“ать€на ≈фимова: "ѕродажу бизнеса даже не рассматриваю"

“ать€на ≈фимова — руководитель одной из крупнейших туристических компаний јлта€ "¬озрождение-“ревел". ћы давно хотели побеседовать с ней как с достаточно €ркой и неоднозначной персоной в этом бизнесе.

— одной стороны, “ать€на ¬икторовна работает в  омитете по туризму и молодежной политике —овета ‘едерации –‘, с другой — практически не участвует в отраслевом объединении ј–ј“ (јлтайска€ региональна€ ассоциаци€ туризма), несмотр€ на то что в 1990-х годах стала одним из его создателей. Ёто первое большое интервью г-жи ≈фимовой о бизнесе и о перспективах туристического јлта€.

“ать€на ≈фимова считает, что јлтайский край на федеральном уровне воспринмиаетс€ как один из центров внутреннего туризма. ‘ото: ќлег Ѕогданов. altapress.ru
“ать€на ≈фимова считает, что јлтайский край на федеральном уровне воспринмиаетс€ как один из центров внутреннего туризма. ‘ото: ќлег Ѕогданов. altapress.ru

¬се началось в –остове-на-ƒону

— “ать€на ¬икторовна, давайте начнем с истоков.  ак вы попали в туристический бизнес?

— я начинала заниматьс€ туризмом на внештатной основе, еще когда работала секретарем комсомольской организации. Ќо постепенно мое увлечение стало прит€гивать мен€ все больше и больше. ќднажды по семейным обсто€тельствам € провела год в –остове-на-ƒону, где пришлось поработать в государственной организации "–остов-“урист" не только на выездном туризме, как это было в јлтайском крае, но и на въездном. ¬ то врем€ жители ёга –оссии имели значительно больше возможностей отдыхать на море, путешествовать в страны ѕрибалтики, ћоскву, Ћенинград из-за сравнительно близкого расположени€. Ќар€ду с этим в сам –остов, а также в соседние города  раснодон и “аганрог приезжало большое количество отдыхающих по проф­союзным путевкам.

ѕомню, как в первый раз перед экскурсией по –остову € обошла все достопримечательности города, проговарива€ свое будущее выступление с часами в руках, замер€ла хронометраж. ѕосле чего € прошла практически по всем ресторанам и столовым, которые должны были встретитьс€ на пути моей группе, чтобы подобрать хорошую кухню. я сильно волновалось, потому что мне предсто€ло иметь дело с искушенной публикой. Ќо постепенно волнение прошло, и € пон€ла, что не просто отдаю люд€м свои знани€ и эмоции, но и моментально получаю обратную св€зь — вижу результаты своей работы. Ётот момент настолько впечатлил мен€, что с тех пор € с туризмом больше не расставалась никогда.

ѕостепенно увлечение переросло в нормальный туристический бизнес, который разместилс€ в офисе и был ориентирован на работу по туристическим программам.

— Ќо ведь тогда турбизнеса в современном понимании не было.

— ƒействительно, в стране существовало тогда всего три организации: "»нтурист" (он в основном организовывал туры за рубеж), "—путник" (работал с молодежным туризмом, в том числе и на зарубежных маршрутах) и "“урист", существовавший при крайсовпрофе. ¬ јлтайском крае его подразделение так и называлось — "јлтайтурист". ќсновна€ его де€тельность была направлена на прием гостей на јлтае и путешестви€ по стране. ¬от из этого самого "јлтайтуриста" в услови€х рыночных отношений вышли люди, которые основали собственные туристические компании. ћногие из них нам хорошо известны —  "јлтур", "“уримпекс", "–оза ветров", "≈вро-тур", "јзи€-“рэвел", "—ибтурсервис" и многие другие.

Ќадо сказать, что в ту пору отдых на јлтае был достаточно попул€рным. ƒаже несмотр€ на то, что у нас на приеме работало всего несколько турбаз — "ёность", " атунь", "«олотое озеро", "јлтай" и "ћедвежонок". Ёто, пожалуй, все! Ќо из-за того, что в советские времена выезд за рубеж был чем-то маловеро€тным, на јлтай охотно ехали отдыхать туристы со всей страны, в том числе и большие детские коллективы. ћногие, наверное, помн€т песенку звезды советской эстрады Ёдиты ѕьехи про озеро ћанжерок.

„то касаетс€ развити€ массового зарубежного туризма, то в период перестройки, когда только открылось окно за рубеж, 90% наших путешественников составл€ли челноки. ћногие из них мотались в ѕольшу, “урцию и  итай по два раза в мес€ц. Ќо нар€ду с этим у нас сохран€лась попул€рность отдыха в —очи или —анкт-ѕетербурге, потому что цивилизованный, познавательный туризм  у наших сограждан не останавливалс€ никогда.

— — чего же начиналс€ ваш большой бизнес?

—  ак и большинство начинающих предпринимателей, в то врем€ мы снимали помещение. ѕервый наш офис располагалс€ в главпочтамте на Ћенинском проспекте. –аботали вдвоем. ќдним из первых зарубежных направлений, который нам принес успех, оказалась »нди€! “акже были  итай, “урци€, Ѕолгари€, ѕольша, но »нди€ оказалась одним из наиболее "нестандартных" и очень попул€рных предложений— люди ездили и страну посмотреть, и на шопинг.

— ѕрошло немало времени, ваши ожидани€ в отношении турбизнеса сбылись?

— “урбизнес зарождалс€ в –оссии так же стихийно, как и другие виды бизнеса.  Ќа самом деле € всегда мечтала о цивилизованном туризме, который мы имеем на сегодн€шний день. Ќо у наших соотечественников в ту пору были определенные ограничени€, в их числе — выезд за рубеж. ¬от эти ограничени€, эти запреты и дали толчок большому туризму, который мы сегодн€ имеем в крае и –оссии. ћы видели главное желание людей — посмотреть мир. » не один раз в год, как во времена ———–, а когда человек этого захочет.

Ќа заре нашей де€тельности очень интересно было организовывать туристические группы, индивидуальные туры, шоп-туры. ћного было и цивилизованного отдыха, и, слава Ѕогу, он победил. ¬ то врем€ €, честно говор€, и не думала, что за рубеж полет€т самолеты из Ѕарнаула. Ќо в том, что победит цивилизованный туризм, € была уверена. ¬едь путешествие — это единственное средство, которое позвол€ет люд€м общатьс€, узнавать мир и мен€тьс€.

я поступила резко, но правильно

—  акое место в вашей жизни занимает асоциаци€ ј–ј“?

— ≈е мы создавали усили€ми трех человек, которые представл€ли компании "“уримпэкс", "—путник" и "¬озрождение-“ревел". ќдной из целей этого объединени€ было развитие туризма на территории кра€. — момента основани€ организации по€вилось много желающих участвовать в этом совместном деле.

”ход€ из госструктур, мы потер€ли доступ ко всему, что имели, — участие в выставках, выездных меропри€ти€х, семинарах. ћы лишились общени€  с коллегами из других регионов и городов ———–. ј развиватьс€, получать информацию нам хотелось. Ќа заседани€х ј–ј“ мы решали совместные вопросы продвижени€, проблемные темы и т. д. 

— “огда почему вы вышли из состава созданной вами же организации?

— ¬ ассоциации € пробыла около четырех лет. Ёто был период становлени€ ј–ј“а. ћы пытались пон€ть, куда нам двигатьс€. ¬ыходить ли непосредственно на государственные органы, которым мы априори должны были подчин€тьс€, чтобы получать от них какие-то рекомендации по работе с контролирующими организаци€ми, или  выстраивать эти отношени€ самосто€тельно и т. д. ѕрофессионально мы реализовывали себ€ на каких-то выставках и встречах с партнерами, а в ј–ј“е в большей степени отстаивались интересы сообщества.

Ќо на каком-то этапе € почувствовала, что "¬озрождение" ушло вперед. “е предложени€, которые € высказывала на заседани€х ассоциации, вызывали протесты. Ќапример, выполнение чартерных программ из Ѕарнаула. Ѕолее 90% членов ассоциации были категорически против того, чтобы запускать пр€мые авиарейсы из Ѕарнаула за рубеж. ¬ какой-то степени подобные предложени€ даже саботировались.  оллеги по цеху чуть ли не в один голос говорили, что это нереально, что у нас нет опыта и сил, рисковать никто не хотел.   огда мне это было категорично высказано в виде письменного обращени€ в администрацию кра€, в котором ј–ј“ насто€тельно рекомендовала не открывать чартерные рейсы из Ѕарнаула и просила администрацию вмешатьс€ в процесс, мне пришлось покинуть ассоциацию. –азногласи€ были достаточно серьезными, а врем€ не позвол€ло сидеть и ждать, пока все разрешитс€ само собой.

—  ак вы пережили разрыв с членами сообщества?

— ƒа, в общем-то, нормально. я человек принципиальный и выход из ј–ј“а  компенсировала активными встречами с нашими партнерами, разработкой новой продукции. —ейчас нисколько не жалею об этом.

— Ќо этот выход создал определенное реноме вашей компании. ћногие считают, что "¬озрождение-“ревел" — это компани€ "себе на уме".  ак вы к этому относитесь?

— Ќаверное, вы правы. ћожно было, конечно же, отсидетьс€, можно было так €рко не выражать свои эмоции. Ќо в св€зи с тем что € сильно болею не только за свое дело, но и за развитие туризма в целом, то считаю, что поступила пр€мо и принципиально. ’от€ понимаю, что резко.

я думаю, что с тех пор за мной и в моем лице за "¬озрождением-“ревел" закрепилс€ имидж "не очень контактной компании". ’от€ это клише больше относитс€ к нашим отношени€м  со "зрелыми" туркомпани€ми, которые по€вились на рынке 10–15 лет назад. «ато с молодыми агентствами у нас очень хорошее понимание. ќни совершенно по-другому мысл€т, живут ради бизнеса, а не ради каких-то амбиций. ћы с ними дружим, общаемс€ и сотрудничаем.

Ёто не демпинг!

— Ќо ведь помимо "неважной контактности" вас обвин€ют и в демпинге?

— я хочу сказать, что слово "демпинг" нужно правильно понимать. ≈сли это "недорого" — это не демпинг. ѕросто мы можем грамотно подойти к системе затрат и просчитать свою экономику. я думаю, что в интересах компании отражать сезонность своего бизнеса. ћы можем показать клиентам, что в один сезон за рубеж можно поехать за одни деньги, а в другой — за другие. ѕомимо всего остального мы можем сделать систему каких-то бонусов, подарков, спецпредложений. » мы работаем не потому, что продаем какие-то недорогие или убыточные поездки, а потому, что все просчитываем. ћы много путешествуем, знакомимс€ с партнерами в других странах и договариваемс€ о выгодных вариантах сотрудничества. ћы выкупаем блоки мест в отел€х и самолетах тоже не просто так — они у нас гарантированные, а при сезонных колебани€х цена остаетс€ фиксированной. Ќо не стоит забывать и о том, что ценова€ политика на "блок" отличаетс€ от розницы, — это дешевле. ’от€ финриски высокие!

— ¬ы  рассматривали возможность продажи или сли€ни€ с крупными российскими туроператорами?

— ѕартнерские отношени€ — да, а сли€ние — нет, не рассматриваю.

— ѕочему?

— ѕотому что на сегодн€шний день не поступало ни одного предложени€, которое бы устроило нашу компанию.

— ј франшизу "¬озрождение-“ревел" у вас не хотели купить предприниматели из соседних регионов?

— “акие разговоры периодически идут.   нам обращаютс€ агентства, которые хот€т по€витьс€ на рынке, но пока не было ни одной компании, котора€ реально зан€лась бы этим.

— ј если вдруг случитс€, что вы получите выгодное предложение продать бизнес?

— ѕока таких не поступало. ’от€ если какой-то крупный игрок выйдет на наш рынок, мы будем говорить о сли€нии, а не о продаже. ѕотому что мне интереснее наращивать свой бизнес.

— ќкажет ли на развитие туризма создание игорной зоны?

— —амое большое вли€ние на развитие туризма в крае окажет все-таки "Ѕирюзова€  атунь".  ак бы ее ни критиковали противники проекта. ќжидаетс€, что "Ѕирюзова€  атунь" даст такой же прирост, какой сегодн€ составл€ет общий объем туризма в јлтайском крае.

—уществует заблуждение, что –еспублика јлтай считаетс€ основным туристическим регионом. Ќа территории јлтайского кра€ мест размещени€ значительно больше вдоль берегов  атуни. ќдна здравница "ј€" по своим объемам — это примерно весь √орный јлтай. ј еще если проехать с другой стороны ји по јлтайскому району, вдоль  атуни, так там дес€тки баз существуют с разными вариантами мест размещени€. » это без учета  Ѕелокурихи. ј сколько там элементов сельского туризма? Ќа каждом домике висит объ€вление, что сдаетс€ дом, продаетс€ молоко или сметана.

»горна€ зона — иде€ правильна€, но она заработает только после того, как заработает сама "Ѕирюзова€  атунь". Ќа мой взгл€д, "—ибирска€ монета" должна быть максимально приближена к "Ѕирюзовой  атуни", потому что отдельный вид игорного туризма не даст большого притока туристов. ¬се-таки игра в нашем менталитете пока рассматриваетс€ как побочный вид развлечени€.

ќ чем еще рассказала собеседница

ќ перспективах агротуризма

— я считаю, что любой туризм может развиватьс€ только в том случае, если он будет развиватьс€ цивилизованно.   примеру, агротуризм. ≈сли люди оттуда будут уезжать восторженными, то туристы поедут. ќсновна€ реклама в туризме — из уст в уста. ќна никогда не обманет и никого не подведет. ¬с€ остальна€ реклама проводитс€ "в том числе". ƒолжно быть развито искусство гостеприимства, которое в насто€щее врем€ в наших кра€х качественно страдает.

ќ работе в комиссии —‘

— ¬ первый раз на заседании в ћоскве, когда мне предоставили слово и сказали, что € представл€ю јлтайский край, аудитори€ замолчала. Ѕыла прилична€ пауза, когда люди просто смотрели на мен€. јлтайский край на сегодн€шний день настолько активно представлен в деловых кругах столицы как регион с богатым рекреационным потенциалом, что нас именно так и воспринимают. „то касаетс€ вопросов, которые приходитс€ обсуждать: € обычно принимаю участие в заседани€х, св€занных с развитием внутреннего регионального рынка.

¬нутренний туризм очень важен дл€ –оссии, потому что наша страна имеет множество красивейших мест с уникальной природой и огромное количество исторических пам€тников. Ётим нельз€ не воспользоватьс€.

„то мы знаем о “ать€не ≈фимовой

–одилась в селе «наменка —лавгородского  района, в 1981 году окончила Ѕарнаульский государственный педагогический  институт по специальности — преподаватель истории и иностранного €зыка. ќбщий стаж работы в отрасли — 24 года. — 1985 по 1987 год была внештатным организатором Ѕарнаульского бюро путешествий и экскурсий. ¬ 1988 году прин€та инструктором речных и железнодорожных маршрутов в "јлтайтурист", а в 1989-м назначена в этой же организации начальником отдела. — 1991 по 1994 год занимала должность заместител€ директора товарищества с ограниченной ответственностью "—ибтурсервис". ѕосле чего стала сначала директором по туризму, а позже и руководителем компании "¬озрождение-“ревел".


ѕравила комментировани€

”важаемые читатели! »з-за частых атак спамеров на altapress.ru работает обновленна€ система защиты. Ќекоторые комментарии по своему усмотрению она отправл€ет на модерирование, из-за чего они могут сразу не отображатьс€ на сайте. Ќо после проверки все отложенные записи публикуютс€. Ѕлагодарим за понимание.

–едакци€ оставл€ет за собой право удал€ть комментарии: содержащие мат и грубые оскорблени€, нарушающие в той или иной степени честь и достоинство других лиц, содержащие угрозы, призывы к свержению власти; разжигающие межнациональную, религиозную и др. ненависть, а также другие комментарии, противоречащие  онституции или каким-либо образом нарушающие положени€ законодательства –‘, содержащие ссылки на сторонние ресурсы, Ђзасор€ющиеї ветку обсуждений.

Ќовости партнеров