Наталья Кунгурова,
заведующая отделом археологии НПЦ "Наследие":
Это была рядовая инспекторская поездка по памятникам археологии. Приехав в село Фирсово Первомайского района, мы обомлели. Нашему взору открылся котлован, в который было установлено водопроводное устройство с трубой. От него шла траншея. Всё это привязывалось к водопроводной системе села. Мы увидели множество разбросанных человеческих костей, черепов с волосами и остатками не разложившейся до конца трупной органики. Захоронения в гробах, предположительно конца XIX– 50-х годов ХХ века, плотно размещаются ярусами друг над другом. Старые захоронения были произведены по старорусскому обряду. В них находились горшки с углем.
По словам сельчан, которые просили не записывать их фамилии, раньше на этой территории располагалось сельское кладбище.
Ранее на этом месте была установлена водопроводная башня. траншеи были привязаны к ней. Когда мы стали говорить о недопустимости подобного землеустроителям, чиновникам совхоза "Санниковский" и администрации Первомайского района, нас одёрнули: "Разве это ваше дело?".
Быть не должно!
26 мая корреспонденты газеты "Маркер Экспресс" связались с главой Санниковского сельсовета Владимиром Молофеевым и попросили разъяснить ситуацию. Он был весьма удивлён вопросом и сказал, что прежде надо съездить на место.
– Работы ведутся в зоне старого водопровода, и никакого кладбища там не должно быть, – чуть растерянно заметил Молофеев.
Землеустроитель Санниковского сельсовета Олег Мозговых тоже не был готов к вопросу: "Сейчас посмотрим всё на месте, после перезвоните", – последовал ответ на наши расспросы.
Но когда мы ему перезвонили чуть позже, Олег Николаевич ответил кратко: "Все вопросы – к главе района".
Завотделом по земельным отношениям и недвижимости администрации Первомайского района также отказался что-либо комментировать без разрешения главы.
В списках не значится…
27 мая глава Санниковского сельсовета дал свои пояснения.
Владимир Молофееев,
глава Санниковского сельсовета:
Я вызвал опергруппу, кости взяли на экспертизу. Старая водонапорная башня стоит с 1978 года. Все акты на неё были. Сейчас мы вместо неё ставим большую по размеру, потому что потребность в воде увеличивается. И когда начали готовить под неё фундамент, то в земле оказалось вот что… Кости расположены и на 30 сантиметров под поверхностью, и друг над другом – по-разному.
При этом согласно документам кладбища нигде не было. Поднимали топографические карты, разговаривали с пожилыми людьми – старое кладбище было в стороне, а новое открыто в 1950 году. Но на этом месте не было никаких захоронений. Это старый земельный участок, отведённый под водозабор. Фундамент для второй башни копали рядом, на той же территории.
Ранее мы объезжали территорию со специалистами центра "Наследие", и они указывали на расположение древних захоронений. После все такие участки были внесены в генплан, чтобы на них не велось строительства. Участок, о котором идёт речь, нигде не был отмечен.
Начальник участка № 4 ООО "Алтайская электрическая сетевая компания, филиал Первомайский" Владимир Мазин в телефонном разговоре с сотрудниками НПЦ "Наследие" тоже заметил, что, по документам, кладбища на этом месте не значится.
Денежный вопрос
Наталья Кунгурова,
заведующая отделом археологии НПЦ "Наследие":
По словам Владимира Мазина, водопровод прокладывает компания, которой были выданы все технические условия. А в 2002 году при выделении земельного участка документы были подписаны всеми, начиная от ветврача и заканчивая главным врачом СЭС. Первая скважина была пробурена еще в 1977 году.
Землеустроитель Олег Мозговых в разговоре 28 мая тоже стал говорить о том, что это какое-то стихийное захоронение, и предположил, что это может быть захоронение времён Гражданской войны, когда бушевали банды.
Мозговых высказал идею собрать и перезахоронить останки. То, что водопровод будет проходить рядом с костями и полуразложившимися остатками органики, его, похоже, не смутило.
Услышав, что часть захоронений содержала русские горшки, а сами люди похоронены в дощатых гробах и долбленых колодах, Олег Николаевич свернул разговор: "У нас на картах ничего нет. Вы что, хотите оставить деревню без воды?! Это единственный источник воды в населённом пункте. Пробурить новую скважину будет стоить один миллион рублей".
28 мая мы связались с главой Первомайского района Павлом Ефремовым. Он сообщил, что в четверг на место для проведения экспертизы выехали представители СЭС и следственного комитета. Своё заключение они вынесут на текущей неделе. До этого момента все работы по устройству водонапорной башни приостановлены. Мы будем следить за развитием событий.
Самое важное - в нашем Telegram-канале