Экономика

Главный налоговик края Валерий Тарада рассказал о схемах минимизации, выполнении планов и земельном налоге

Новому руководителю краевой налоговой службы предстоит выполнить свою историческую миссию. За три года доля собственных доходов в консолидированном бюджете Алтайского края должна увеличиться с нынешних 52% до 68%. Без усердия налоговиков добиться этих показателей невозможно. В эксклюзивном интервью Валерий Тарада рассказывает о том, какими принципами он руководствуется в повседневной работе и с кого будет спрашивать по всей строгости Налогового кодекса.

Не создавать напряженности

— Валерий Викторович, не так давно вы стали полноценным руководителем Управления ФНС по Алтайскому краю, избавившись от приставки "и. о.". Теперь, вероятно, вы в полной мере можете говорить о том, какие задачи ставятся перед вами. Чем определяются эти задачи? Были ли к вам пожелания со стороны губернатора края?

— На самом деле пресловутая приставка "и. о." имеет в большей степени техническое значение. Задачи, поставленные передо мной и перед всем управлением руководством ФНС и краевой администрацией, должны были выполняться с первой минуты после появления приказа о назначении. Эти задачи определяются в большей степени теми планами исполнения доходной части бюджета, которые приняты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Наша задача — выполнять эти планы строго в рамках действующего законодательства.

Что касается наших встреч с Александром Богдановичем Карлиным, то да, две беседы состоялись. Первая — во время моего представления на должность и. о. руководителя, а вторая уже после окончательного назначения. Хотел бы поблагодарить губернатора за то, что разговор шел конструктивный. По многим важным вопросам, возникшим в связи с изменением состава налогоплательщиков, Александр Богданович озвучил свою позицию.

Наши беседы сводились к решению одной задачи — как улучшить положение Алтайского края в финансовом отношении. Ни для кого не секрет, что сегодня во многие отрасли региона в рамках частно-государственного партнерства вкладываются значительные бюджетные средства. И администрация края вправе ожидать экономической отдачи от процесса инвестирования. Если в настоящее время, например, идет активное развитие туристско-рекреационной зоны, то мы должны внимательно проанализировать состояние этой отрасли и курортного дела. А мы сегодня столкнулись с тем, что ряд санаториев Белокурихи неожиданно начинает показывать убытки. Появляются какие-то не очень понятные цифры в отчетностях, и нас это настораживает.

— В прошлом году был кризис, и руководство ФНС вовремя, на наш взгляд, обратилось к своим сотрудникам с призывом "не создавать своими действиями социальной напряженности". Сейчас этот лозунг актуален? Не будет ли некой смены приоритетов в связи с необходимостью наполнять бюджет?

— Призыв актуален. Только я бы его немного дополнил: "Не создавайте своими бестолковыми действиями социальной напряженности". В любом случае в своей работе мы будем придерживаться буквы закона. Излишнее рвение здесь ни к чему.

Приведу пример: по некоторым налогам есть авансовые платежи предприятий, которые вносятся строго в определенный период. Например, не позднее 25-го числа установленного месяца. Но ряд инспекторов начинает напрягать бизнес не 25-го, а 20-го числа, предъявляя претензии не в рамках Налогового кодекса, а из непонятных личных взаимоотношений. Эти странные инициативы раздражают налогоплательщиков. Мы с подобной практикой активно боремся, пытаемся выяснить, нет ли здесь коррупции. И в качестве иллюстрации мне хотелось бы привести слова министра финансов Алексея Леонидовича Кудрина, который однажды сказал: "Существует тонкая грань между тем, как хотелось бы работать с бизнесом, как хотелось бы его проверять, и необходимостью снижения административного давления на бизнес".

— Но грань эта очень тонкая…

— Да, она почти незаметная. И поэтому приоритеты в работе ФНС сегодня скоординированы. Первая задача заключается не в том, чтобы в обязательном порядке провести проверку и доначислить предприятию какие-то астрономические цифры, чтобы оно потом закрылось. Вовсе нет! Мы должны вообще как можно реже бывать с проверками на территории предприятий, а усиливать аналитическую работу. И поверьте, что если мы выходим на предприятие с проверкой, то делаем это уже после того, как изучили его отчетность вдоль и поперек. В результате выездной проверки мы находим какие-то нарушения всегда. Налогоплательщикам я хотел бы сказать, что сегодня у нас есть система, позволяющая четко выявлять нарушения их добросовестности. На сайте ФНС России и Минфина есть 12 критериев риска. Знайте и соблюдайте их, и мы к вам не придем с проверкой!

Вторая задача заключается в развитии различных электронных сервисов для налогоплательщиков. Цель здесь одна — снизить вероятность контакта между налоговым инспектором и предприятием. Такие шаги направлены на снижение коррупции, повышение налоговой грамотности в стране и т. д.

На рекорд — без ЕСН

— Есть ли уже результаты работы вашего управления по итогам девяти месяцев этого года? Все-таки в 2008 году в Алтайском крае был собран рекордный показатель налогов, сборов и иных платежей — 52,2 млрд. рублей. В прошлом году был естественный спад. А что сейчас?

— Вспоминая прошлые годы, можно сказать о том, что рост объема налоговых и иных платежей ежегодно увеличивался благодаря развитию экономики региона. И сейчас все будет определять она. Конечные цифры относительны и вообще напрямую зависят от налоговой политики государства. Например, с этого года мы не занимаемся администрированием ЕСН. Данная функция в части сбора страховых взносов передана Пенсионному фонду. Если сопоставлять промежуточные итоги именно без ЕСН, то получается, что мы сегодня имеем значительный прирост. За девять месяцев собрано около 33 млрд. рублей налогов и иных платежей, что на 35% больше соответствующего периода прошлого года и на 9% больше, чем в 2008 году.

— Что вас особенно радует в статистике или беспокоит?

— В качестве достижения могу привести тот факт, что за девять месяцев мы получили значительный прирост положительного сальдированного финансового результата. Он вырос в 3,3 раза! Причем количество прибыльных предприятий увеличилось на 166 единиц. В целом в крае за январь – сентябрь 2010 года собрано более 6 млрд. рублей налога на прибыль, что в 2,6 раза больше по сравнению с прошлым годом.

А беспокойство вызывает то, что есть определенные проблемы с наполнением муниципальных бюджетов. В 23 районах план по доходам не выполняется. При этом не совсем хорошо то, что отдельные местные законодатели, устанавливая плановые цифры для налоговых органов, необъективно к ним подходят. Почему это происходит, мне неизвестно. Но есть районы, где налогооблагаемая база не позволяет собрать такой план. Да, законодатели исходили из объема расходов бюджета. Именно под них подгоняют общую цифру доходной части, но налогооблагаемой базы нет! Сегодня законодателям надо более внимательно подходить к формированию бюджета на 2011 год.

— А что происходит с задолженностью?

— Это больная тема, которая уже как притча во языцех. Объективный рост задолженности есть. В совокупности за текущий год она выросла на 9% и составила 26 млрд. рублей. Но я бы отметил, что она состоит из двух частей. Первая — та, которую еще можно взыскать с налогоплательщика и за которую стоит побороться. Вторая — мертвая. Взыскать ее уже невозможно, потому что она начислена на предприятия-банкроты. Там даже если все оставшиеся активы продать, не хватит денег на погашение. А возникла она у предприятий потому, что у них еще есть имущество. Соответственно, налог на имущество и на землю начисляется. Вот только платить некому. Насколько я знаю, на рассмотрение правительства и депутатов Госдумы внесен законопроект о полном списании такой задолженности. Но как скоро его примут, мне неизвестно.

Цель в работе

— Теперь позвольте задать вам несколько горячих вопросов. Первый касается ритейла. Торговые сети обеспокоены тем, что в последнее время ваше управление активно проводит так называемую операцию "антидробление". Вы доначисляете предприятиям значительные суммы, судитесь с ними. Появился даже слух, что активизирована эта работа с подачи краевой администрации…

— Это просто слух, такого в принципе быть не может. Однако скажу откровенно: мы действительно внимательно изучаем практику дробления крупных предприятий на более мелкие. И наши проверки коснутся не только торговых сетей, но и многих холдингов. В том числе аграрных.

Несколько месяцев назад я читал курс лекций в институте по минимизации налогов в рамках законодательства. Ведь надо признать, что существуют нестыковки некоторых законов, позволяющие бизнесу находить лазейки. Но бывают случаи, когда отдельные господа и товарищи начинают злоупотреблять минимизацией. Что они делают? Они создают фирмы-однодневки, которые также включают в состав холдинга. Вот в таких схемах мы пытаемся разобраться.

Что касается торговых сетей, то до сих пор многие из них разделены на отдельные предприятия и работают на ЕНВД. И пытаются нам доказать, что это объективная необходимость, иначе торговля просто рухнет и наступит царство голодных и рабов. Именно в отношении таких минимизаций мы выходим на проверку. Доказываем, выигрываем споры в судах. Умные руководители все прекрасно понимают и переходят на традиционную систему налогообложения. Мы будем продолжать эту работу. В том числе в отношении сетей, представленных в крае, но зарегистрированных за пределами нашего региона.

— Как вы прокомментируете переоценку кадастровой стоимости земли? Нет ли опасений, что со сбором земельного налога возникнут проблемы?

— Земельный налог рассчитывается исходя из умножения кадастровой стоимости земли на определенную ставку. И вот здесь возникает самое интересное! На кадастровую стоимость мы влиять не можем. А все, что касается ставки, должны решать органы представительной власти на местах. Коридор ставок определен федеральным законом — от 0,03% до 1,5%. Он очень широкий для маневра. Так, в Барнауле сейчас ставка составляет в среднем 0,1%. И у меня возникает вопрос: кто заставляет депутатов принять ставку, а затем не менять ее в течение пяти лет? Может быть, надо сделать на этот год пониже, а на следующий — повыше? Тогда это будет регламентированная налоговая нагрузка на бизнес, установленная в рамках закона. Сегодня же у нас есть определенные опасения, что будут применяться схемы ухода от земельного налога. Работы здесь нам прибавится.

— Недавно по радио я услышал такую шутку: "Кто такой налоговый инспектор? Это человек, который всегда придет к вам на выручку!". Мы когда-нибудь доживем до таких времен, когда ваши специалисты действительно будут оказывать помощь? Хотя бы тем же начинающим предпринимателям, которые при регистрации зачастую не знают, какую систему налогообложения им выбрать?

— Понимаете, мы не занимаемся оказанием консультаций. Это не входит в наши полномочия. Тем более на стадии регистрации юрлица или предпринимателя, когда к каждому окну инспектора выстроилась очередь. Но мы консультируем предпринимателей в рамках специальных семинаров, конференций, "круглых столов". Я думаю, что эту работу совместно с Алтайским союзом предпринимателей мы непременно продолжим.

Но я бы еще привел красноречивую фразу Владимира Владимировича Путина, которая тоже может служить ответом на ваш вопрос. На одном из заседаний он сказал: "Следует помогать налогоплательщикам вовремя и правильно уплачивать налоги, а не придираться по мелочам и не преследовать за ошибки. Хотя порядок должен быть". Для меня эти слова — цель в работе.

— Недавно в судах закончился спор налоговой инспекции с предприятием "Алтай-кокс". Компания согласилась доплатить налог, а также пеню и штраф на общую сумму 375 млн. рублей.  Вы не могли бы теперь рассказать о сути претензий?

— По результатам выездной налоговой  проверки предприятия "Алтай-кокс-Интеграция" установлено получение  необоснованной налоговой выгоды, поскольку операции в налоговом учете организации были учтены вопреки их действительному экономическому смыслу, в подтверждающих документах отсутствовали достоверные сведения. В бюджет было доначислено 374,6 млн. рублей. 

Налогоплательщик выиграл суд первой инстанции, но Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) жалобу налоговиков удовлетворил. Решение суда первой инстанции было отменено, а Высший арбитражный суд отказал налогоплательщику в пересмотре в порядке надзора судебного акта. Учитывая, что  данная организация была реорганизована в форме присоединения к налогоплательщику, имеющему статус крупнейшего ("Алтай-кокс"), обязанность по уплате доначислений перешла  к нему. Причем почти 72% от доначисленной суммы поступило в краевой бюджет и 19,2 млн. рублей в бюджет Заринска.

О чем еще рассказал собеседник

О налоговой нагрузке

— В мире есть страна, где вообще нет ни налогов, ни налоговой инспекции. Это, как ни странно, ОАЭ. Там установлены сборы за услуги. К примеру, номер на автомобиль в обязательном порядке меняется владельцем каждый год. И за это всякий раз нужно платить. Не хочешь платить — ходи пешком. Поехал с просроченным номером — штраф. А есть, допустим, скандинавские страны, где налоговая нагрузка в переводе на нашу валюту начинается с 60 копеек с 1 рубля. И там же установлена прогрессивная шкала налогообложения. Но там и ставка кредита на уровне 3–4%, выдается он без залога, а максимальный срок предоставления кредита — 75 лет. Так что подходы к системе налогообложения могут быть разными. В каждом есть свои плюсы и минусы. А теперь угадайте, какая налоговая нагрузка у нас. По Алтайскому краю в прошлом году она составила в среднем 11,5 копейки с 1 рубля. Всего! В России средний показатель 12,4 копейки с рубля. Как видите, в крае налоговая нагрузка ниже среднероссийской, так что можно сделать вывод, что у наших налогоплательщиков есть своеобразные налоговые преференции.

О зарплатных комиссиях

— Мы не занимаемся повышением заработной платы. Это прерогатива работодателя. Мы только способствуем этому процессу — помогаем работодателю вывести зарплату из тени. Эта работа идет в полный рост, будет продолжаться и даже усиливаться. Потому что мы должны помнить о возможных социальных последствиях. В Алтайском крае есть положительная динамика роста средней зарплаты. И это достижение всех государственных структур, а не только УФНС.

О ЕСН и страховых взносах

— Я бы хотел обратить внимание, что в свое время мы боролись с недоимкой по ЕСН, которая образовалась до 1 января 2009 года. Ранее погашением задолженности в части ОПС занимался Пенсионный фонд. Спор о том, кто лучше собирал страховые взносы, нужно вести на основании цифр. У нас за 2007–2009 годы собираемость ОПС составила в крае 99,4%. Поэтому если Пенсионный фонд сможет достигнуть хотя бы 90%, то мы сможем говорить об эффективности. Но это будет очень сложно сделать. Особенно учитывая изменения в законодательстве.

Кто такой Валерий Тарада

Валерий Викторович Тарада родился в 1957 году в Рубцовске. В 1980–1982 годах проходил службу в Вооруженных силах СССР. Имеет два высших образования по специальностям "юрист" (Алтайский государственный университет) и "инженер-механик" (Алтайский сельскохозяйственный институт). Кандидат исторических наук. В 2004 году защитил диссертацию по теме "Становление и развитие налоговой службы Алтайского края в 1990–2003 гг.".

Трудовую деятельность начинал в Барнауле в должности старшего инженера Сибирского специального отделения "Сельхозтехника". Затем перешел работать в транспортную отрасль. В 1985–1992 гг. был главным инженером, а затем и начальником автоколонны № 1238 в Бийске. В 1992–1995 гг. — генеральным директором компании "Бийск-Автоком".

В середине 1990-х годов Валерий Тарада становится чиновником. Он переходит на работу в администрацию Бийска на должность заместителя главы города. С 1996 по 1998 год — первый заместитель главы администрации Бийска. В налоговых органах работает с октября 1998 года. В 2005 году г-н Тарада возглавил Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю, одну из самых крупных инспекций в регионе. 7 сентября 2010 года приказом Министерства финансов РФ назначен на должность руководителя УФНС России по Алтайскому краю. Награжден государственными и ведомственными наградами.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость