"Самоход" отправляется в поход
Нынешней весной краевой общественной организации "Алтайская федерация автомобильного спорта" (АФАС) удалось наладить контакт с организаторами этого известного приключенческого ралли. Наши автолюбители нашли англоязычный сайт Ассоциации раллистов Великобритании. С помощью онлайн-переводчика рассказали, что в Алтайском крае есть клуб, зарегистрированный в качестве общественной организации, члены которого готовы оказать помощь на безвозмездной основе. В частности, "самоходовцы" объяснили англичанам, что заявленный ими маршрут практически непроходим для указанных автомобилей, назвали причины этого и предложили свой вариант движения, который и получил одобрение британцев. В знак благодарности ретроклубу "Самоход" разрешено пройти российскую часть ралли на правах участника.
Любопытно, что АФАС на сегодняшний день не имеет ни собственной штаб-квартиры, ни постоянного номера телефона. Но у нее есть свой сайт, бухгалтер и идейный лидер — Сергей Поспелов, который методично обзванивает длинный список потенциальных участников, написанный им от руки.
— Сергей Александрович, ретроклуб "Самоход" — лишь одно из направлений, которые вы развиваете в федерации. Но когда создавался АФАС, перед ним стояли совершенно иные цели?
— Изначально в 2003 году АФАС создавался с целью объединить под своим крылом энтузиастов технических видов спорта и поддержать развитие в крае таких направлений, как картинг, рейсинг и пр. На нашем счету много первооткрываний. В свое время мы раскрутили на Алтае соревнования джиперов. Самое первое называлось "Веселая тыква", и в них участвовали шутки ради практически все наши друзья, имевшие полноприводные автомобили. Мы первыми организовали шестиэтапные соревнования по зимнему картингу, сертифицировали ледовую трассу на "Водном мире", где первыми провели гонки "Ледовый рыцарь" и "Автоледи". Вслед за нами подобные трассы появились в Бийске и Новосибирске. Мы первыми проводили ретроралли, ретроавтопробеги, первыми организовали молодежный клуб на базе барнаульского училища № 45 под названием "Дедушкин гараж".
До 2004 года развитие ретронаправления проходило инертно. В крае существовали любители и владельцы раритетов советского автопрома, но все жили самостоятельной жизнью. Бывшие спортсмены-автомобилисты, в числе которых был и я, относились к таким машинам просто как к технике, не беря во внимание ее возраст. Но однажды произошел занимательный случай, который все изменил.
— Что это за случай? В чем его уникальность?
— В 2004 году к нам в руки попал подлинник дневника автомототуристов 1950-х годов. Как выяснилось, один из наших товарищей, болеющий автомобильным спортом с младых ногтей, Алексей Егорычев, оказался племянником знаменитого автомототуриста Евгения Бурца.
Эта информация заинтересовала участников нашего автомобильного братства, и мы решили повторить опыт предшественников. По воле случая у соседа в гараже уже 15 лет стоял старый "Москвич – М407" 1960 года выпуска, мы решили купить его и привести в рабочее состояние. Дальше случилась похожая история: у друга одного из моих приятелей сохранился старый автомобиль ГАЗ-69, потом случайно нашелся еще владелец "Москвича-401", потом еще и еще. И тогда у нас родилась идея повторить пробег 1950-х годов. Мы проехали маршрутом основателей автотуризма по старому Чуйскому тракту и увидели мир совершенно с другой стороны. Небольшие скорости позволяют лучше разглядеть местные достопримечательности, о которых когда-то приходилось читать в литературе, обращать внимание на детали, которые мы раньше и не видели. Во время остановок в разных населенных пунктах к участникам пробега постоянно подходили люди, интересовались моделями, некоторые рассказывали, что похожие авто хранятся у них в гаражах.
Потом к нам стали поступать звонки от старых знакомых, бывших одногруппников, до которых дошли слухи о ретропробегах. Они предлагали включить в сообщество своих друзей — владельцев старинных авто. Постепенно энтузиасты и любители ретротехники вышли из своих гаражей. Сообщество ретроавтомобилистов на Алтае разрасталось как снежный ком.
В 2008 году на участие в ретроралли подали заявки уже 150 экипажей, в том числе из Казахстана, Новосибирска, Кемерова. Сегодня без проблем только в Барнауле можно собрать для участия в ралли 50 автомобилей. Я объясняю это просто: Алтайский край — единственный регион за Уралом, где проводятся подвижные ретроэкспозиции, ретропробеги и ретроралли. В этом "фишка" нашей федерации и далеко не единственная.
— Из всего, что вы рассказали, складывается впечатление, что вы самодостаточные и независимые. Но нуждаетесь ли вы в поддержке? Если да, то в чьей — государства или спонсоров?
— Конечно, мы нуждаемся в поддержке. Мы понимаем, что встали бы на качественно новый уровень, если бы могли где-нибудь регулярно собираться. Только в результате встреч, где обсуждаются и решаются конкретные проблемы, формируется актив. А пока мне приходится всех обзванивать. На сегодняшний день в нашей федерации существует масса материалов и фотографий. Мы много раз пытались решать вопрос с помещением, пока безрезультатно. Но я не отчаиваюсь — любая большая дорога начинается с маленького шага.
Олдтаймеры России
— Участие в ретроралли Пекин–Париж как-то может изменить судьбу АФАС?
— За последние годы на официальных мероприятиях, проводимых в крае, очень много говорилось о событийном туризме. Чиновники называют Белокуриху, Яровое, "Бирюзовую Катунь", и все размышляют: "Как привлечь гостей?" А тут к нам едут представители 22 стран мира, и у всех наблюдается дичайший интерес к предстоящему событию! Вы же понимаете, что только у нас в стране на 90% ретротехникой занимаются люди с достатком ниже среднего, а на Западе это увлечение богатых и состоятельных людей. Это та клиентура, которую просто так в наши края в качестве туристов не затащишь. Так почему бы не воспользоваться замечательным случаем?
С другой стороны, говорить о клубе любителей ретротехники в российской глубинке для европейской аудитории не совсем серьезно. Для них не существует ни советского автопрома, ни олдтаймеров России. Мы хотели показать, что существуем: у нас есть машины такого же класса, есть специалисты, которые в них разбираются. Правда, у нас иная психология владельцев, которые считают, что, потратив деньги на ретроавтомобиль, должны поставить его на божничку. Западные же коллекционеры, наоборот, стараются максимально путешествовать по миру на принадлежащих им раритетных авто и получать от этого удовольствие. Кстати, страховая стоимость некоторых автомобилей, которые будут участвовать в ралли Пекин – Париж, превышает миллион евро.
— Каким образом наши ретроавтомобилисты могут повлиять на мнение искушенных в отдыхе людей и что такого они могут предложить зарубежным миллионерам, чтобы выполнить озвученные выше задачи?
— Цивилизованное участие в ралли — это положительный имидж не только нашего клуба, Алтая, но и всей России. Ведь к нам приедут 105 экипажей и 16 машин сопровождения. Всего в ралли будут участвовать около 250 человек. Мне бы хотелось, чтобы Монголия для них запомнилась отсутствием дорог и холодными ночами. На Алтае, в принципе, их ничем сильно не удивишь — перевалы, горы они видели много раз и у себя на родине. А вот то, что в этом крае живут любители, которые им помогут не за деньги, а из уважения к увлечению старинными машинами, — это обязательно запомнят. Дорога у них будет трудная, и мы знаем, какая им потребуется помощь. Даже просто руки сполоснуть, выпить чаю, посветить фонариком, чтобы отремонтировать машину. Плюс организация постов технической помощи, переводчиков с техническим уклоном. Все эти нюансы и недоработки мы увидели на ралли в 2007 году. На этот раз хотелось бы все проблемы решить заранее. Трасса по территории Алтая разбита на два участка общей протяженностью около 1300 км. На нашей территории иностранные туристы будут находиться всего два дня, двигаясь до этого практически две недели по 10–14 часов. Хотя для богатых это экстремальный вид спорта и они за это платят, но все равно какие-то элементарные моменты в сопровождении надо соблюсти.
Какие автомобили проедут по Алтаю
В ралли Пекин – Париж примут участие автомобили трех классов:
1) "Пионер" (до 1922 года выпуска); 2) "Винтаж" (до 1941 года выпуска); 3) "Классика" (1942–1968 гг. выпуска). Самому старшему автомобилю Itala 40 исполнилось 106 лет, самому молодому — 42 года.
Itala 40 относится к классу "Пионер". Именно на этом автомобиле в 1907 году победителем состязаний Пекин – Париж стал итальянский граф Боргезе. За 60 дней он преодолел 16 тыс. км, а вторая машина финишировала лишь через две недели. Тогда участники пробега собирались доказать преимущество автомобиля над лошадью. Не менее интересный экземпляр — автомобиль La France с объемом двигателя 14 500 куб. см. Это двухместная машина размером с наш ГАЗ-51.
Наряду с ними по дорогам Алтая проедут и такие известные автомобили, как Lancia (1914), Rolls Royce (1921), Vauxhal (1923), Buick (1918), Alfa Romeo (1939), а также "Форды", "Шевроле", "Паккарды", "Бентли", "Крайслеры" разных моделей и еще несколько десятков редчайших автомобилей.
Что мы знаем об автопробеге Пекин – Париж
Международное ралли ретроавтомобилей Пекин – Париж-2010 стартует 10 сентября из столицы Китая. Часть маршрута пройдет по территории Алтайского края и Республики Алтай (22 и 23 сентября). Из Китая автомобилисты проедут по Монголии, затем по России в Казахстан через Республику Алтай и Алтайский край. Далее через Киргизию, Таджикистан они будут двигаться в сторону Турции, откуда на пароме переправятся в Европу.
Последний раз ретроралли проходило в 2007 году и посвящалось 100-летию аналогичного автопробега, стартовавшего из китайской столицы 17 мая 1907 года и преодолевшего более 13 тыс. км до Парижа. Тогда маршрут пробега пролегал практически через всю Россию — Сибирь, Урал и далее в сторону Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году маршрут усложнился: автомобилистам придется пройти по дорогам Азии, которые даже среди опытных путешественников считаются весьма непредсказуемыми и опасными. За 37 дней пути участники соревнований преодолеют почти 15 тыс. км.
Кто такой Сергей Поспелов
Сергей Александрович Поспелов родился в ноябре 1955 года в Новоалтайске. Любовь к технике проявилась у него с дошкольных лет. Мать работала учительницей, а отец машинистом, поэтому лучшим развлечением в свободное время для него было сидение на куче металлолома и игра с железками под контролем соседской бабушки. В школе Сергей увлекся картингом, занимался в технических кружках, делал дельтапланы, мопеды. Тогда и начал знакомиться со специализированной литературой. В восьмом классе на токарном станке мог выточить любую деталь.
Высшее образование получил в политехническом институте на кафедре "Двигатели внутреннего сгорания". Потом работал на заводе "Трансмаш" инженером-конструктором, в МЖК, был членом сборной команды Алтайского края по авторалли. Всегда придерживался активной жизненной позиции. Сегодня собрал вокруг себя старых друзей, которые в молодости занимались автоспортом, и возглавил АКОО "АФАС".
Самое важное - в нашем Telegram-канале