Кто он, советский человек: всего-навсего миф, созданный пропагандистской машиной прошлого, или реальный продукт ушедшей эпохи "развитого социализма", который до сих пор живет в большинстве из нас, руководит нашими мыслями, желаниями и поступками?
Эту тему обсуждают участники очередного "Дискуссионного клуба".
Василий Лебедев-Кумач,
советский поэт:
Всех лучше советские скрипки
На конкурсах мира звучат,
Всех ярче сверкают улыбки
Советских веселых девчат.
И звезды сильней заблистали,
И кровь ускоряет свой бег,
И смотрит с улыбкою Сталин –
Советский простой человек.
Михаил Шишин,
доктор философских наук, профессор, руководитель Алтайского краевого общественного фонда "Алтай – XXI век":
Объективная реальность называется "евразийский этнос". Эта общность появилась давно, идеи о глубоком единстве евразийских народов высказывали многие русские философы. Так что фундаментальная основа под "советским человеком" есть, но она гораздо глубже, гораздо дольше, чем советская реальность. И она неизбывна – это слишком большая история, у нее слишком глубокие корни, чтобы их можно было разрушить какими-то перестройками. Это как-то связано с природой, мы очень природные люди. С ощущением пространства, от слова "простор" – мы очень любим волю.
Абсолютно для всех евразийских народов характерны удивительная вера в государство и одновременно ненависть к его косному бюрократическому аппарату. И этот феномен, транслируясь, преломляясь, порождает нашу совковость. Мы, с одной стороны, как будто ждем от государства чего-то, не желая по большому счету ничего делать. С другой стороны, мы всегда его хулим. Это худший аспект совковости. А в лучшей грани проявляется во внешней объединенности – да, мы легко объединяемся, вот этого не дождешься никогда на Западе. При этом мы забиваемся в свои квартирки, и там проявляются и наша тирания, и какая-то жадность, и ханжество, и мещанство. По большому счету это рабство. Совковость – она в какой-то рабскости, которая сейчас трансформировалась в тюремно-зэковскую культуру. Шансон, наколочки – это вот атрибуты рабской психологии. От нее никуда не денешься, рабство для нас слишком близко, прошло слишком мало времени. Еще одна печальная грань евразийства и совковости – наша лень, мы всегда готовы откладывать, верить, что само как-то сделается, играть в финансовые пирамиды… Это то же самое, что засунул руку, достал щуку и все получил.
Никогда не было этого советского человека, был евразиец, просто на него все время подвешивались и подвешиваются какие-то идеологемы. И в силу своей лени мы не можем трезво посмотреть на них, мы облекаемся в них, мы любим ложные идеологемы, вот в чем, наверное, главная проблема совковости.
Леонид Ивановский,
председатель Алтайской краевой организации профсоюза работников народного образования:
Я думаю, что советский народ существовал как народ, находящийся под властью советской системы, большевистской системы, сталинского режима – как угодно.
Мы подчеркивали – веря или не веря, глубоко веря или поверхностно, – что нас объединяет эта советскость, "чтобы в мире без Россий и Латвий жить единым человечьим общежитьем". Нас убеждали, мы сами себя убеждали – это наша общая Родина, и мы все советские люди. Другое дело, что кто-то из этих людей брал это одобрение существующего строя на себя добровольно, по наивности, кто-то все это только терпел – но все равно играли по советским правилам, которые предполагали, между прочим, и такую формулу: "Думаю одно, говорю другое, делаю третье". Я вспоминаю свою молодость и сам себе тоже могу сказать: да, я тогда был советским человеком.
Конечно, ежели эту советскость формировали 70 лет, так просто она не уйдет. Не случайно сейчас существует такой несколько пошловатый термин "совок" – если это не трагедия, то очень большая проблема для нашего народа. Это установка на "циркуляр сиди и жди, нам, ребята, думать неча, за нас думают вожди", этим ведь и молодежь поражена. Она не хочет и не умеет брать на себя ответственность за жизнь общества, в лучшем случае – только за самого себя. Этот гражданский и политический инфантилизм характерен для советского человека. Советскость – это болезнь, это нечто отрицательное, значит, она пройдет, может быть, вместе с нами – как люди уносят болезни в могилу, так и человеческие общества. Уже сейчас мы каждодневно от этого освобождаемся. А вы думали, раз – и готово? Да так не бывает никогда.
Евгения Ним,
кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики АлтГУ:
Конечно, советский человек существовал, более того, я думаю, что этот типаж существует и в современный период. Многие люди, в основном старшего поколения, до сих пор ассоцируют себя с Советским Союзом.
Я не совсем специалист в этой сфере, есть люди, которые специально занимаются советским менталитетом, – к слову сказать, сейчас это модное направление. Я постоянно вижу название исследований, в которых фигурируют слова "советский", "постсоветский", – возможно, есть необходимость реконструировать этот исторический период. Социальные историки, социальные антропологи занимаются этой тематикой, пытаясь понять, что Советский Союз значил именно для обычного человека, для обывателя. Они проводят серии интервью, изучают атрибуты советской жизни. Мне недавно встретилась монография "Нижнее белье в советскую эпоху как атрибут чего-то там". Что ел советский человек, во что одевался – даже в отношении к нижнему белью отражалась эпоха – воспринималось ли оно как ценность, было ли вообще таковым. Серьезная монография, там диссертация, по-моему, в основе.
Я думаю, разные люди вкладывают в словосочетание "советский человек" разные смыслы в зависимости от принадлежности к социальной группе. Для кого-то эти ассоциации скорее положительные, для других – очень и очень отрицательные. Я думаю, молодое поколение придерживается второй точки зрения, для них советский человек ассоциируется с инфантильностью, социальной пассивностью, неспособностью гибко адаптироваться к изменениям в обществе, неспособностью принять вызов времени.
Опрос. В СССР было лучше?
Татьяна Рассохина:
Тогда было надежно. А сейчас мой ребенок на "отлично" окончил школу, никуда не поступил, работы нет. При СССР было больше возможностей реализовать себя, получить достойное образование, найти оплачиваемую работу.
Игорь Тюрин:
Надо поделить все общество на социальные категории граждан, чтобы говорить о том, кому жилось тогда хорошо, а кому – сейчас. Тогда образование и медицина были бесплатные. Зато сейчас товаров столько – только денежки выкладывай. Все есть.
Валерий Секисов:
При СССР жилось лучше в том плане, что все было бесплатное, а сейчас за все надо платить: здравоохранение, образование.
Ольга Милехина:
И при Советах, и в современной России есть свои плюсы и минусы. На мой взгляд, тогда все было по-другому, это были лучшие времена, чем нынешние. Сейчас поменялись приоритеты.
Самое важное - в нашем Telegram-канале