Дмитрий Орешкин,
директор аналитического центра "Меркатор", политолог (Москва):
Оба хотят быть президентами. Это очевидно. Например, Медведев заявляет о таких ценностях, как модернизация, которые за два года не решаются. Он хотел бы остаться президентом. И Путин тоже хотел бы остаться. Очевидно, что есть конкуренция между ними. Тандем распадается, он перестает существовать. Никогда вы не увидите Медведева и Путина вдвоем по телевидению. Мы наблюдаем последовательное выступление в телевизионных СМИ.
Когда Путин уезжает из страны, Медведев резко выступает в адрес правительства. При действующем в стране премьере Медведев такое не говорит.
Телевизионные СМИ знают, что как только по ТВ показали Путина, тут же звонят и просят – немедленно восстановите баланс. Это очевидные признаки конкуренции. Пока об этом не принято говорить. Последний пример – обращение друг к другу на "ты" и "вы", которое Путин продемонстрировал во Франции.
Путин долго строил бюрократическую вертикаль. Грызлов говорил, что за 10 лет количество бюрократов выросло на миллион. А Медведев сейчас говорит, что нам надо бюрократию сократить на 20%, во что верится с трудом. Потому что бюрократия является базовой опорой путинского режима, который существует.
Мне очевидно, что есть конкуренция между вождями. Элиты готовы принять того и другого. И принципиальной разницы, кто победит на выборах, нет.
Я думаю, что 75% избирателей на будущих выборах проголосуют за Путина, ну и 25% останется Медведеву. Никого рядом другого и близко нет. Нам предлагают выбор между двумя блюдами, сколько бы мы ни просили дать другое меню.
Идет внутренняя вялая борьба за административные ресурсы между двумя лидерами.
С моей точки зрения было бы лучше, чтобы в рамках тандема победил Медведев, но он все равно будет рабать в той самой рамке, которая уже создана Путиным. Это своего рода социально-политическая инфраструктура. Это то, на чем ехать в модернизацию.
Инфраструктура так устроена у нас в стране, что по ней трудно возить что-либо эффективное. Сама по себе политическая инфраструктура или институты, которыми мы пользуемся, они остаются путинскими. От того, кто будет наверху, зависит выбор лозунгов или выбор ценностей. Вопрос только в инструментарии. Можно долго спорить, кто лучше: Медведев или Путин. Но важнее, чем они будут пользоваться, какими инструментами, какой инфраструктурой.
Есть реальная страна, в которой мы живем и которая деградирует. Нас многое не устраивает, но мы послать сигнал не можем, так как выборы в России организованы таким образом, что за нас голосует кто-то, но не мы сами.
Самое важное - в нашем Telegram-канале