Региональным парламентам теперь предоставляется право принять решение о переносе даты выборов. Это дает возможность до полугода продлевать или сокращать сроки полномочий законодательного органа региона - в случае, если срок полномочий истекает в течение 6 месяцев, предшествующих дню голосования на выборах депутатов Госдумы или в течение 6 месяцев, следующих за этим днем.(Действующее законодательство разрешает переносить выборы в региональные парламенты в рамках одного календарного года).
Принятые изменения коснутся 20–25 регионов России, в том числе Алтайского края. Председатель ЦИК РФ Владимир Чуров отмечает, что "окончательное решение вопроса остается за субъектом РФ".
По мнению Бориса Трофимова, секретаря Алтайского регионального политсовета "Единой России", совмещение выборов будет "логично и удобно для политических партий и для избирателей", поможет "разгрузить" мартовские президентские выборы 2012 года и снизить "выборные" расходы как краевого бюджета, так и партии. Г-н Трофимов считает, что совмещение выборов будет на руку "Единой России". (Ранее он заявлял, что алтайские единороссы на выборах в АКЗС намерены получить квалифицированное большинство (две трети мест), суммарно по одномандатникам и списочникам).
Представители других партий согласны, что совмещение выборов позволит экономить, но уверены, что единороссы в очередной раз правят законодательство "под себя". Депутат Госдумы "жириновец" Владимир Семенов полагает, что поправки усложнят работу партий в предвыборный период, но в то же время совмещение голосований может понравиться избирателям, устающим от череды выборов. С Семеновым согласен и справедливоросс Андрей Ляпунов: по мнению председателя исполкома алтайских "эсеров", проводить одновременно кампании разных уровней сложно и может отрицательно сказаться на результатах.
Александр Кынев,
руководитель региональных программ Фонда информационной политики:
Необходимость корреляции параллельных избирательных кампаний всегда делает избирательный процесс более сложным, что увеличивает риск ошибок. Законопроект принимается "под Санкт-Петербург", где у "Единой России" довольно низкий рейтинг, им кажется, что избиратели на выборах в Госдуму и региональный парламент будут голосовать примерно одинаково и можно будет "выехать" на рейтинге Путина и Медведева. Но на самом деле они могут обмануть сами себя и в итоге понизить результаты голосования на федеральных выборах в целом по стране, потому что региональные лидеры могут быть вовсе не так популярны.
Кроме того, когда выборы совмещены, более яркая кампания затмевает остальные, и голосование по ним может носить характер "шумового фона". Риск в том, что, если какая-нибудь партия "выстрелит" на федеральных выборах, она автоматически может поднять голосование в ряде регионов, и наоборот, если очень популярный человек идет на региональные выборы, он может автоматически поднять результаты этой партии и в Госдуму. А поскольку на региональных и федеральных выборах разные системы распределения мандатов, смешение стратегий, особенно если интересы местной и федеральной власти будут различаться, может привести к необходимости решать, какими выборами пожертвовать - региональными или федеральными.
Еще одна тонкость – явка избирателей: на выборах в Госдуму конкурируют не столько партии, сколько регионы, так как от количества процентов, которые получит партия в регионе, зависит количество мест в Думе, – это стимулирует власти многих регионов к повышению явки. Но в одних регионах повышение явки будет работать на власть, а в других – на оппозицию. Не секрет, что на некоторых выборах власть работает на низкую явку, потому что важно получить формальнеый процент, и делает таким образом, чтобы подконтрольный избиратель пришел, а оппозиционный остался сидеть дома. А на выборах в Госдуму стратегия другая...
Главное - нельзя забывать о разнообразии страны и принимать одни и те же меры, одинаковые для всех. Ситуация во всех регионах разная. Нужно изучать электоральную географию, динамику явки, по городам и сельской местности. Конечный результат будет зависеть от конкретной социально-экономической и политической ситуации в регионе. Во многих регионах – например, в Тюменской области не хотят совмещать выборы, потому что прекрасно понимают эти риски, что для них не очень целесообразно такое смешение.
И еще необходимо помнить, что речь идет о праве, а не об обязанности – регион сам должен решить, насколько необходим этот перенос выборов. Но часто чиновники в регионах любят выдавать право за обязанность, реализуя приказы из Москвы.
По словам Бориса Трофимова, депутаты АКЗС приступят к разработке проекта краевого закона сразу после того, как закон будет принят во втором чтении на федеральном уровне.
Самое важное - в нашем Telegram-канале