. Возможно, для Барнаула она еще допустима, но вообще мед должен быть дешевле. И я думаю, что продавцы все равно пойдут на снижение цены, потому что меда все-таки достаточно. А первая, самая активная, волна его закупа уже прошла. 

Диалог с районами 

- Вы долго шли к тому, чтобы создать в крае союз пчеловодов. Организации скоро исполнится год. Каков главный результат ее деятельности за это время? 

- Нас стали слышать и узнавать. Мы начали стучать во все двери еще два года назад, когда возникла идея создать союз. И с нами никто не хотел разговаривать. Я хорошо помню, как ответы из разных инстанций на 17 пунктов резолюции прошлой конференции пчеловодов – а по сути ответы на все наши мечтания и чаяния, - уложились в одну папку. 

Теперь мы постоянно находимся в режиме диалога с пчеловодами в районах, со специализированными хозяйствами, с ГУСХ края. А в середине сентября у меня состоялась встреча с губернатором Александром Карлиным, мы беседовали час. 

Кроме того, стоит отметить, что сейчас ни одна инорегиональная и иностранная делегация не уезжает с Алтая без меда. И наши делегации, отправляясь в командировки, берут с его собой в качестве подарка. Мед на краевом уровне признали одним из основных продуктов региона. Это тоже результат. 

- Сколько сейчас членов в союзе, и на какие средства он существует? 

- Сейчас членами союза являются семь спецпредприятий и 12 пчеловодов-частников из Благовещенского, Завьяловского, Залесовского, Ельцовского районов. Финансирование осуществляется за счет членских взносов, на отдельные нужны средства выделяют члены правления. 

- Как вы налаживали связи с пчеловодами из районов края? 

- С февраля, когда произошла официальная регистрация союза, мы смогли объехать шесть районов. Принимали нас по-разному. И в большинстве случаев сразу не понимали, зачем мы приехали. Кто-то думал, что мы деньги хотим получить, кто-то говорил, что приехали администраторы препоны в деятельности ставить. В одном из районов в конце очень острой дискуссии, которая длилась около двух часов, пчеловод, сидевший все время молча, вдруг сказал: "Я понял, зачем они приехали". Я обрадовался, думаю: ну, слава Богу, хоть один понял. А он возьми да и скажи: "Приехали нам улья полистирольные продавать". Это был степной район, и мы в процессе беседы просто рассказывали о том, что для их местности подобные улья – наиболее оптимальное решение. Мы тогда в программу развития пчеловодства вписывали пункт, что за приобретение полистирольных ульев полагается компенсация. И пытались объяснить пчеловодам, что через два года их вложения в этот инвентарь окупятся. Вот он и сделал такой вывод. 

Мы едем в те районы, где нас ждут, где люди хотят что-то изменить. Например, в Алтайском районе мы получили поддержку главы. Он нас приглашал, чтобы мы объяснили пчеловодам, как создать объединение. Мы же не ставим цели всех в наш союз включить. Можно создать самостоятельное районное отделение, где будет выбранный председатель. Я не могу с каждым пчеловодом края решать его проблемы. Это может делать председатель отделения в районе. Если у него не получается, мы готовы помочь на краевом уровне. 

Чтобы пчел не сжигали 

- В прошлом году вы вели речь о создании регионального закона о пчеловодстве. Был даже разработан законопроект, который так и не дошел до депутатов АКЗС. Вы отказались от этой идеи?

- Нет, работа в данном направлении ведется. В этом году в Ельцовском районе депутаты райсовета утвердили правила содержания пчел. В прежние годы там наблюдалась социальная напряженность в связи с недобросовестной конкуренцией пчеловодов. Они сжигали друг у друга пчел, травили их дустом, "ходили друг на друга с вилами". Такая ситуация была вызвана тем, что большинство пчеловодов живут в райцентрах и других крупных селах. Медоносов на всех не хватает, трасса, где происходит реализация большого объема продукции, тоже одна. И несколько пчеловодов вышли на наш союз с просьбой помочь урегулировать конфликты. Мы им предложили принять правила содержания пчел в районе, взяв за основу тот проект закона, который готовился. Когда это произошло, напряженность была снята. В этом году сезон прошел спокойно. Мы рассказали об этом Ивану Ивановичу Лоору, и предложили ввести аналогичную практику в других районах. Раз закон о пчеловодстве не проходит, мы написали правила содержания пчелосемей в Алтайском крае, которые, надеемся, все-таки будут приняты. А районы смогут вносить в них свои дополнения в зависимости от специфики. 

- В прошлом году была утверждена программа развития пчеловодства Алтайского края. Каковы предварительные итоги ее реализации в этом году? 

- Программа развития пчеловодства в крае также стала одним из наших достижений. Ни в одном другом регионе страны не было прецедентов, чтобы менее чем за год существования отраслевое пчеловодческое объединение создало подобный документ и смогло добиться его утверждения. Специализированные хозяйства, которые не имеют долгов по зарплате и налогам, получают запланированные в программе субсидии. В частности, это "Таежный мед" в Залесовском районе и "Пчеловод" в Ельцовском районе. Что касается пчеловодов-частников, то здесь есть сложности. Согласно порядку предоставления субсидий, они положены тем пчеловодам, которые имеют не менее 200 пчелосемей и зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя. Но, как известно, у большинства пчеловодов пчелосемьи не зарегистрированы, поэтому претендовать на субсидии они не могут. И 2 млн. рублей, которые запланированы в бюджете на эти цели в текущем году, не будут израсходованы. 

Нужно отметить, что пчеловоды пытались получить денежные средства и с помощью других механизмов господдержки. Несколько человек победили в конкурсе на гранты начинающим предпринимателям. Многие приняли участие в программе самозанятости управления по труду. А вот получить субсидии не вышло даже у тех немногих пчеловодов, которые смогли взять кредит. Дело в том, что ни в ГУСХ, ни в Алтайкрайстате не оказалось статистики стоимости продуктов пчеловодства, инвентаря и пчелосемей. И обозначенные пчеловодами в заявке цифры было не с чем сопоставить. 

Вообще отсутствие адекватной официальной статистики по пчеловодству - это реальная проблема. ГУСХ не может ее вести, потому что это не входит в его функции. В советские времена статистика собиралась через ветслужбы. Потом система была разрушена. В этом году наметилась позитивная тенденция - управление ветеринарии активно занялось выдачей ветеринарно-санитарных паспортов. Для получения этого документа на пасеке необходимо провести ряд анализов. Соответственно, ветврач, который обследует хозяйства, обладает информацией о них. Эти данные идут в муниципалитеты. И если санпаспорта будут оформлять все пасеки, то администрации районов получат близкие к реальности сведения о состоянии пчеловодства на их территории. Это очень важно для наведения порядка в отрасли. До недавнего времени получение санпаспорта оставлялось на усмотрение пчеловода. Сейчас к этому вопросу стали подходить более требовательно. В некоторых районах предупредили, что без данного документа не дадут ветсвидетельство на вывоз меда. Возможно, это связано с тем, что в скором времени предстоит принятие техрегламента на мед. 

Самим пчеловодам регистрация пчелосемей тоже выгодна. Например, одна женщина, которая занимается пчеловодством в Благовещенском районе, вступила в наш союз, а пчел не зарегистрировала. У нее возник конфликт с фермером. Он, несмотря на предварительное согласование, сначала скосил эспарцет, на котором стояли ее пчелы, а потом еще и химикатами обработал окресные поля. Она понесла потери, обратилась ко мне за помощью. А я спросил: на основании каких документов я должен отстаивать ее интересы? 

- Что вы обсуждали на встрече с губернатором? Каких договоренностей удалось достичь? 

- Мы обсуждали шесть предложений союза по развитию отрасли, которые в течение нескольких месяцев готовились для Ивана Лоора. Я, честно говоря, не ожидал, что они будут переданы губернатору.   

Одно из них непосредственно касается защиты брэнда "алтайский мед". Это введение в практику продажи меда с обратным адресом. На упаковке продукции, помимо обязательных данных, будет наклеен стикер с индивидуальным номером. С помощью этого номера на специально созданной медовой карте Алтая (это тоже часть проекта) можно будет посмотреть, на какой пасеке произведен купленный мед, каковы его характеристики. Там будет указан адрес и номер телефона пчеловода, к нему можно будет обратиться со всеми вопросами. 

Еще мы предложили создать пасеки в изолированных и особо охраняемых местах, которые будут производить высококачественную пчелопродукцию. И на медовой карте Алтая будет помечено, что природные условия на данной пасеке способствуют экологичности продукта. Меда высокого качества в крае сейчас производится не более 5% от всего объема. Но именно он и есть настоящий алтайский мед. 

Кроме этого, было предложение по формированию медоносной базы. Естественных медоносов в крае сейчас недостаточно. И те пчеловоды, которые в этом году имели площади с сеяной травой, собрали меда больше. Поэтому мы считаем, что вокруг стационарных пасек необходимо выделить гектар земли, на которой пчеловоды могли бы подсеивать траву. Для этого через АКЗС нужно принять документ о признании пасек в лесах таежной зоны минизаказниками. После чего провести изменение категории пользования земли и заключить договор субаренды между ее владельцем и пчеловодом. Но для хозяина пасеки это должно быть бесплатным, потому что он работает на государственно значимом предприятии. 

Что касается системы обучения пчеловодов, то мы обозначили свое желание создать Лесную школу пчеловодства Алтайского края. Суть проекта в том, что ученики будут в течение сезона жить на пасеке и на практике осваивать дело. Если сможем выпускать хотя бы 15 человек в год, будет прекрасно. Похожая система обучения действует в Башкирии. Эта школа обязательно должна быть бесплатной, иначе она быстро закроется в связи нерентабельностью.  

Также мы предложили ввести обязательную сертификацию меда, вывозимого за пределы края. Перекупщики из соседних территорий должны будут предоставить в сертифицирующий орган копии санитарных паспортов пасек, с которых они везут мед. Это позволит защитить брэнд. 

Еще я поднял вопрос о воссоздании в крае центра по пчеловодству в форме КГУ, который бы осуществлял управление отраслью: развивал научный потенциал, искал точки роста и поддерживал инновационную деятельность. Союз пчеловодов совместно ГУСХ, в котором выделили всего одного специалиста, не смогут полностью решить существующие проблемы. В ГУСХ сегодня в приоритете животноводство. Оно за него отчитывается и пред губернатором и перед Москвой. Хотя на самом деле растениеводство, животноводство, пчеловодство взаимозависимы. Эта связка является своеобразным медовым конвейером, и он должен работать слаженно. 

- Какой у вас любимый мед? 

- Разнотравье. Он насыщен различными компонентами, травами. И отличается своими вкусовыми качествами. 

- Как отличить настоящий мед от подделки? 

- Лабораторными испытаниями. Я вообще-то такие советы не даю. Я как-то раз был гостем на радио "Серебряный дождь", целый час в эфире на вопросы отвечал и этот мне тоже задавали, конечно. Некоторые рассказывают, что для определения качества меда используют химический карандаш, кто-то крутит палочку, кто-то смотрит на свет на крупинки. Но я таких способов не знаю. А как профессионал, конечно, отличу. По-моему самое правильное решение в данном случае, это покупать мед у пчеловода, которому доверяешь, или в специализированных магазинах. Но не у уличных торговцев или на трассе. 

 - Что бы вы хотели изменить в Барнауле? 

- Я бы хотел, чтобы водители стали более вежливыми на дорогах. У нас очень агрессивно водят. Я и сам сторонник быстрой езды, но "рваная" езда мне не нравится. Пусть будут взаимовежливыми пешеходы и водители. 

- У вас есть домашнее животное? 

- Нет, потому что в 30 лет у меня вдруг появилась аллергия на шерсть. Хотя до этого времени всегда держал и кошек и собак. 

 Справка 

Константин Сергеевич Владимирский родился в Барнауле 20 октября 1969 года. Имеет высшее юридическое образование. Сейчас обучается в академии госслужбы. Работал в различных коммерческих структурах. Последние 10 лет заместителем директора предприятия "Мед Алтая". Не женат. Воспитывает сына.

В качестве хобби называет рыбалку. "Количество пойманной рыбы меня не интересует, и на что ее ловить тоже не особенно важно, главное - процесс. Я таким образом отдыхаю, отвлекаюсь от всего. Рыбалка для меня, как для кого-то йога или медитация", - говорит он.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость