Политика

Стратегия развития Алтайского края: "Идем вперед, а счастья нет"

На XVII международной научно-практической конференции "Модернизация России и гражданское общество", которая прошла в Барнауле 19-20 июня, обсуждали стратегию развития Алтайского края. Altapress.ru публикует доклад председателя правления Алтайской краевой общественной организации "Алтай 2020: сценарии развития" Сергея Андреева и развернувшуюся вокруг него дискуссию.

Георгий Сатаров, Сергей Андреев и Владимир Рыжков на семинаре Школы публичной политики
Георгий Сатаров, Сергей Андреев и Владимир Рыжков на семинаре Школы публичной политики
Оксана Силантьева

Сергей Андреев:

Речь пойдет не о модернизации, а о стратегии развития региона и о точках приложения сил для ее реализации.

Остановимся на некоторых аспектах стратегии, чтобы понять, есть ли в регионе люди, которые могут ее реализовать.

Нашей стратегии, принятой администрацией края в 2007 году, два с половиной года. Есть потребность посмотреть, что с ней происходит.

Согласно стратегии, к 2025 году край должен стать глобальным центром здоровья культуры и отдыха, регионом, обеспечивающим мировой уровень и стандарты качества жизни, обладающий эффективной аграрной промышленностью, научным и инновационным потенциалом. Это красивая картинка.

Стратегия развития края предполагает сценарный подход. В принятой стратегии есть три сценария: инерционный, инвестиционный и инновационно-активный.

Инерционный– это продолжение того, что есть, без активизации власти и общества, реализуются только уже начатые проекты, увеличивается доля импорта, постепенно уменьшаются федеральные дотации и т.д.

Инвестиционный сценарий – в регион активно привлекаются инвестиции, увеличиваются доходы регионального бюджета, но регион все еще сильно зависит от федеральных дотаций, формирование среднего класса происходит не очень быстро.

И инновационный сценарий, который и смог бы привести к позитивной картине. Достижение этой цели разбито на три этапа. Начало первого – в 2008 году, окончание – в 2012-м, то есть мы сейчас находимся примерно в середине первого этапа и должны понять, идем ли по заданному вектору, или нет.

Первый этаппредполагал комплексную модернизацию социальной инфраструктуры, создание институционально среды инновационной экономики, реализацию масштабных проектов по развитию производственной инфраструктуры, повышение эффективности стратегических отраслей экономики и реформу государственного управления. Второй этап предполагает формирование конкурентоспособных центров, создание научно-исследовательской базы, формирование международных транспортных коридоров и др. 

По какому из этих трех сценариев мы движемся? Что может стать движущей силой движения по самому позитивному сценарию?..

В 2007 году в крае было 1 млн 199 тысяч трудоспособного населения, из них 845 тысяч работали в сфере экономики, 400 тысяч (почти 50% занятых в сфере экономики) – в сфере малого и среднего бизнеса, который дает почти 48% оборота всех предприятий края. В 2008 году это было почти 35% общей суммы налоговых поступлений в бюджет, а в 2009 году, когда крупные предприятия "просели", малый и средний бизнес стал давать 44%. Согласно стратегии, к 2017 году малый и средний бизнес должен включать в себя 45% занятого населения и составлять около 60% ВРП. Мы стремительно движемся в этом направлении, а счастья, как говорится, нет…

Если стратегия развития края не станет частью жизни малого и среднего бизнеса и активного населения, шансов на ее реализацию немного. Есть удачные примеры – в селе Знаменка в Славгородском районе граждане – жители села вместе с местной властью и бизнесом, -  с привлечением научного потенциала Новосибирского архитектурного института сами написали стратегию развития села. Они говорят так: не дадут нам денег – не страшно, мы все равно будем ее реализовывать, привлекать инвесторов.

С нашей же стратегией развития края ничего не происходит. Даже на сайте администрации края стратегии нет. Она есть на сайте Главного управления экономики и инвестиций, очень далеко, и найти ее можно, только если очень постараться. Подавляющему большинству населения края о ней ничего неизвестно, - что в ней написано и к чему мы идем.

Если мы хотим позитивного будущего, в котором хочется жить, мы должны говорить об этой стратегии и вовлекать в этот процесс молодежь, чтобы она оставалась, не уезжала, чтобы она принимала активное участие в создании того края, в котором она сама хотела бы жить. Молодежь не видит, как себя здесь реализовать, и ищет, где лучше.

Для развития бренда края вовне, за пределами региона, уже что-то делается. Но этот образ сегодняшнего дня, а не образ будущего. И если мы хотим, чтобы он был реализован, мы должны принимать в этом самое активное участие.

Необходим ряд экономических мер – если не будет системной работы по анализу мировых рынков, не будет работы со стороны власти по продвижению нашей продукции на межрегиональные и международные рынки, то будут очень большие проблемы. Необходимо также образование финансовой и банковской системы, которая позволила бы малому и среднему бизнесу работать. Сейчас условия кредитования малого и среднего бизнеса – примерно от 17,5 до 20%. Ни один нормальный бизнесмен не будет брать под такие проценты деньги для развития своего дела. Для сравнения – ставки кредитов в Европе: от 2% в Австрии до почти 4% в Испании, средняя ставка по Евросоюзу – 3,62%.

Самая главная проблема – это проблема человеческого капитала: то, что производят наши вузы, неконкурентоспособно и экономикой не востребовано. 26% выпускников не устраиваются по специальности – это только по официальным данным, а в реальности это около 50%. В муниципальных образованиях нет никаких стимулов, чтобы развиваться, они сидят на дотациях. Необходима доработка стратегии до уровня муниципального планирования. В стратегии, принятой в 2007 году, вообще отсутствует Барнаул, а это 50% экономики и четвертая часть населения края. Необходимы управленческие меры: В структуре администрации края нужно создать блок развития, по ключевым направлениям создавать рабочие группы с участием бизнеса, которые будут определять, что можно сделать в том или ином направлении и кто это будет делать. Мы должны привлекать лучших консультантов мирового уровня.

Нужна  новая парадигма отношений бизнеса, власти и общества. "Мы" и "они" – это тезис противостояния, в котором один выигрывает, а другой проигрывает. Общество, бизнес и власть должны работать совместно для достижения общих целей.

На данный момент нет консенсуса с властью в понимании того, куда и как двигаться. Когда будет этот консенсус, то PR-стратегии нового позитивного будущего появятся. Труднее выходить на трибуну и врать, что мы идем к светлому будущему.

Константин Емешин:

Когда власть разрабатывает стратегию, то она это делает не для нас с вами, не для края, а для чиновников Минрегионразвития. Мы пытались "вклиниться" в эту стратегию, но нам сказали – "не лезьте, не мешайте, край дотационный, а если вы хотите разрабатывать свою, то разрабатывайте". Я предлагаю более широкую площадку для обсуждения, привлечем бизнес, чтобы со всех сторон рассмотреть все дискуссионные моменты этой стратегии. А власть ориентирована "наверх", на губернатора. Поэтому нужно вовлекать широкий круг людей.

Елена Клюшникова:

Елена Клюшникова.
Елена Клюшникова.
Олег Богданов

Как документ эта стратегия отторжения не вызывает. Есть там некоторые несуразности, и я о них уже неоднократно говорила: например, поставлена цель обеспечить 72% населения края качественной питьевой водой. То есть не 100% населения края будут пить нормальную воду, а 72%? Но это осталось не услышанным, цифры остались те же.

Вызывает сомнения вероятность ее реализации, в частности, цифры предполагаемых инвестиций: государственных – на уровне 143 миллиардов рублей, а частных – на уровне 349 миллиардов. Это из области фантастики. Уже сейчас все это начинает пробуксовывать. По поводу поддержки бизнеса определенные шаги делаются. Но субсидированием процентной ставки по кредиту пользуются "аж" 70 предприятий края. При всем том постоянно принимаются решения о повышении налогов.

Алтайский край – бедненький регион, прежде всего в плане оплаты труда, чтобы привлекать квалифицированные кадры, нужно уровень оплаты труда иметь намного выше. В стратегии заложено повышение, но все равно это будет ниже уровня, например, Новосибирской области. Мы неконкурентоспособны в этом плане.

Владимир Рыжков:

Владимир Рыжков
Владимир Рыжков
Олег Богданов

Регионы стремятся иметь свою стратегию, и не только потому. Что этого требует Минрегионразвития. Алтайский край продвинулся дальше, чем многие другие, потому что помимо администрации края в этот процесс активно включились предприниматели и гражданское сообщество. Но общий недостаток этой работы в стране и регионе – недостаток конкретных параметров, индикаторов, по которым можно было бы проверять выполняемость этих программ.

Все материалы конференции.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость