Ванкувер
– Олимпийский комитет России уполномочил только одну компанию заниматься организацией чартеров – "Олимпийскую панораму". Первый самолет с болельщиками улетел из Москвы в Ванкувер 10 февраля, а вернулся 20-го, второй улетел 20-го, а вернулся 1 марта. Билет туда-обратно стоил 75 тысяч рублей. Нас это не устраивало. Мы полетели на две недели через Торонто, истратили на билеты втрое меньше.
Подозреваю, что на тех чартерах летели не болельщики, а околоспортивные деятели. На Играх они присутствовали в большом количестве. Отличить спортивного функционера от болельщика было просто: первый одет в аляпистую красно-белую форму Bosco, второй – в хоккейную майку.
Ванкувер – это не Пекин и не Турин. Лететь далеко, да и канадцы давали визу не всем. Может, поэтому Олимпиада превратилась в мероприятие для избранных. Гостиницы стоили бешеных денег. Но болельщики приехали! Среди нас были ребята из крупных хоккейных центров – Череповца, Казани и т. д. Нам повезло – мы жили бесплатно на квартире у своих друзей. Многие устроились так же, и поездки получились вполне бюджетными.
"Русский дом"
– Он находился в самом центре Ванкувера. По идее, туда должны были приходить болельщики, чтобы пообщаться друг с другом, посидеть в кафе, повстречаться со спортсменами. Так было везде: мы побывали в "Швейцарском доме", в голландском. Только в "Русском доме" действовала пропускная система, а по вечерам выступали артисты.
Еще больше меня поразили автомобили "Ауди" Q7 с Чебурашкой и символикой Bosco на борту, завезенные в Ванкувер в большом количестве. На них ездили наши чиновники и вип-персоны. Мы переплюнули даже Международный олимпийский комитет, который ездил на "Шевроле"!
Провал
– В Канаде считают, что Россия заняла пятое место. И ничего удивительного не произошло – на последних зимних Играх мы так и выступали. Потеряли два-три "золота" в фигурном катании. Но ведь понятно почему. Возник проект "Ледниковый период", люди погнались за деньгами, ушли из большого спорта. Плющенко тому пример. Плюс к этому россиян в последнее время чаще других уличали в допинге. Группа спортсменов в лыжах и биатлоне была дисквалифицирована.
Олимпийский хоккейный турнир мы тоже не выигрывали давно – с Альбервиля. В день матча с Канадой я вышел на улицу и почувствовал: наши проиграют. В воздухе витала атмосфера сплошных побед канадцев. Мы уступили психологически. То, что почувствовал я, возможно, почувствовали хоккеисты. А именно – сумасшедший настрой Канады!
После игры канадцы подходили к нам и успокаивали: "Сорри…" Я спросил, долго ли они после Турина зализывали раны, поливали ли хоккеистов грязью? Нам ответили, что у них принято признавать поражения и забывать о них. Может, поэтому там, в Ванкувере, ощущения, что мы летим в пропасть, не было. Проиграли, значит, проиграли. Спорт есть спорт. Я не видел, чтобы кто-то из других стран оценивал выступление России как дикий провал.
Отставки
– Уйдут одни чиновники, придут другие – ничего не изменится. Проблемы глубже. Они в нашей экономике, в мировоззрении. Россия не входит в пятерку лучших стран по очень многим показателям.
Но нам никто не мешает повернуться лицом к спорту, вспомнить те времена, когда в каждом дворе были хоккейные коробки. Канада поражает количеством спортивных объектов! Все идет к тому, что они скоро будут обыгрывать нас в футбол, – столько там зеленых полей. А в каждом микрорайоне есть что-то вроде наших советских комнат школьников, только с бассейнами, теннисными кортами, залами для игровых видов спорта. И все это – free, то есть бесплатно.
Я не пессимист. Но мой прогноз по поводу выступления в Сочи такой: намного лучше не будет. Подготовить сборную за четыре года сложно. Я не горю желанием попасть на Олимпиаду в Сочи. Я был в этом городе, знаю его публику и понимаю, почему россияне выбирают для отдыха другие места.
Самое важное - в нашем Telegram-канале