Как сообщили затем "Ведомости" со ссылкой на источник в администрации президента, в Кремле действительно есть желание продолжить укрупнение регионов, приостановленное из-за кризиса и отчасти из-за сопротивления местных элит.
По данным сайта "Новости Горного Алтая", в стане республиканских "единороссов" заявление одного из лидеров партии вызвало сильное раздражение, о своем недовольстве партийцы проинформировали и центральное руководство, и администрацию президента.
Заявление Грызлова стали активно использовать оппозиционные партии, участвующие в выборах депутатов Госсобрания. "Эсеры" заявили, что категорически против "инициативы "Единой России" об объединении Республики Алтай с другим регионом" и считают ее антинародной. Региональное отделение партии объявило сбор подписей жителей Республики против объединения регионов и подало заявку на проведение митинга против объединения Республики Алтай с Алтайским краем. К участию в акции "справедливороссы" пригласили КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", общественные организации и даже несогласных с мнением центра членов "Единой России". Общественная палата Республики Алтай также выступила против идеи объединения регионов.
Однако уже на следующий день после заявления о необходимости ликвидации дотационных регионов Грызлов стал "уточнять свою позицию". Уточненная позиция выглядит так, что он предложил не объединить экономически слабые регионы, а "сделать в течение 10 лет все регионы самодостаточными".
Глава Республики Алтай Александр Бердников заверил, что "на статус нашего субъекта никто не покушается". Бердников также призвал "не политизировать этот вопрос", и не "искать для себя дивиденды, используя статус защитников Республики".
По мнению ряда экспертов, заявление Грызлова не было случайным или непродуманным, однако связано оно не столько с регионами Зауралья, сколько с Северным Кавказом, объединенном в рамках нового федерального округа. Часть экспертов считают, что "административно-территориальное" заявление спикера Госдумы является его личной инициативой, причем очень неудачной.
Политолог Александр Кынев высказал altapress.ru свое мнение о реалистичности и целесообразности объединения регионов.
Александр Кынев,
руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики:
Тема объединения регионов сегодня абсолютно неактуальна, и заявления на эту тему отдельных товарищей, на мой взгляд, свидетельствуют о полном непонимании того, что происходит в стране и в мире. Ничего, кроме недоумения, у специалистов такие заявления не вызывают. Это слабо напоминает выступление человека, занимающего крупный государственный пост. Это похоже на безответственное заявление какого-то популиста, и выглядит это, по меньшей мере, странно.
Сама по себе идея абсурдна. Объединение регионов крайне экономически затратно и абсолютно не решает никаких имеющихся проблем. На сегодняшний день дотационными являются почти все регионы России – тогда что, у нас два региона в стране нужно оставить? Это смешно. Поэтому идея объединения на основе этого критерия не выдерживает никакой критики.
Территориальное деление во всем мире основывается не на показателях бюджетной отчетности, а на исторических факторах, составе населения, системе социокультурных связей, естественно-географических границах, и т.д. То есть в этом смысле оно отражает специфику местных сообществ, внутренние взаимосвязи. А бюджеты здесь абсолютно ни при чем. Они могут меняться в разные исторические периоды. Регионы, сегодня успешные, завтра могут оказаться бедными, потому что они исчерпают свои ресурсы, и им не на что будет развиваться, и наоборот, регионы, которые сегодня считаются депрессивными, завтра могут оказаться локомотивами развития.
Те укрупнения, которые уже прошли в 2000-е в сложносоставных регионах, по сути, ни к чему не привели, никакого позитивного эффекта это не дало. Получился полный пшик: территории, утратившие статус субъектов, все равно остались неким специфическим образованием, и получилось помимо субъектов и муниципалитетов еще нечто среднее, ни то, ни другое, причем в каждом случае с разным статусом. В итоге асимметричность регионов усилилась: появились такие структуры, которых вообще нет в Конституции. Вместо одной асимметричности, относительно урегулированной в плане прав и полномочий, мы получили нечто, которое определяется в каждом случае сугубо элитными договоренностями, получили систему предельно непрозрачную, закрытую, в которой очень сложно понять, что происходит на местах. То есть поменяли шило на мыло.
И Медведев в 2009 году говорил о неактуальности укрупнения регионов, заявляли об этом и отдельные полпреды. Видимо, просто говорить совсем уж не о чем, видимо, это все, что способна родить "гора" под названием "Единая Россия". Большая гора родила писклявую и смешную мышку. Такое ощущение, что они сами не очень поняли, зачем они это заявили. Это свидетельствует о полной идейной нищете и полном непонимании, того, куда и как двигаться стране. Иначе объяснить подобные выступления я не могу.
Это попытка отвлечь внимание от реально существующих проблем, социально-экономических, инфраструктурных, переключить внимание на второстепенные вещи, которые способны только отвлечь гигантские ресурсы на реализацию откровенно вредных идей, вызвать новые конфликты, спровоцировать нестабильность в целом ряде территорий.
Что касается ситуации на Алтае, то чрезмерное будирование этой темы "под парламентские выборы" в Республике Алтай, - это просто медвежья услуга господина Грызлова региональному отделению партии. Совершенно очевидно, что идея объединения с краем в Республике непопулярна. Против этого неоднократно выступала местная общественность, представители национального движения. Много борцов с этой идеей находится в списках оппозиции.
Я думаю, что акцентирование внимания на этом вопросе в сочетании с переназначением Бердникова способно только повредить республиканским "единороссам". Я убежден, что и "эсеры", и коммунисты активно продолжат эту тему поднимать и в своих интересах использовать. Оппозиция в данном случае делает все правильно.
А вообще, думаю, на эту тему поговорят и снова забудут, как в прошлый раз.
Справка
Уже состоялось объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Камчатской области и Корякского
автономного округа, Красноярского края и входящих в его состав автономных округов, Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
По данным "Ведомостей", в последнем опубликованном рейтинге дотационных регионов, составленном Минрегионом по итогам 2006 года, в России насчитывалось лишь 16 не дотационных регионов - они
имели в консолидированных доходах своих бюджетов менее 10% федеральных средств.
Самое важное - в нашем Telegram-канале