Несмотря на то что сотовые компании еще не подвели финансовые итоги за 2009 год, о некоторых его достижениях и потерях они уже смогли рассказать. Основные тренды истекшего периода были намечены еще в 2008 году. Тогда операторы заявляли о намерениях построить сети третьего поколения и развивать мобильный Интернет, а также расширять собственную розницу. Кризис внес свои корректировки.
Цены подросли
Сергей Абрамов,
директор алтайского отделения Сибирского филиала "МегаФон":
В начале 2009 года на рынке наблюдался определенный спад потребления услуг связи, так как тарифные планы многих операторов перестали соответствовать потребностям и ожиданиям массового рынка.
По данным филиала, в этот период ARPU (средние расходы на связь одного абонента в месяц. — Прим. "ВД") снизился на 10%.
При этом цены на услуги сотовой связи в течение года росли, хотя и не очень существенно.
Марина Коробкова,
аналитик ComNews Research (Москва):
Общие тенденции рынка сводятся к тому, что в 2009 году тарифы были ниже, чем в 2008 году. Однако наблюдался незначительный поквартальный рост цен. APPM — средняя стоимость минуты разговоров в России — в течение года увеличилась примерно на 10–12%. Несмотря на это, показатели 2009 года все равно самые низкие за последние пять лет.
Абонентская база сотовых компаний продолжала увеличиваться. По словам Сергея Абрамова, ее общий рост в крае составил 2%, что меньше, чем в прошлом году. "Сеть "МегаФон" показала наиболее быстрые темпы роста — 20% (плюс 65 тыс. абонентов), в то время как некоторые другие игроки рынка вообще продемонстрировали отрицательный прирост числа абонентов", — утверждает он. Эти цифры косвенно подтверждаются результатами исследования аналитического агентства J'son & Partners Consulting (Москва). По данным компании, "МегаФон" в прошедшем году по темпам роста абонентской базы (16%) занял второе место в России. Его опередил только Tele2 — 37,1%.
В отделе маркетинга "Алтайсвязи" сообщили, что прирост абонентов компании в 2009 году составил 45%. Количество абонентов "Скай Линка" в крае увеличилось более чем на 20%. "ВымпелКом" (брэнд "Билайн") и "МТС" информацию об изменении числа абонентов не предоставили.
Фантастические темпы
По данным операторов, услуги мобильного Интернета в крае в ушедшем году развивались очень динамично. Это связано с запуском в эксплуатацию сетей 3G. По данным "ВД", наиболее обширная сеть в настоящее время построена в крае у "МТС". Она закрывает практически весь Барнаул, за исключением поселка Солнечная Поляна и части города в районе пересечения Павловского тракта и ул. Малахова. Но и в этих районах сейчас ведется строительство сети.
Сергей Бондин,
директор филиала "МТС" в Алтайском крае:
По сравнению с летом прошлого года объем потребления трафика в Алтайском крае вырос в 10 раз. С момента ввода в эксплуатацию в августе 2009 года первого фрагмента сети 3G, который почти полностью покрывал три центральных района Барнаула, объем потребления трафика удваивался ежемесячно. Это фантастические темпы роста. Они говорят о том, что по крайней мере в Барнауле данная услуга чрезвычайно востребована. В июле 2009 года мы продали несколько десятков 3G-модемов, а в декабре — более 5 тыс. За счет этого существенно растет наша абонентская база. Уверен, что со временем развитая сеть 3G позволит заметно увеличить нашу долю на рынке края.
В "Скай Линке" сообщили, что объем потребления трафика в регионе в сети оператора за прошедший год вырос более чем на 60%. "Алтайсвязь", несмотря на отсутствие сети 3G, тоже констатировала увеличение данного показателя на 50%.
В 2010 году операторы намерены вести активное строительство сети третьего поколения.
Сергей Абрамов,
директор алтайского отделения Сибирского филиала "МегаФон":
До конца года "МегаФон" планирует запустить полномасштабную сеть 3G как в столице региона, так и во многих городах края: Бийске, Алейске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Павловске. Мы стараемся уделять внимание именно таким городам, где беспроводной мобильный Интернет для жителей часто является единственным способом выхода в сеть.
"МТС" также собирается в этом году предложить 3G жителям Бийска, Славгорода и Рубцовска. А количество базовых станций в Барнауле увеличить как минимум вдвое. В Барнаульском филиале "ВымпелКом" о планах компании не сообщили.
Бизнес экономил
Цифр, демонстрирующих изменения в корпоративном секторе в 2009 году, операторы связи практически не предоставили. В течение года "ВД" регулярно опрашивало алтайские предприятия о динамике расходов на связь, и практически все констатировали их сокращение.
Лидия Сухачева,
начальник отдела маркетинга и рекламы компании "Алтайсвязь":
На предприятиях идет сокращение людей, а следовательно — и служебных sim-карт, что ведет к уменьшению корпорации. Конкуренция между операторами сотовой связи в корпоративном сегменте всегда была серьезной, в последнее время можно говорить о ее обострении. В первую очередь это связано с кризисом.
Некоторые операторы заявляют о том, что в 2009 году многие бизнес-клиенты охотно меняли поставщика услуг связи.
Сергей Абрамов,
директор алтайского отделения Сибирского филиала "МегаФон":
Корпоративный сегмент сети "МегаФон" в Алтайском крае в 2009 году рос значительно быстрее массового и во многом благодаря корпоративным заказчикам, которые не смогли найти подходящих предложений у своих старых операторов. К тому же в начале 2009 года многие компании просто прекратили компенсировать затраты своим сотрудникам, что сильно повлияло на изменения на этом рынке. В конце 2009 года число корпоративных клиентов в нашей сети по сравнению с концом 2008 года выросло в три раза.
Эта же тенденция, по словам Лидии Сухачевой, наблюдалась и в "Алтайсвязи".
Все операторы оптимизировали свои тарифные линейки. Например, "МТС" и "Билайн" сократили число корпоративных тарифных планов до трех, что, по замыслу компаний, должно упростить выбор наиболее оптимального. Кроме того, "ВымпелКом" предложил алтайским бизнес-клиентам комплекс услуг мобильной и проводной связи. А голосовое общение в сотовой и фиксированной сетях предоставил по единым тарифам.
Андрей Семенов,
директор Барнаульского филиала "ВымпелКом":
Корпоративный сегмент сегодня заинтересован не столько в голосе, сколько в создании высокопроизводительных систем управления бизнесом, а это невозможно без широкополосного доступа. Поэтому мы организуем для клиентов все виды виртуальных частных сетей с использованием как традиционных, так и IP-технологий.
SMS востребованы
Среди частных абонентов, по данным операторов, наибольшей популярностью пользовались три типа тарифов: с посекундной тарификацией, с регрессной стоимостью минуты разговора и подразумевающие пакеты услуг. Например, у "Билайна" это тарифы "Все включено" (пакетный) и "Посекундный", у "МегаФона" — "Арифметика" (со второй минуты стоимость минуты 1 копейка) и "Секунда". В "МТС" отмечают такие тарифные планы, как "Супер ноль" с выгодной стоимостью разговоров внутри сети, "Длинные разговоры" с убывающей ценой минуты и др. В "Алтайсвязи" востребованным был пакетный тарифный план "Коктейль".
Среди дополнительных услуг традиционно наиболее популярными были SMS-сообщения. А также различные опции, позволяющие экономить на Интернете.
Сергей Абрамов,
директор алтайского отделения Сибирского филиала "МегаФон":
SMS в составе выручки компании "МегаФон" от предоставления услуг VAS (неголосовые услуги. — Прим. "ВД") занимают около 45%, услуга передачи данных приносит компании около 20% от выручки VAS. Доля же самой VAS в составе общей выручки компании — 25%. Поэтому в 2009 году абоненты часто подключали различные опции, позволяющие экономить на SMS и GPRS: это опции "Безлимитные SMS", "Безлимитный Интернет" и другие.
В других компаниях также подтвердили наличие этой тенденции.
Справка
В 2009 году операторы "большой тройки" активно развивали монобрэндовую розницу.
В "МегаФоне" сообщили, что за год компания открыла в крае более 30 салонов связи. "МТС" увеличил количество подобных торговых точек в регионе в четыре раза. По данным на октябрь 2009 года, магазинов-салонов "МТС" в крае было более 40. "ВымпелКом" также развивал розничное направление, но количество работающих брэндированных торговых точек в компании не называют.
Салоны операторов связи предоставляют абонентам весь спектр услуг — подключение к сети, консультации, оплата услуг связи. А также реализуют телефоны и другое оборудование под брэндами операторов. В 2010 году "большая тройка" намерена продолжать расширять сеть своих салонов. По данным "МТС", ARPU абонентов, подключенных в салонах оператора, на 20% выше, чем у абонентов, подключенных независимым ритейлом.
Самое важное - в нашем Telegram-канале