Игорь Иртеньев,
поэт:
Конечно, это была целая эпоха. Она рано начала, и человек-то она была еще молодой, самая младшая из этой великой генерации. Рано начала— и на протяжении всей жизни ни строкой, ни буквой не поступилась ни жизненных, ни поэтических принципов. Ее отличала редкая гражданская отвага, известно, сколько писем она подписывала в защиту несправедливо осужденных.
Виктор Ерофеев,
писатель:
Уходят они, один за другим— Аксенов, Вознесенский, теперь Белла Ахмадулина… Великие шестидесятники, которые возродили и душу нашу, и сердце наше, и тело наше той эпохи. Освободили, и каждый нашел свой язык, нашел свое слово.
И у Ахмадулиной было свое слово— слово серебристое, светлое. Мы под этим словом развивались— все люди „Метрополя“, того поколения— все жили этим ахмадулинским словом и верили в чистые помыслы того, что она писала.
Каждый концерт ее, помню по ранней молодости, был освобождением, расставанием с мраком. Были и камерные концерты, были и на целые стадионы— то, что немыслимо сейчас.
Справка
Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Начала печататься в 1953-м, когда училась еще в школе. После школы Ахмадулина поступила в Литературный институт, еще студенткой начала публиковаться в литературных журналах, а также в рукописном издании "Синтаксис". Помимо поэзии она занималась журналистикой, писала очерки. В 1959 году Ахмадулину исключили из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановили, и в 1960 году она закончила Литинститут, защитив диплом на "отлично".
Известность Ахмадулина получила в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете— вместе с Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Робертом Рождественским, собиравшими огромную аудиторию. Первый сборник стихов Ахмадулиной "Струна" отмечен поисками собственных тем. Позднее вышли в свет "Уроки музыки", "Стихи", "Свеча" и "Метель".
Собственный поэтический стиль мастера формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила "высоким штилем". Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация "старинного" слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.
Во многих стихах Ахмадулина играет со временем и пространством, воскрешает атмосферу преимущественно XIX столетия. Она всегда избегала, в отличие от других "шестидесятников", общественно-значимых социальных тем.
Ахмадулина подписала фактически все письма в защиту диссидентов и многих других попадавших в беду людей. Она ездила в ссылку к Сахарову, пробившись сквозь кордоны милиции.
В 1977 году Ахмадулина была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1979 году сюрреалистический рассказ Ахмадулиной "Много собак и собака" вошел в неофициальный альманах "Метрополь".
Ахмадулину считают одним из наиболее ярких поэтов, начинавших во время хрущевской оттепели. В 1989 году ей, убежденно антиполитическому поэту, присуждена Государственная премия СССР.
В творчестве Ахмадулина известна также переводами из грузинских поэтов и как автор ярких, написанных высоким слогом эссе, посвященных друзьям, писателям и художникам.