Экономика

Как работает лучший IT-проект Алтайского края "Сдача на счет"

Группа компаний "Ритейл Сервис" стала победителем регионального конкурса IT-проектов этого года. Его итоги были подведены в конце октября на Алтайском IT-форуме. Специалисты группы компаний создали программное обеспечение для сервиса "Сдача на счет", позволяющее пополнять баланс сотового телефона на кассах магазинов "Мария-Ра". Семен Кантор, заведующий кафедрой прикладной математики АлтГТУ и председатель жюри конкурса, отметил, что многие из заявленных в этом году проектов имеют социальную направленность и эффект от их внедрения будет заметен людям. Это относится и к сервису "Сдача на счет".

Подготовка к полноценному запуску услуги "Сдача на счет" длилась около двух лет. Ее внедрение началось в мае 2009 года. Тогда сервис предоставлялся только в двух магазинах сети "Мария-Ра" в Барнауле. В ноябре услуга была реализована уже в 15 торговых точках сети, а в марте 2010 года — во всех работающих на территории края. Сейчас услуга "Сдача на счет" оказывается также в магазинах "Мария-Ра" Республики Алтай, Томской, Кемеровской и Новосибирской областей.

Проект реализован на основе платежной системы Pinpay express, которую развивает компания "Винус" из Новосибирска. Схема взаимодействия участников проекта выглядит следующим образом. "Мария-Ра" принимает платеж абонента на кассах, где установлено программное обеспечение "Ритейл Сервиса" "Артикс". Платеж осуществляется при помощи специальной пластиковой карты "Плати меньше, живи лучше", которую покупает абонент и к которой привязан один или несколько телефонных номеров. Это необходимо для исключения ввода номера вручную.

Группа компаний "Ритейл Сервис" обеспечивает ведение базы данных платежных карт на сервере платежей, установку и обслуживание кассового ПО "Артикс" с модулем "Прием платежей" и взаимодействие этого софта с платежной системой. Платежная система Pinpay express оказывает услуги по процессингу платежей: перечисление средств с лицевого счета агента по приему платежей ("Марии-Ра") на лицевые счета абонентов в биллинговые системы операторов, заключает договоры с поставщиками услуг на прием платежей, осуществляет расчеты с ними.

Как пояснила Ксения Кратенко, руководитель отдела по работе с поставщиками услуг компании "Винус", при реализации сервиса "Сдача на счет" используется точно такая же схема взаиморасчетов, как и с владельцами платежных терминалов. То есть "Мария-Ра" получает вознаграждение от владельца платежной системы, а он в свою очередь — от поставщиков услуги (операторов сотовой связи).

В ходе презентации проекта Татьяна Степанченко,менеджер по проектам группы компаний "Ритейл Сервис", рассказала, что попытки внедрить в магазинах услугу по приему мобильных платежей начали предприниматься несколько лет назад. Но у них был один недостаток — они занимали много времени. Для совершения платежа кассиру сначала нужно было рассчитать покупателя "до копейки" и только после этого принять платеж за мобильную связь. Сегодня среднее время ожидания покупателя в очереди в зависимости от времени совершения покупки составляет от трех до семи минут. На платеж за мобильную связь, осуществляемый таким способом, уходило еще две–четыре минуты, что увеличивало время обслуживания покупателей. Поэтому в часы пик ритейлеры отказывались от этого сервиса.

"В 2006 году подобную услугу в Новосибирске ввела компания "Сибириада". Однако от этой практики постепенно отказалась, поскольку ручной ввод номеров мобильных телефонов приводил к увеличению времени обслуживания покупателей и также создавал очереди, — рассказала Татьяна Степанченко. — "Сибириада" зарабатывала на таких транзакциях 1–2% от вносимой суммы. Из федеральных компаний подобный проект запускала сеть "Копейка" (с комиссией 2–3%). Но и она отказалась от приема платежей из-за снижения пропускной способности касс".

Разработка "Ритейл Сервиса" позволила сократить время пополнения лицевого счета мобильного телефона покупателя на кассе с нескольких минут до четырех-пяти секунд. При этом посетитель розничной продуктовой сети может пополнять лицевой счет своего мобильного телефона, используя сдачу, полученную при оплате покупок наличными в кассе магазина. Технология позволяет гибко указывать сумму платежа: это может быть вся сдача от покупок или только ее часть. Например, перевести можно только мелочь, а купюры забрать. Покупатель может перечислить на счет телефона любую сумму начиная с двух рублей.

Некоторые итоги реализации проекта таковы. В сети "Мария-Ра" ежедневно совершается более 410 тыс. покупок. Более 7% из них сопровождаются оплатой услуг сотовой связи на кассах магазинов. Ежедневно услугой пользуются 25–30 тыс. покупателей торговой сети. Более 280 тыс. человек приобрели карты "Плати меньше, живи лучше", по которым производится оказание сервиса. К ним привязано более 670 тыс. мобильных номеров. В среднем к одной карте прикреплено два-три мобильных номера. Каждый день услугой "Сдача на счет" начинают пользоваться около 3 тыс. человек.

В перспективе в проекте может добавиться количество услуг, которые возможно оплатить. Сервис может внедрить любой магазин, который использует на кассе софт "Артикс".

"Эффект можно увидеть через два-три месяца"

Генеральный директор группы компаний "Ритейл Сервис" Павел Старцев более подробно рассказал о том, для чего компаниям нужна автоматизация.

—  Павел Леонидович, что вы понимаете под автоматизацией предприятия?

—  Автоматизация —  это решение конкретных задач компании с помощью информационных технологий (специализированного программного обеспечения и оборудования). Необходимость в автоматизации возникает тогда, когда вручную справиться с потоками информации становится невозможно, когда имеющаяся система не позволяет предприятию решать возникающие перед ним задачи. На предприятиях розничной торговли в основном автоматизируют процессы товародвижения, управления отношениями с покупателями. Это дисконтные или бонусные системы, бухгалтерский учет и т. д. Основные задачи, которые призвана решать автоматизация в рознице, —  прозрачность учета и эффективное управление товародвижением. В сфере общественного питания и гостиничном бизнесе задача другая —  быстрое и качественное обслуживание клиента, предоставление широкого спектра услуг.

—  Когда в крае появился первый автоматизированный магазин?

—  Если говорить о предприятиях розничной торговли в формате самообслуживания в Барнауле, то в 1998 году. Магазин находился в торговом комплексе "Вавилон" и принадлежал известному предпринимателю Павлу Тулину, владельцу сети "28 апельсинов". Это был первый продуктовый супермаркет, применивший POS терминалы (от англ. Point Of Sale —  "точка продажи" —  контрольно-кассовая машина с фискальной памятью, обладающая возможностями персонального компьютера по вводу-выводу, хранению, обработке и отображению информации).

Второй известный в городе супермаркет —  "Ермак" —  открылся в феврале 2000 года на Докучаевском рынке. Проект по автоматизации данного магазина был полностью выполнен нашей компанией. Торговые сети начали автоматизироваться чуть позже, например, розничная сеть "Мария-Ра" подошла к вопросу автоматизации в 2002 году, когда в нее уже входило 27 магазинов. Непродуктовая розница начала автоматизироваться примерно в это же время.

Кафе "Старый город" было первым, кто начал использовать популярную сегодня в ресторанном бизнесе систему R-Keeper (многофункциональная система, включающая в себя целое семейство программных продуктов, из этих компонентов можно построить систему, удовлетворяющую потребностям конкретного ресторана или кафе). До появления в 1999 году нашей компании предложений по комплексной автоматизации предприятий розничной торговли и общественного питания на местном рынке не было.

—  Какова сегодня доля автоматизированной розницы в крае?

—  Точно сказать сложно. По разным оценкам, от 20% до 30%. В основном это магазины федеральных и региональных сетевых компаний, таких как "М.видео", "Эльдорадо", "Лента", "Мария-Ра", "Новэкс", "Холидей", "Аникс" и др. В крупных городах процент автоматизированных предприятий в разы выше, чем в районах. Помимо крупных игроков, в каждом городе есть несколько локальных сетевиков. Например, в Барнауле это "Раздолье", "Тереза", "Хорошее настроение", "Хелми", "Пятый элемент", "Знак", "Грааль" и многие другие. Малый бизнес —  самый многочисленный сегмент в торговле, но в меньшей степени использующий возможности автоматизации.

—  Какова стоимость реализуемых вами проектов?

—  Проекты бывают разные, поэтому и стоимость варьируется от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Стоимость типового проекта по автоматизации торговой точки на одну кассу с полным набором программного обеспечения, оборудования и услуг по их внедрению начинается от 80 тыс. рублей. Минимальная цена комплексных решений для ресторанов составляет 150 тыс. рублей.

—  Через какое время эти проекты окупаются?

—  Все зависит от конкретного проекта, от того, какую цель ставит перед собой предприятие при внедрении той или иной системы. После внедрения системы предприятие получает возможность детально анализировать свою деятельность в различных разрезах и рассчитать экономический эффект. Некоторые получают такой эффект от внедрения системы уже через два-три месяца, некоторые через один год и более. Ведь автоматизация —  это мощный инструмент для управления бизнесом, а результат зависит от того, как этот инструмент использовать.

—  Вы обслуживаете торговые точки федеральных сетей, которые работают в крае?

—  У нас в крае таких компаний пока что мало. Мы обслуживаем "Детский мир", "Л'Этуаль". В основном федеральные сети имеют собственные службы, которые занимаются обслуживанием их IT-инфраструктуры.

Что мы знаем о "Ритейл Сервис"

Группа компаний "Ритейл Сервис" создана в 1999 году в Барнауле. Она специализируется на автоматизации бизнес-процессов предприятий розничной торговли, общественного питания, развлекательных центров, гостиниц, санаториев. Является системным интегратором существующих на рынке решений, занимается подбором и продажей оборудования и программного обеспечения, обучением персонала компаний-клиентов работе с новыми системами, технической поддержкой, поставкой расходных материалов, производством этикеточной и упаковочной продукции. В ГК "Ритейл Сервис" разработано собственное кассовое программное обеспечение "Артикс", которое позволяет торговым предприятиям управлять процессом продажи.

Клиентами компании являются торговые сети "Мария-Ра", "Новэкс", "Холидей Классик", "Аникс", "Ольтамар", "Океан", "Хорошее настроение", "Раздолье", "Копеечка", "Зеленый пеликан", "Хелми", "Скаут" и многие другие.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость