Жизнь

Видео. Леонид Парфенов подверг резкой критике нынешнее состояние российского телевидения

Парфенов стал первым лауреатом премии премии имени Влада Листьева, присуждаемой за яркое воплощение на экране творческих принципов знаменитого журналиста, убитого в Москве в 1995 году.

Принимая награду, бывший звездный ведущий НТВ, бывший главный редактор журнала "Русский Newsweek" и автор многочисленных телевизионных проектов отметил, что, так как это профессиональная премия, он разделяет ее со своими коллегами – соавторами и командой, которая трудится над телепроектами.

Парфенов сделал целый ряд критических замечаний по поводу ситуации на российских федеральных телеканалах.

"Вряд ли назовешь его гражданским общеполитическим институтом", - сказал Леонид Парфенов.

"Огосударствление телеинформации"

Анализируя состояние современного телевидения в России, Парфенов сказал, что, по его мнению, в 2000-е годы произошло "огосударствление телеинформации", а все темы поделились на "проходимые по ТВ и непроходимые по ТВ".

Парфенов также отметил явный недостаток в федеральном телеэфире критических или скептических суждений о президенте и премьер-министре страны. "Высшая власть предстает дорогим покойником – о ней только хорошо или ничего", - сказал в своем выступлении автор проекта "Намедни".

Приемы нынешнего российского телевидения Леонид Парфенов сравнил с тем, как строилась телевизионная работа в СССР – протокольные съемки встреч в Кремле, интонационные поддержки в тексте. "Это не новости, а старости", - сказал Парфенов.

"Назвать вещи своими именами"

"Я сам не борец и от других подвигов не жду, но надо хотя бы назвать вещи своими именами", - сказал журналист.

Парфенов упомянул также, что в четверг до начала церемонии вручения премии он встречался с журналистом "Коммерсанта" Олегом Кашиным, жестоко избитым три недели назад в центре Москвы.

"До нападения на него Олег Кашин для федерального эфира не существовал и не мог существовать. Он в последнее время писал про радикальную оппозицию, протестные движения и уличных молодежных вожаков, а эти темы и герои немыслимы на ТВ", - заметил Леонид Парфенов.

Газета "Коммерсантъ" называет речь журналиста, в которой он раскритиковал цензуру на российском телевидении, "гражданским подвигом".

Премия имени Влада Листьева была учреждена Фондом "Академия российского телевидения" (АРТ) и Первым каналом весной 2010 года. Денежный эквивалент премии составляет 1 миллион рублей, пишет bbc.co.uk.

Речь Парфенова – не первое за последнее время выступление лауреата российской телевизионной премии, в котором подвергаются критике институты, эту премию учредившие.

Напомним, в сентябре скандалом обернулось вручение премии Российской телеакадемии ТЭФИ.

Впервые в истории премии обладатель спецприза - Олег Дорман, за документальный фильм "Подстрочник" - отказался от бронзовой статуэтки.

Продюсер фильма от имени Дормана заявил на церемонии, что "среди членов Академии – люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за 10 последних лет".

Леонид Парфёнов,
журналист:

Сегодняшний телеэфир - не информация вовсе, а властный пиар, антипиар и самопиар власти. Работники ТВ- не журналисты, а чиновники", – таким стал лейтмотив выступления известнейшего телеведущего Леонида Парфенова на первой церемонии вручения телевизионной премии имени Влада Листьева, учрежденной фондом "Академия российского телевидения" и Первым каналом весной 2010 года. Именно он вполне заслуженно стал ее первым лауреатом. В жюри премии входят вдова убитого журналиста Альбина Назимова, президент фонда "Академия российского телевидения" Михаил Швыдкой, гендиректор ОРТ Константин Эрнст, председатель ВГТРК Олег Добродеев, заместитель генерального директора НТВ Татьяна Миткова, руководители других телеканалов и известные журналисты. Каждый обладатель статуэтки сидящего мальчика, обхватившего руками колени и смотрящего ввысь, с 2011 года также будет принимать участие в жюри. Выступление Леонида Парфенова вышло пронзительным и, если учесть специфику собравшейся аудитории, весьма жестким: - Сегодня утром я был в больнице у Олега Кашина. Ему сделали очередную операцию, хирургически восстановили в прямом и переносном смысле этого понятия лицо российской журналистики. Зверское избиение корреспондента газеты "Коммерсант" вызвало гораздо более широкий резонанс в обществе и профессиональной среде, чем все другие покушения на жизнь и здоровье российских журналистов. В реакции федеральных телеканалов, правда, могла подозреваться заданность – ведь и тон немедленного отклика главы государства на случившееся отличался от сказанного первым лицом после убийства Анны Политковской. И еще. До нападения на него Олег Кашин для федерального эфира не существовал и не мог существовать. Он в последнее время писал про радикальную оппозицию, протестные движения и уличных молодежных вожаков, а эти темы и герои немыслимы на ТВ. Маргинальная вроде среда начинает что-то менять в общественной ситуации, формирует новый тренд, но среди тележурналистов у Кашина просто нет коллег. Был один Андрей Лошак, да и тот весь вышел – в интернет. После подлинных и мнимых грехов 90-х в 2000-е годы в два приема – сначала ради искоренения медийных олигархов, а потом ради единства рядов в контртеррористической войне – произошло огосударствление "федеральной" телеинформации. Журналистские темы, а с ними вся жизнь, окончательно поделились на проходимые по ТВ и непроходимые по ТВ. За всяким политически значимым эфиром угадываются цели и задачи власти, ее настроения, отношение, ее друзья и недруги. Институционально это и не информация вовсе, а властный пиар или антипиар – чего стоит эфирная артподготовка снятия Лужкова. И, конечно, самопиар власти. Для корреспондента федерального телеканала высшие должностные лица – не ньюсмейкеры, а начальники его начальника. Институционально корреспондент тогда и не журналист вовсе, а чиновник, следующий логике служения и подчинения. С начальником начальника невозможно, к примеру, интервью в его подлинном понимании – попытка раскрыть того, кто не хотел бы раскрываться. Разговор Андрея Колесникова с Владимиром Путиным в желтой "Ладе-Калине" позволяет почувствовать самоуверенность премьера, его настроение на 2012 год и неосведомленность в неприятных темах. Но представим ли в устах отечественного тележурналиста, а затем в отечественном телеэфире вопрос, заданный Колесниковым Путину: зачем вы загнали в угол Михаила Ходорковского? Это снова пример из "Коммерсанта" – порой возникает впечатление, что ведущая общественно-политическая газета страны (вестник отнюдь не программно-оппозиционный) и федеральные телеканалы рассказывают о разных Россиях. А ведущую деловую газету "Ведомости" спикер Грызлов фактически приравнял к пособникам террористов – в том числе по своей привычке к контексту российских СМИ, телевидения, прежде всего. Рейтинг действующих президента и премьера оценивают примерно в 75%. В федеральном телеэфире о них не слышно критических, скептических или иронических суждений. Замалчивается до четверти спектра общественного мнения. Высшая власть предстает дорогим покойником: о ней только хорошо или ничего. Притом, что у аудитории явно востребованы и другие мнения: какой фурор вызвало почти единственное исключение – показ по телевидению диалога Юрия Шевчука с Владимиром Путиным. Вечнозеленые приемы, знакомые каждому, кто застал Центральное телевидение СССР. Когда репортажи подменяет протокольная съемка "встреча в Кремле", текст содержит "интонационную поддержку", когда существуют каноны показа: первое лицо принимает министра или главу региона, идет в народ, проводит саммит с зарубежным коллегой. Это не новости, а старости – повторения того, как принято в таких случаях вещать. Возможны показы и вовсе без инфоповодов – на прореженной эфирной грядке любой овощ будет выглядеть фигурой просто в силу регулярного появления на экране. Проработав только в Останкине или для Останкина 24 года, я говорю об этом с горечью. Я не вправе винить никого из коллег, сам никакой не борец и от других подвигов не жду. Но надо хоть назвать вещи своими именами. За тележурналистику вдвойне обидно при очевидных достижениях масштабных телешоу и отечественной школы сериалов. Наше телевидение все изощреннее будоражит, увлекает, развлекает и смешит, но вряд ли назовешь его гражданским общественно-политическим институтом. Убежден, это одна из главных причин драматичного спада телесмотрения у самой активной части населения, когда люди нашего с вами круга говорят: чего ящик включать, его не для меня делают! Куда страшнее, что большая часть населения уже и не нуждается в журналистике. Когда недоумевают: ну, побили, подумаешь! Мало ли кого у нас бьют, а чего из-за репортера-то такой сыр-бор? – миллионы людей не понимают, что на профессиональный риск журналист идет ради своей аудитории. Журналиста бьют не за то, что он написал, сказал или снял. А за то, что это прочитали, услышали или увидели.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость