Экономика

Перевозчики не дождались конкурса на распределение маршрутов

С 16 декабря междугородные перевозчики начали подавать документы на перезаключение договоров с краевой администрацией. Казалось бы, завершение срока действия прежних документов должно стать поводом для проведения конкурса. Постановление об этом было подписано губернатором края в конце марта текущего года. Однако в краевом управлении по транспорту решили не проводить конкурс, а просто перезаключить договоры. Об этом перевозчикам сообщили на совещании, прошедшем на прошлой неделе.

Михаил Хаустов

В течение 2010 года ни один междугородный маршрут в Алтайском крае не был выставлен на конкурс. Первую подобную попытку сорвала прокуратура. Ее не устроил пункт, согласно которому единственный участник конкурса признается победителем. Ведомство считает, что эта норма имеет коррупционную составляющую, а в администрации края не знают, как быть, когда конкуренции на маршруте просто нет.

До решения распределять межмуниципальные маршруты по конкурсу заявки предпринимателей рассматривала специальная краевая комиссия. В профильном управлении и ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая" эту схему считали неэффективной по нескольким причинам. Во-первых, не было четких критериев отбора претендентов, из-за чего на рынок пришло много случайных людей. Во-вторых, после заключения договора сложно заменить одного перевозчика другим. Теперь, согласно постановлению, комиссия может назначить конкурс, если открывается новый маршрут, если кто-то из перевозчиков уходит с рынка или если предприниматель нарушил установленные договором условия. Например, не соблюдал нормы безопасности перевозок, в результате чего произошло ДТП и пострадали пассажиры. Также конкурс может проводиться, если у перевозчика заканчивается срок действия договора.

Первый конкурс — в марте

Заместитель начальника Управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи Виктор Прозоров объяснил решение не проводить конкурс тем, что его ведомство просто не сможет выставить на него сразу 280 маршрутов. "Мы будем постепенно перезаключать договоры в течение пяти лет. График проведения конкурсов сейчас разрабатывается", — сообщил г-н Прозоров. По его словам, в первую партию попадут маршруты неблагополучных перевозчиков. В качестве ориентировочной даты проведения первого конкурса он обозначил март следующего года.

Виктор Прозоров,
заместитель начальника Управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи:

Отказавшись в прошлом году от автоматического перезаключения договоров, мы и сейчас придерживаемся той же позиции. Текст договора у нас остается неизменным. Возможно, там появятся лишь небольшие корректировки в связи с изменением законодательства. Это касается наличия в автобусе оборудования ГЛОНАСС, ремней безопасности, остальное в тексте договора мы уже отработали.

Несмотря на то что перевозчикам удастся в этом году избежать конкурсной процедуры, их документы будут подвергать тщательному изучению. Так, было отмечено, что особое внимание комиссия уделит возрасту автобусов. Сейчас в крае иногда выходит на маршруты техника, срок службы которой уже превысил 25 лет. Такие автобусы, помимо обычного техосмотра, будут проходить дополнительную проверку специальной комиссией. Кроме того, перевозчик может лишиться маршрута, если в течение двух месяцев подряд не выдерживает регулярность движения на уровне 95% расписания.

Синдром ГЛОНАСС

В краевой администрации стараются также заставить перевозчиков устанавливать оборудование ГЛОНАСС. С 1 января 2011 года эта норма станет обязательной для владельцев пассажирского транспорта категории М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн). Но к середине декабря специальными навигаторами оказались снабжены только 170 автобусов из 500. "При заключении договоров мы будем очень внимательно относиться к наличию оборудования ГЛОНАСС и ремней безопасности. Если в автобусе их не окажется, то заключать договоры мы не будем. Соответственно, маршруты, которые останутся без обслуживания, пойдут на конкурс", — предупредил Виктор Прозоров.

У перевозчиков, в свою очередь, накопилось много вопросов относительно работы системы ГЛОНАСС. В частности, их интересовало, почему предприниматели должны тратить деньги на тахографы и ГЛОНАСС, функции которых дублируются. Не устраивает перевозчиков и то, что при покупке оборудования они должны вносить 100% пред­оплаты. Вызвало скепсис также то, что диспетчерский центр рекомендует покупать только три модели навигаторов.

Вопросы предпринимателей закономерны и справедливы — для многих стоимость этого спецоборудования неподъемна. Однако в администрации только разводят руками. "Всем ясно, что наличие тахографов обязательно по федеральному законодательству. Их пока никто не отменял. ГЛОНАСС же вводится в действие с 1 января также федеральным законом. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что сегодня необходимо иметь два прибора. Но мы работаем над тем, чтобы добиться совмещения функций ГЛОНАСС и тахографа. Если законодательно нам удастся провести это, то можно будет пользоваться одним прибором", — прокомментировал коллизию Виктор Прозоров.

Относительно рекомендуемых моделей навигаторов директор компании "Автовокзал — Пригород" Олег Шпомер объяснил, что в стране существует много производителей данного оборудования. Но есть требования Минтранса России, где перечислены опции, которые должен иметь прибор. Для работы автобусов по расписанию подходят три прибора.

Олег Шпомер,
директор компании "Автовокзал — Пригород":

У меня просьба не тянуть с покупкой оборудования до последнего. Не надо думать, что прибор подключается очень быстро. Те, кто уже пользуется ГЛОНАСС, знают, что процесс входа в систему оставляет желать лучшего.

Заместитель начальника УГИБДД ГУВД по Алтайскому краю Вячеслав Ганненко сказал, что пока он не располагает информацией о том, какие штрафные санкции будут применяться к владельцам автобусов, на которых после 1 января не окажется навигаторов.

Вячеслав Ганненко,
заместитель начальника УГИБДД ГУВД по Алтайскому краю:

Когда в ноябре в силу вступили поправки к Правилам дорожного движения, управлением ГИБДД было принято решение не наказывать водителей в течение 10 дней, а только делать предупреждения. Мы не карающий, а контролирующий орган.

В то же время начальник отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю Станислав Ильин поспешил огорчить перевозчиков: "За невыполнение федерального законодательства мы будем привлекать всех к административной ответственности. Это грозит предпринимателям штрафом от 3 до 4 тыс. рублей, для юридических лиц — от 30 до 40 тыс. рублей". Но тут же обнадежил: "Конечно, мы не будем штрафовать всех непосредственно 1 января, только после праздников начнем активную работу".

Автобусов стало меньше

По сравнению с 2008 годом снизилось количество заключенных договоров с перевозчиками с 174 до 155, при этом число обслуживаемых маршрутов увеличилось на 23. Общее количество транспортных средств, задействованных в межмуниципальных перевозках, снизилось за счет замены "Газелей" автобусами большей вместимости. Число "Газелей" на межмуниципальных маршрутах с 2008 года снизилось на 89 единиц, за прошлый год их число сократилось всего на пять единиц. На межмуниципальных маршрутах сегодня работают по договорам 1195 единиц техники.

Сколько стоит ГЛОНАСС

Согласно рекомендациям Минтранса РФ в краевом управлении по транспорту предлагают устанавливать модели оборудования ГЛОНАСС "Гранит 021", "Гранит 07" московского производства за 26 тыс. рублей или "Стат-2" новосибирского производства за 19,9 тыс. рублей. В Барнауле реализацией этого оборудования занимаются три компании. 500 рублей стоит его установка специалистами диспетчерского центра. За все машины предприниматель платит 650 рублей в месяц, еще 750 — за работающий транспорт.

Справка

За два последних года Алтайский край получил 280 автобусов в рамках программы поддержки отечественного автопрома.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость