Жизнь

После 20 лет подготовки в Барнауле будет установлен памятник жертвам политических репрессий

Мальчик обнял отца – он не сможет его защитить, не сможет удержать. У отца уже связаны руки, ночью его расстреляют в барнаульском лесу, недалеко от нынешней остановки "Ул. Ломоносова". А мальчик останется и будет стараться жить незаметно, как мышь. Но, возможно, его дети смогут изжить и страх, и сопутствующее ему рабство…

Анатолий Щетинин, владелец арт-галереи Щетининых.
Анатолий Щетинин, владелец арт-галереи Щетининых.
Михаил Хаустов

Рядом с этой скульптурой Прокопия Щетинина люди замолкают и начинают думать: об унижениях и о личной чести, о непобедимости и страхе, о том, от чего нас отделяет всего одно поколение. Сейчас эту скульптуру отливают в бронзе, она станет огромным, величественным памятником жертвам политических репрессий в Барнауле, и мне это кажется одним из самых важных событий в нашей жизни за последние десятилетия.

По подсчетам независимого политика Владимира Рыжкова,которого называют "локомотивом" этого проекта, число пострадавших от государственного террора в Алтайском крае в 1919–1965 годы сопоставимо с числом алтайских фронтовиков, погибших в годы Великой Отечественной (около 200 000 человек). Репрессированные заслуживают места в нашей памяти не меньше, чем те, кто не вернулся с войны. Но чтобы памятник наконец-то появился, потребовалась двадцатилетняя работа энтузиастов и помощь столичных меценатов, которые собрали около 6 миллионов рублей. Сейчас Анатолий Щетинин,сын автора скульптуры, заканчивает доработку памятника на  заводе им. Лихачева в Москве. 4 ноября он будет установлен на площади Свободы.

Владимир Рыжков,
политик, депутат Государственной Думы от Алтая первого – четвертого созывов, председатель движения "Выбор России":

Начало было положено группой студентов и преподавателей Алтайского госуниверситета (включая В. Савинкова, А. Кудинова, К. Русакова, В. Рыжкова), которые весной 1989 года произвели первое вскрытие массовых захоронений алтайских жертв "большого террора", расстрелянных и захороненных в 1937–1938 гг. Безымянные могилы находятся в лесу, на барнаульской горе, близ стен городской тюрьмы. Были обнаружены десятки останков с характерными пулевыми отверстиями у основания черепов. Само место подсказали старики, еще помнившие, куда именно глухими ночами приезжали грузовики со страшным грузом. Позднее на этом месте был установлен памятный крест. В 1991 году властями Барнаула (в частности, мэром краевого центра В. Н. Бавариным) было принято решение о создании памятника жертвам политических репрессий.

1 июля 1996 года в исторической части Барнаула, на площади Свободы, там, где когда-то стоял взорванный в 1930-е годы великолепный Петропавловский собор, по решению администрации города был установлен закладной и памятный камень жертвам политических репрессий. Именно на этом месте власти города и общественность решили установить памятник, именно к этому месту ежегодно в День памяти жертв репрессий 30 октября приходят люди, приносят венки и цветы.

Место для памятника было выбрано и по той причине, что совсем рядом, в подвале здания НКВД на улице Ползунова, и происходили, по воспоминаниям современников, массовые расстрелы незаконно осужденных людей, работал сталинский "конвейер смерти".

Петр Фризен,
вице-мэр Барнаула, на митинге памяти жертв политических репрессий 28 августа 2009 года:

Не сомневайтесь, что здесь будет памятник, и это место должно стать одним из самых красивых мест города.

Дмитрий Медведев,
президент РФ:

Нам нужны такие музейно-мемориальные центры, которые будут передавать память о пережитом из поколения в поколение. Безусловно, должна быть продолжена работа и по поиску мест массовых захоронений, по восстановлению имен погибших, а в случае необходимости – их реабилитации.

Художник Анатолий Щетинин рассказал "Свободному курсу", почему нам всем станет легче, когда в Барнауле появится памятник жертвам политических репрессий.

Анатолий Щетинин, владелец арт-галереи Щетининых.
Анатолий Щетинин, владелец арт-галереи Щетининых.
Михаил Хаустов

– Анатолий Прокопьевич, вы же знаете, что сейчас появилось много разных мнений по поводу того, как должен называться этот памятник. Как он будет называться все-таки?

– 16 лет назад на площади Свободы был заложен камень с надписью: "Здесь будет установлен памятник жертвам политических репрессий". Этот памятник мы сейчас и делаем. Не надо выдумывать какие-то другие названия, размывать или сгущать краски. Краски здесь и так достаточно густые, репрессии хотя бы краешком задели каждую семью.

– Площадь Свободы – подходящее место для этого памятника?

– Место самое идеальное. Я вам даже расскажу такую вещь: там всегда проводилась елка, сначала районная, потом городская, и начиная с 50-го года мы делали там снежные городки. Сначала отец был один, потом я ему начал помогать, потом выросли братья, и мы работали вчетвером, каждый декабрь с шести – восьми  утра до 10–12 вечера. Мы резали огромные пятиметровые снежные скульптуры, и я всегда чувствовал себя на этой площади удивительно хорошо. Недавно я узнал, что до 1930 года там стоял Петропавловский собор, и теперь мне понятно, почему эта площадь для меня так комфортна: церкви ставили только в местах с положительной энергетикой.

Сейчас я думаю так: памятник, в сущности, призван напоминать о тех годах,  когда расстреливали невинных людей и уничтожали храмы, так что он там очень к месту.

– Я думаю, памятник жертвам политических репрессий необходим и для того, чтобы  в нашей стране государство больше никогда не уничтожало своих граждан…

– Вы знаете, один мой дед, который жил здесь, в Сибири, был батраком, а другой, в Подмосковье, считался кулаком, потому что имел хороший дом, двух коров и нескольких овец. В 1939 году они сбежали, потому что ночью к ним пришел человек и сказал: "Ты лучше исчезни, а то…"  Может, предупредить хотел, а может, наоборот, напугать – дом понравился. Вот это – разобщенность, раздор в обществе, друг на друга, брат на брата – самое плохое…

Мне не нравится, когда говорят: "Это может повториться". Это не повторится. Но… Я установил отцу памятник на кладбище – и в тот же день вздохнул. Мне, правда, стало легче. Точно так же здесь: нам всем станет легче, потому что это памятник десяткам тысяч людей.

– Скульптура "Прощание", конечно, вызывает восхищение. Вы можете рассказать ее историю?

– Композицию "Прощание" мой отец показал на краевой выставке 23 года назад. Она всем понравилась, хотя у выставкома были переживания цензурного плана. В те годы многие художники даже соборы писали без крестов, потому что иначе картины не взяли бы на выставку.

Получилось так, что эта работа вышла у отца как-то очень органично. Все это собиралось постепенно, из нескольких десятилетий его творческой деятельности. И вот однажды я захожу в мастерскую – стоит почти готовая вещь. Отец прощается с сыном, ясно, что он будет расстрелян, ясно, что трагедия неизбежна… Единственное, я предложил ему утрировать фигуру сына, показать сломанность поколения – ведь они знали обо всех мерзостях сталинской эпохи и молчали, молчали многие годы. В облике мальчика это тоже есть.

Сейчас, работая над памятником, я почувствовал: какая ответственность! Нас не будет, а памятник останется стоять – сотню лет, две, три… Может быть, это громко прозвучит, но художник берет на себя большую ответственность, чем основная масса людей, тем более если он скульптор.

– Какое воздействие, по-вашему, памятник будет оказывать на людей? Какой реакции вы ждете?

– Я заметил, что рядом с этой работой люди перестают говорить, начинают думать. А это  ведь будет не парковая скульптура, это большой памятник, грамотно спроектированный,  с торжественным подходом, с красивым постаментом. Я надеюсь, к нему будут подъезжать молодожены, и не только те,  в чьих семьях были репрессированные, – все.  Надеюсь, что памятник понравится народу, станет местом преклонения и духовного общения и любимым местом в городе.

Справка

В 1919–1965годах в Алтайском крае только по политическим статьям были репрессированы 45 722человека*, из них осуждены 42 464человека, расстреляны 15 727 человек, 12 348получили по 10и более лет лагерей, еще 9 921человек получил от 5до 9  лет лагерей.

По национальному признаку, а также по другим основаниям были репрессированы еще 107 344человека, проживавших на территории края.

Сильнее всего от террора государства пострадали крестьяне – 10 691человек.

Таким образом, только на Алтае репрессии прошлись по более чем 150 тысячам человек.

В этих данных не учитываются многие репрессированные до 1937года, года основания Алтайского края.  

На Алтае располагалось множество лагерей одного из крупнейших островов "архипелага ГУЛАГ" – Сиблага (одно время даже существовал свой отдельный "остров" – Алтайлаг, строивший железную дорогу Кулунда – Малиновое Озеро).

*По данным краевого архива.

6 миллионов рублей необходимо для изготовления памятника жертвам политических репрессий. Определяющий вклад в сбор необходимой суммы внесли: Фонд Б. Н. Ельцина и его глава Т. Б. Юмашева, банк ВТБ-24 и лично его председатель М. М. Задорнов, фонд "Династия" и его основатель Д. Б. Зимин, М. Д. Прохоров и его благотворительный фонд, Благотворительный резервный фонд А. Е. Лебедева, депутат Государственной Думы от Алтая А. Ф. Кнорр. Часть средств была собрана в виде личных взносов жителями Барнаула и Алтайского края. Авторскую доработку памятника в натуральную величину безвозмездно осуществил сын автора, Анатолий Щетинин, член Союза художников России.

Большую работу по пропаганде идеи установки памятника проделали общество "Устная история" (алтайское отделение общества "Мемориал"), А. Х. Дитц, В. Л. Сосновский и другие. Необходимую политическую и организационную поддержку сооружению памятника оказали губернатор Алтайского края А. Б. Карлин, мэр Барнаула В. Н. Колганов, городская Дума Барнаула, Общественные палаты края и краевого центра.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость