Экономика

Татьяна Ефимова: "Продажу бизнеса даже не рассматриваю"

Татьяна Ефимова — руководитель одной из крупнейших туристических компаний Алтая "Возрождение-Тревел". Мы давно хотели побеседовать с ней как с достаточно яркой и неоднозначной персоной в этом бизнесе.

С одной стороны, Татьяна Викторовна работает в Комитете по туризму и молодежной политике Совета Федерации РФ, с другой — практически не участвует в отраслевом объединении АРАТ (Алтайская региональная ассоциация туризма), несмотря на то что в 1990-х годах стала одним из его создателей. Это первое большое интервью г-жи Ефимовой о бизнесе и о перспективах туристического Алтая.

Татьяна Ефимова считает, что Алтайский край на федеральном уровне воспринмиается как один из центров внутреннего туризма.
Татьяна Ефимова считает, что Алтайский край на федеральном уровне воспринмиается как один из центров внутреннего туризма.
Олег Богданов

Все началось в Ростове-на-Дону

— Татьяна Викторовна, давайте начнем с истоков. Как вы попали в туристический бизнес?

— Я начинала заниматься туризмом на внештатной основе, еще когда работала секретарем комсомольской организации. Но постепенно мое увлечение стало притягивать меня все больше и больше. Однажды по семейным обстоятельствам я провела год в Ростове-на-Дону, где пришлось поработать в государственной организации "Ростов-Турист" не только на выездном туризме, как это было в Алтайском крае, но и на въездном. В то время жители Юга России имели значительно больше возможностей отдыхать на море, путешествовать в страны Прибалтики, Москву, Ленинград из-за сравнительно близкого расположения. Наряду с этим в сам Ростов, а также в соседние города Краснодон и Таганрог приезжало большое количество отдыхающих по проф­союзным путевкам.

Помню, как в первый раз перед экскурсией по Ростову я обошла все достопримечательности города, проговаривая свое будущее выступление с часами в руках, замеряла хронометраж. После чего я прошла практически по всем ресторанам и столовым, которые должны были встретиться на пути моей группе, чтобы подобрать хорошую кухню. Я сильно волновалось, потому что мне предстояло иметь дело с искушенной публикой. Но постепенно волнение прошло, и я поняла, что не просто отдаю людям свои знания и эмоции, но и моментально получаю обратную связь — вижу результаты своей работы. Этот момент настолько впечатлил меня, что с тех пор я с туризмом больше не расставалась никогда.

Постепенно увлечение переросло в нормальный туристический бизнес, который разместился в офисе и был ориентирован на работу по туристическим программам.

— Но ведь тогда турбизнеса в современном понимании не было.

— Действительно, в стране существовало тогда всего три организации: "Интурист" (он в основном организовывал туры за рубеж), "Спутник" (работал с молодежным туризмом, в том числе и на зарубежных маршрутах) и "Турист", существовавший при крайсовпрофе. В Алтайском крае его подразделение так и называлось — "Алтайтурист". Основная его деятельность была направлена на прием гостей на Алтае и путешествия по стране. Вот из этого самого "Алтайтуриста" в условиях рыночных отношений вышли люди, которые основали собственные туристические компании. Многие из них нам хорошо известны —  "Алтур", "Туримпекс", "Роза ветров", "Евро-тур", "Азия-Трэвел", "Сибтурсервис" и многие другие.

Надо сказать, что в ту пору отдых на Алтае был достаточно популярным. Даже несмотря на то, что у нас на приеме работало всего несколько турбаз — "Юность", "Катунь", "Золотое озеро", "Алтай" и "Медвежонок". Это, пожалуй, все! Но из-за того, что в советские времена выезд за рубеж был чем-то маловероятным, на Алтай охотно ехали отдыхать туристы со всей страны, в том числе и большие детские коллективы. Многие, наверное, помнят песенку звезды советской эстрады Эдиты Пьехи про озеро Манжерок.

Что касается развития массового зарубежного туризма, то в период перестройки, когда только открылось окно за рубеж, 90% наших путешественников составляли челноки. Многие из них мотались в Польшу, Турцию и Китай по два раза в месяц. Но наряду с этим у нас сохранялась популярность отдыха в Сочи или Санкт-Петербурге, потому что цивилизованный, познавательный туризм  у наших сограждан не останавливался никогда.

— С чего же начинался ваш большой бизнес?

— Как и большинство начинающих предпринимателей, в то время мы снимали помещение. Первый наш офис располагался в главпочтамте на Ленинском проспекте. Работали вдвоем. Одним из первых зарубежных направлений, который нам принес успех, оказалась Индия! Также были Китай, Турция, Болгария, Польша, но Индия оказалась одним из наиболее "нестандартных" и очень популярных предложений— люди ездили и страну посмотреть, и на шопинг.

— Прошло немало времени, ваши ожидания в отношении турбизнеса сбылись?

— Турбизнес зарождался в России так же стихийно, как и другие виды бизнеса.  На самом деле я всегда мечтала о цивилизованном туризме, который мы имеем на сегодняшний день. Но у наших соотечественников в ту пору были определенные ограничения, в их числе — выезд за рубеж. Вот эти ограничения, эти запреты и дали толчок большому туризму, который мы сегодня имеем в крае и России. Мы видели главное желание людей — посмотреть мир. И не один раз в год, как во времена СССР, а когда человек этого захочет.

На заре нашей деятельности очень интересно было организовывать туристические группы, индивидуальные туры, шоп-туры. Много было и цивилизованного отдыха, и, слава Богу, он победил. В то время я, честно говоря, и не думала, что за рубеж полетят самолеты из Барнаула. Но в том, что победит цивилизованный туризм, я была уверена. Ведь путешествие — это единственное средство, которое позволяет людям общаться, узнавать мир и меняться.

Я поступила резко, но правильно

— Какое место в вашей жизни занимает асоциация АРАТ?

— Ее мы создавали усилиями трех человек, которые представляли компании "Туримпэкс", "Спутник" и "Возрождение-Тревел". Одной из целей этого объединения было развитие туризма на территории края. С момента основания организации появилось много желающих участвовать в этом совместном деле.

Уходя из госструктур, мы потеряли доступ ко всему, что имели, — участие в выставках, выездных мероприятиях, семинарах. Мы лишились общения  с коллегами из других регионов и городов СССР. А развиваться, получать информацию нам хотелось. На заседаниях АРАТ мы решали совместные вопросы продвижения, проблемные темы и т. д. 

— Тогда почему вы вышли из состава созданной вами же организации?

— В ассоциации я пробыла около четырех лет. Это был период становления АРАТа. Мы пытались понять, куда нам двигаться. Выходить ли непосредственно на государственные органы, которым мы априори должны были подчиняться, чтобы получать от них какие-то рекомендации по работе с контролирующими организациями, или  выстраивать эти отношения самостоятельно и т. д. Профессионально мы реализовывали себя на каких-то выставках и встречах с партнерами, а в АРАТе в большей степени отстаивались интересы сообщества.

Но на каком-то этапе я почувствовала, что "Возрождение" ушло вперед. Те предложения, которые я высказывала на заседаниях ассоциации, вызывали протесты. Например, выполнение чартерных программ из Барнаула. Более 90% членов ассоциации были категорически против того, чтобы запускать прямые авиарейсы из Барнаула за рубеж. В какой-то степени подобные предложения даже саботировались. Коллеги по цеху чуть ли не в один голос говорили, что это нереально, что у нас нет опыта и сил, рисковать никто не хотел.  Когда мне это было категорично высказано в виде письменного обращения в администрацию края, в котором АРАТ настоятельно рекомендовала не открывать чартерные рейсы из Барнаула и просила администрацию вмешаться в процесс, мне пришлось покинуть ассоциацию. Разногласия были достаточно серьезными, а время не позволяло сидеть и ждать, пока все разрешится само собой.

— Как вы пережили разрыв с членами сообщества?

— Да, в общем-то, нормально. Я человек принципиальный и выход из АРАТа  компенсировала активными встречами с нашими партнерами, разработкой новой продукции. Сейчас нисколько не жалею об этом.

— Но этот выход создал определенное реноме вашей компании. Многие считают, что "Возрождение-Тревел" — это компания "себе на уме". Как вы к этому относитесь?

— Наверное, вы правы. Можно было, конечно же, отсидеться, можно было так ярко не выражать свои эмоции. Но в связи с тем что я сильно болею не только за свое дело, но и за развитие туризма в целом, то считаю, что поступила прямо и принципиально. Хотя понимаю, что резко.

Я думаю, что с тех пор за мной и в моем лице за "Возрождением-Тревел" закрепился имидж "не очень контактной компании". Хотя это клише больше относится к нашим отношениям  со "зрелыми" туркомпаниями, которые появились на рынке 10–15 лет назад. Зато с молодыми агентствами у нас очень хорошее понимание. Они совершенно по-другому мыслят, живут ради бизнеса, а не ради каких-то амбиций. Мы с ними дружим, общаемся и сотрудничаем.

Это не демпинг!

— Но ведь помимо "неважной контактности" вас обвиняют и в демпинге?

— Я хочу сказать, что слово "демпинг" нужно правильно понимать. Если это "недорого" — это не демпинг. Просто мы можем грамотно подойти к системе затрат и просчитать свою экономику. Я думаю, что в интересах компании отражать сезонность своего бизнеса. Мы можем показать клиентам, что в один сезон за рубеж можно поехать за одни деньги, а в другой — за другие. Помимо всего остального мы можем сделать систему каких-то бонусов, подарков, спецпредложений. И мы работаем не потому, что продаем какие-то недорогие или убыточные поездки, а потому, что все просчитываем. Мы много путешествуем, знакомимся с партнерами в других странах и договариваемся о выгодных вариантах сотрудничества. Мы выкупаем блоки мест в отелях и самолетах тоже не просто так — они у нас гарантированные, а при сезонных колебаниях цена остается фиксированной. Но не стоит забывать и о том, что ценовая политика на "блок" отличается от розницы, — это дешевле. Хотя финриски высокие!

— Вы  рассматривали возможность продажи или слияния с крупными российскими туроператорами?

— Партнерские отношения — да, а слияние — нет, не рассматриваю.

— Почему?

— Потому что на сегодняшний день не поступало ни одного предложения, которое бы устроило нашу компанию.

— А франшизу "Возрождение-Тревел" у вас не хотели купить предприниматели из соседних регионов?

— Такие разговоры периодически идут. К нам обращаются агентства, которые хотят появиться на рынке, но пока не было ни одной компании, которая реально занялась бы этим.

— А если вдруг случится, что вы получите выгодное предложение продать бизнес?

— Пока таких не поступало. Хотя если какой-то крупный игрок выйдет на наш рынок, мы будем говорить о слиянии, а не о продаже. Потому что мне интереснее наращивать свой бизнес.

— Окажет ли на развитие туризма создание игорной зоны?

— Самое большое влияние на развитие туризма в крае окажет все-таки "Бирюзовая Катунь". Как бы ее ни критиковали противники проекта. Ожидается, что "Бирюзовая Катунь" даст такой же прирост, какой сегодня составляет общий объем туризма в Алтайском крае.

Существует заблуждение, что Республика Алтай считается основным туристическим регионом. На территории Алтайского края мест размещения значительно больше вдоль берегов Катуни. Одна здравница "Ая" по своим объемам — это примерно весь Горный Алтай. А еще если проехать с другой стороны Аи по Алтайскому району, вдоль Катуни, так там десятки баз существуют с разными вариантами мест размещения. И это без учета  Белокурихи. А сколько там элементов сельского туризма? На каждом домике висит объявление, что сдается дом, продается молоко или сметана.

Игорная зона — идея правильная, но она заработает только после того, как заработает сама "Бирюзовая Катунь". На мой взгляд, "Сибирская монета" должна быть максимально приближена к "Бирюзовой Катуни", потому что отдельный вид игорного туризма не даст большого притока туристов. Все-таки игра в нашем менталитете пока рассматривается как побочный вид развлечения.

О чем еще рассказала собеседница

О перспективах агротуризма

— Я считаю, что любой туризм может развиваться только в том случае, если он будет развиваться цивилизованно. К примеру, агротуризм. Если люди оттуда будут уезжать восторженными, то туристы поедут. Основная реклама в туризме — из уст в уста. Она никогда не обманет и никого не подведет. Вся остальная реклама проводится "в том числе". Должно быть развито искусство гостеприимства, которое в настоящее время в наших краях качественно страдает.

О работе в комиссии СФ

— В первый раз на заседании в Москве, когда мне предоставили слово и сказали, что я представляю Алтайский край, аудитория замолчала. Была приличная пауза, когда люди просто смотрели на меня. Алтайский край на сегодняшний день настолько активно представлен в деловых кругах столицы как регион с богатым рекреационным потенциалом, что нас именно так и воспринимают. Что касается вопросов, которые приходится обсуждать: я обычно принимаю участие в заседаниях, связанных с развитием внутреннего регионального рынка.

Внутренний туризм очень важен для России, потому что наша страна имеет множество красивейших мест с уникальной природой и огромное количество исторических памятников. Этим нельзя не воспользоваться.

Что мы знаем о Татьяне Ефимовой

Родилась в селе Знаменка Славгородского  района, в 1981 году окончила Барнаульский государственный педагогический  институт по специальности — преподаватель истории и иностранного языка. Общий стаж работы в отрасли — 24 года. С 1985 по 1987 год была внештатным организатором Барнаульского бюро путешествий и экскурсий. В 1988 году принята инструктором речных и железнодорожных маршрутов в "Алтайтурист", а в 1989-м назначена в этой же организации начальником отдела. С 1991 по 1994 год занимала должность заместителя директора товарищества с ограниченной ответственностью "Сибтурсервис". После чего стала сначала директором по туризму, а позже и руководителем компании "Возрождение-Тревел".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость